Отцам, папам, батям

|

Сразу три книги порадуют заботливых родителей: издательство «Никея» при участии интернет-журнала «Батя» выпустило три сборника по проблемам воспитания детей.

Как провести свободное время с ребенком, чтобы эти минуты запомнились как самые яркие? Как рассказать интересную сказку? Как стать настоящим отцом? Об этом мы побеседовали со священником Дмитрием Березиным, шеф-редактором серии книг.

– Российский рынок печатной продукции наполнен литературой по семейной психологии, по проблемам воспитания детей. Почему Вы решили еще издавать книги по проблемам воспитания?

Священник Димитрий Березин

Священник Димитрий Березин

– Действительно, книг о воспитании написано и издано великое множество. Среди них немало и хороших, и полезных. Мы не стремимся заменить их. Однако есть один немаловажный момент почти во всех этих книгах: они про мам и для мам. Как-то так сложилось в литературе о воспитании, что отцам в ней отведена очень незначительная роль.

Известные мне книги, написанные для пап, можно пересчитать по пальцам. Из них достойна внимания только «Отцы и дети» Галины Калининой. Между тем, мы пока не берем на себя труд поучать, как нужно воспитывать детей. В трех изданных альманахах мы собрали статьи по трем, на наш взгляд, самым важным темам:

  • «17 лучших дней»  – о тех занятиях, которыми можно заниматься детям вместе с папой в течение года. Все согласны, что отец должен больше уделять времени детям… но как это делать? Сделайте кораблик, изучите игру в шашки, соорудите домашний тир, отправьтесь в велопробег – обо всем этом данная книга.
  • «Отцы, папы, бати» – примеры отцовства. Как дефицитны примеры хороших отцов. С одной стороны, почти каждый может сказать о своем отце что-то доброе. Кто-то гордится отцом, кто-то просто любит и уважает, а кто-то и не знает вовсе. Мы начали собирать воспоминания об отцах.
  • «Сказочник» – книга о том, как сочинять, рассказывать и читать сказки. Ведь дети очень любят, когда папа читает сказки. А еще больше любят, когда сочиняет. А еще в ней несколько замечательных современных сказок с картинками.

– Отец Дмитрий, накладывает ли какой-то отпечаток на книги тот факт, что Вышеф-редактор проекта – священник, а не мирянин?

– Как священник я регулярно общаюсь с детьми и родителями, и тут приходится сталкиваться с целым спектром проблем, как в воспитании детей, так и в воспитании родителей.

– Психологи выделяют некоторые типичные проблемы поколений. Так, для поколения  детей 1990-х годов некоторые психологи выделяли проблемы страха и застенчивости. Как Вы думаете, каковы основные проблемы, с которыми сталкиваются современные родители? О чем  говорит Ваш опыт?

– Боюсь, основными проблемами поколения 2000-х будет отсутствие жизненного фундамента и цели жизни.

Сегодня мы сталкиваемся с тем, что детям не на что опереться: веру родители «не навязывают», да и сами не особо имеют, родительский авторитет все легче подрывается соответствующими мультфильмами, так же, как и авторитет учителей и старшего поколения, – у современного поколения потерян идеализм, стремление к высшему. Столь модный сейчас «стёб» стал неотъемлемой частью образа успешного подростка в то время, как стёб незаметно убивает в жизни все святое.

Соответственно, и стремиться становится не к чему. А раз не к чему – включаются механизмы саморазрушения: прожигание жизни, хамство, пьянство, блуд, наркомания, суициды.

Например, уже стала «нормой» ругань матом в начальной школе. Даже среди детей, регулярно приходящих в храм и исповедующихся, этот грех никак не проходит. А ведь мат – это не только грех сквернословия, но еще и определенные образы взаимоотношения полов, гадкие образы.

Страшная неадекватная агрессия также является следствием отсутствия фундамента жизни – доставление другому человеку страданий становится чуть ли не доблестью, причем все чаще приходится слышать жуткие примеры. Девочки жестоко избивали одноклассницу, снимая это на камеру, – это вам не за косички друг друга дергать; мальчики из 8 класса изнасиловали девочку из своего класса; девочки-подростки системно грабили одиноких пенсионеров и так далее. Среди детских преступлений около половины тяжкие и особо тяжкие, и все неподсудные – нельзя же судить до 14 лет.

Причиной, конечно, являются взрослые. Но не всегда это однозначно семья – слишком часто преступниками становятся дети вполне приличных и добрых людей.

– О. Дмитрий, Вы посвятили часть своей жизни тому, чтобы рассказывать, как стать настоящим отцом для своего ребенка. Вы можете назвать какие-то «критерии» отцовства? Какими качествами должен обладать настоящий отец?

– В журнале «Батя» есть рубрика «Измени себя сам». Я полагаю, чтобы стать настоящим отцом, нужно прежде всего стать настоящим человеком, настоящим православным христианином, чтобы быть совершенными, как Отец наш Небесный.

Ведь нельзя однозначно сказать: делай так и станешь хорошим отцом. В каждом случае любящее родительское сердце должно подсказывать, как поступать. Здесь важно многое:  и взаимоотношения с супругой (когда в семье нет взаимопонимания и любви, детям становится страшно), и поведение по отношению к своим родителям, и отношение к работе и обязанностям, и отношение к другим людям, и жизненные цели и ориентиры («срубить бабла» или сделать кому-то доброе дело), и как отец решает проблемы ребенка (учит принимать решения и нести ответственность, помогая в трудной ситуации, или же «решает все проблемы»), и многое другое.

Мы приводим в альманахе пример святого праведного Алексия Мечёва и его сына – священномученика Сергия Мечёва. Пример праведной жизни отца сделал святым сына, хотя иногда они друг с другом могли и не соглашаться (продолжительность и уставность богослужения, строгость исповеди и т.д.).

Или пример жизни летчика-испытателя Юрия Гарнаева, также приведенный в альманахе «Отцы, папы, бати», описанный его дочерью.

Есть и отрицательные примеры, когда отсутствие отцовского воспитания или неадекватность такого воспитания делали из ребенка преступника. Думаю, почти каждый сможет вспомнить хулиганов из школьного детства – почти все они имели проблемы с отцами.

Фото: Антон Мусатов

Фото: Антон Мусатов

– Постоянная дилемма родителей – позволить или нет, баловать или нет… Можете ли Вы сформулировать некие принципы, когда стоит проявлять строгость в воспитании, а когда нет?

– Прежде всего, здесь надо исходить из полезности для ребенка, поскольку зачастую подобные решения принимаются сквозь призму собственного желания/нежелания («разрешу тебе еще поиграть на компьютере, потому что по телевизору интересный сериал»).

Я обычно рекомендую в зависимости от возраста ребенка постепенно расширять его сферу принятия решений и несения за них ответственности.

Например, ребенок лет 4 может принять решение сам: одеть на прогулку более легкие, но красивые перчатки, или теплые, но менее красивые варежки. Родитель может предупредить, что на улице мороз, и руки могут замерзнуть. Пусть ребенок выберет. Если замерзнут руки, можно напомнить о том, что этот выбор ребенка был вопреки рекомендации родителя. Но конечно, не нужно вставать в позу  и уж тем более оставаться черствым «исполнителем наказания», надо помочь согреться.

Иногда, конечно, необходимо настаивать, особенно это касается занятий, не требующих усилий, – телевизора и компьютера. Здесь постепенно надо внушить мысль, что если сказано выключать, то надо выключать (только говорить о выключении надо не за 5 секунд, а постепенно, минут за 10, потом дождаться логической паузы, то есть вести себя тактично по отношению к детям).

Не исключено, что придется перенести пару-тройку истерик по этому поводу, но последовательность ваших действий и отсутствие реакции на истерики быстро наведут мир (особенно если ближе к концу истерики приласкать ребенка, поговорить, отвлечь, не уступая, однако, в той просьбе, по которой случился срыв).

Постепенно увеличивая меру ответственности, мы учим ребенка принимать решения и видеть их результаты. Так мы учим здоровой самостоятельности и рассудительности в противовес самостоятельности стихийной, которая развивается к переходному возрасту у детей, у которых «не было проблем», и за которых все решали родители.

То же касается и различных занятий, в том числе домашнего труда. Часто бывает легче и лучше сделать самому, но кем тогда вырастут наши дети?

Ну и конечно, во всем должна быть любовь.

– Ваши пожелания читателям книг?

– Нам бы очень хотелось объединять всех, кому небезразлично будущее детей: мы приглашаем к сотрудничеству авторов, ждем вашего участия в проводимых конкурсах, ждем отзывов на изданные книги и публикуемые в интернет-журнале «Батя» статьи.

Желаю вам подарить своим детям 17 лучших дней, попасть в очередной альманах «Отцы, папы, бати» и рассказать своим детям сказки не хуже, чем «Сказочник».

Беседовала Елизавета Меркулова

Презентация книг о воспитании детей «Отцы, папы, бати», «17 лучших дней жизни» и “Сказочник” (Никея, М., 2012) состоится 4 апреля в 19.00 в культурном центре «Покровские ворота» (ул.Покровка, д.27, стр.1)

Гость вечера – священник Дмитрий Березин, шеф-редактор серии книг.

Вход свободный.

Читайте также:

Отец не актуален?

Папа и воспитание

Дети и работающий папа

Где ты, счастье?

Отцовский инстинкт — миф?

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Батя, который создал «Батю»

Никакие успехи в бизнесе не заменят ощущения единства семьи

Ребенок не послушает духовника, если в семье все по-другому

Но есть родители, которым можно сказать: «Спасибо за детей»

«Мы у детей ничего не просим, соблюдаем конспирацию»

Как однажды многодетные родители получили в подарок 5 телевизоров

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!