Поехали, посмотрим на старца

|
«Обращение к старцу — это как консультация серьезного специалиста-медика. К хирургу мы же не бегаем просто так, из любопытства: “Вот есть известный доктор, а давайте поедем на него посмотрим!” И врачу не говорим: “О, вы такой чудесный специалист, отрежьте нам чего-нибудь!”» — протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, продолжает разговор о современных старцах.

Вне иерархии

Протоиерей Кирилл Каледа

Протоиерей Кирилл Каледа

Старчество — удивительное явление Церкви. Появилось оно еще в древние века в монастырях, когда духовно опытные и чаще всего преклонного возраста монахи окормляли новопоставленных иноков. Предполагалось, что эти новопоставленные, проходя начальный монашеский искус, будут отсекать свою волю, а старцы — их вести.

На Руси тоже было старчество, потом, к сожалению, оно пришло в упадок. В том виде, в котором это явление в некоторой степени присутствует сегодня, его возродил в XVIII веке старец Паисий (Величковский). Затем была плеяда Оптинских старцев…

В наше время мы тоже говорим о старчестве и называем старцами некоторых духовно опытных священников. Ответить на вопрос, кого можно считать старцем, непросто: старчество всегда находилось как бы вне иерархической структуры Церкви. Мы знаем о том, что старцами иногда становились и лица, не имеющие священного сана, иногда даже не монашествующие — такие случаи тоже бывали. И известно, что даже иерархи приходили к этим старцам и кланялись им в ноги, признавая духовное величие.

Но, тем не менее, вопрос, кого же считать старцем, всегда оставался. Приснопамятный отец Борис (Холчев) в 60-х годах прошлого века говорил, что старцев больше нет, их заменило Причастие. Он сам был учеником старца отца Алексия (Мечева) и старца Нектария Оптинского. Хотя близкие к нему люди говорили, что отец Борис ошибался, потому что сам он был настоящим старцем. Старцем был и иеромонах Павел (Троицкий).

«Не шляться по монастырям»

Мне вспоминаются слова одного, с моей точки зрения, святого человека, достопамятного архиепископа Мелитона (Соловьева), который в 1970-х годах был ректором Ленинградских духовных школ и прошел через многие испытания. Принял сан в начале 1920-х, подвергался арестам…

Так вот, он говорил очень резко: «Нельзя шляться по монастырям». Да, очень хорошо поехать в монастырь и, наверное, в каких-то жизненных ситуациях необходимо пообщаться с человеком, имеющим духовный опыт. Но нельзя превращать это в шатание, когда мы едем ради праздного любопытства, что вот где-то появился какой-то старец, надо к нему съездить, обязательно подойти под благословение и задать какой-нибудь вопрос, который мы долго будем придумывать.

Известно много случаев, когда старцы говорили людям о необходимости конкретного поступка, причем иногда совершенно неожиданного для этого человека. Например, мою маму отец Илий (Ноздрин) благословил принять монашество, когда она была уже в совсем преклонных годах, буквально за полтора года до смерти. Казалось бы, по всей своей жизни она была совсем не монашеского устроения, и это благословение было для нее шоком. И мы, дети, пришли в недоумение: как это вдруг маме принимать монашество? Теперь-то видим, что это действительно был логический конец ее духовного пути, духовного возрастания. Но тогда это было совершенно неожиданно.

Но вместе с тем нельзя думать: сейчас нам старец что-то такое укажет и разрешит все проблемы. Как-то я обратился к отцу Павлу (Троицкому) с вопросом и не объяснил ему ситуацию, почему этот вопрос задаю. И получил ответ: «А я не гадалка». Хотя в других случаях мне и моим близким он дал указание о том, что надо поступить так-то и так-то, на это есть воля Божия.

Чего просить

Несомненно, и в наше время есть духоносные отцы, которые имеют дар прозорливости, видения путей Господних и познают волю Божию. И этим своим даром они делятся с нами. Конечно, в каких-то жизненных обстоятельствах, ситуациях можно прибегать к их помощи и просить о молитве. Но мы же, прежде всего, хотим, чтобы нам дали рекомендации по жизни, а о молитвенной помощи попросить как раз забываем.

Еще надо понимать, что обращение к старцу — это как обращение к серьезному специалисту-медику. К хирургу мы же не бегаем просто так, из любопытства: «Вот есть известный хирург, а давайте поедем посмотрим!» И хирургу не говорим: «О, вы такой чудесный специалист, отрежьте нам чего-нибудь!»

И к старцам не надо ехать без острой причины. Важно относиться к таким людям с благоговением, обращаться к ним по какому-то конкретному вопросу. И если будет такой подход, то действительно, мы можем через них получить помощь в нашем духовном делании, в нашем духовном устроении, духовной жизни. В противном случае можно получить драгоценный дар и тут же его потерять.

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Когда старец превысил полномочия

Ты к своему духовнику не ходи, потому что белое духовенство ничего в жизни духовной не понимает

Если «старец» топчет ногами

Когда священник общается с прихожанами, они к старцам и не стремятся

Знает ли старец волю Божию о вас

Старцев превратили в подобие гадалок

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!