Почему англикане переходят в католицизм?

По сообщению CWN лидер Традиционного Англиканского Сообщества (Traditional Anglican Communion) архиепископ Джон Хепуорт (John Hepworth) сообщил, что более 150 клириков этой организации, включая 17 епископов, готовы войти в состав англиканского ординариата, создаваемого в католической церкви, уже в наступающем году. Прокомментировать это событие мы попросили диакона Михаила Таганова, доцента кафедры систематического богословия ПСТГУ, кандидата богословия, изучающего процессы, происходящие в современном англиканстве.

Главный англиканский храм - собор святого Павла в Лондоне

Главный англиканский храм - собор святого Павла в Лондоне

На мой взгляд, процессы, происходящие сегодня в англиканской церкви, вполне закономерны.

Англиканство, как отдельное протестантское исповедание, возникло в ХVI веке при английском короле Генрихе VIII. Король желал развестись со своей женой Екатериной Арагонской, но католическая церковь не давала на это согласия. В 1534 году Генрих VIII издал Акт о супрематии, в котором говорилось, что земная власть над английской церковью всегда принадлежала английским монархам, и этим вывел церковь Англии из-под юрисдикции Римского папы, став её официальным главой.

В англиканской церкви никогда не было внутреннего единства, в ней всегда шла борьба партий, фракций и так далее. Но для англикан, отделившихся от католичества, римская церковь все же оставалась матерью-церковью. Богослужебная, культурная традиция англиканской церкви имеет латинские корни. Так что, возвращение англикан в юрисдикцию Рима при каких-либо кризисных явлениях в английском протестантизме, в каком-то смысле, естественно.

Похожая ситуация с массовым переходом англикан в католичество имела место в середине XIX века, благодаря деятельности так называемого «Оксфордского движения». Самым громким и скандальным событием тогда стало обращение в католичество оксфордского профессора священника Джона Генри Ньюмана, возведенного впоследствии в сан кардинала. Но тогда «Оксфордское движение» имело конструктивный характер: оно стремилось к обновлению церковной жизни, к возвращению её соборных начал, боролось против гнета государственного аппарата в церковных делах. Благодаря «Оксфордскому движению» в англиканстве возродилось монашество, начался многообещающий диалог с православной церковью.

Нынешний «исход» англикан в католичество больше напоминает бегство, причиной которого, несомненно, является крушение нравственного учения англиканской церкви. В мировом масштабе церкви «Англиканского сообщества» управляются демократическим способом, и под давлением светского общества, рано или поздно вынуждены адаптировать в церковной жизни демократические новшества: равноправие женщин, разного рода «меньшинств» и так далее. Таким образом, в 1950-х годах ХХ века в англиканстве появилось женское «священство», в 1980-х женский «епископат», и одновременно начались попытки рукополагать в священный сан содомитов. А в 2003 году, не смотря на протесты церковной общественности, англиканским епископом в Америке стал практикующий гомосексуалист Джин Робинсон.

Разумеется, для православных христиан, как и для римо-католиков, общение с такого рода сообществами канонически невозможно. Поэтому в том же году Священный Синод Русской Православной Церкви объявил о приостановлении богословского диалога и христианского сотрудничества с некоторыми частями «Англиканского сообщества».

В недрах англиканства все эти годы развивалось движение протеста. Отдельные группы англикан, и даже целые приходы, на этой почве переходили в Православие. Но большинство из тех, кто не согласен с распадом церковно-нравственного сознания, как мы видим, выбрали наиболее близкую им латинскую церковную традицию. Этих англикан оказалось так много, что римской церкви пришлось учредить особую структуру – англиканский ординариат – чтобы ими заниматься.

Если переход англикан в католичество осуществится в широких масштабах, то интересно будет проследить за официальной реакцией британского правительства. В Великобритании до сих пор официально главой и верховным покровителем англиканской церкви является монарх. Он просто по должности обязан отреагировать на массовое отпадение своих подданных от церкви, которую он возглавляет.

Беседовал Александр Филиппов.

Читайте также:

Православие и англиканство: диалог продолжается

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Глава католиков Латвии призвал жителей завещать органы нуждающимся

«Церковь расценивает акт жертвования органов как очень благородный поступок», — сказал архиепископ Збигнев Станкевич

Папа Франциск дал священникам постоянное право отпускать грех аборта

Конец Года милосердия не означает конца самого милосердия, сказа понтифик

Почему мы с детьми гуляем по кладбищу

Посещение кладбища – прекрасное время, чтобы поговорить с детьми о жизни после смерти