Поехали, посмотрим на старца

|
«Обращение к старцу — это как консультация серьезного специалиста-медика. К хирургу мы же не бегаем просто так, из любопытства: “Вот есть известный доктор, а давайте поедем на него посмотрим!” И врачу не говорим: “О, вы такой чудесный специалист, отрежьте нам чего-нибудь!”» — протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, продолжает разговор о современных старцах.

Вне иерархии

Протоиерей Кирилл Каледа

Протоиерей Кирилл Каледа

Старчество — удивительное явление Церкви. Появилось оно еще в древние века в монастырях, когда духовно опытные и чаще всего преклонного возраста монахи окормляли новопоставленных иноков. Предполагалось, что эти новопоставленные, проходя начальный монашеский искус, будут отсекать свою волю, а старцы — их вести.

На Руси тоже было старчество, потом, к сожалению, оно пришло в упадок. В том виде, в котором это явление в некоторой степени присутствует сегодня, его возродил в XVIII веке старец Паисий (Величковский). Затем была плеяда Оптинских старцев…

В наше время мы тоже говорим о старчестве и называем старцами некоторых духовно опытных священников. Ответить на вопрос, кого можно считать старцем, непросто: старчество всегда находилось как бы вне иерархической структуры Церкви. Мы знаем о том, что старцами иногда становились и лица, не имеющие священного сана, иногда даже не монашествующие — такие случаи тоже бывали. И известно, что даже иерархи приходили к этим старцам и кланялись им в ноги, признавая духовное величие.

Но, тем не менее, вопрос, кого же считать старцем, всегда оставался. Приснопамятный отец Борис (Холчев) в 60-х годах прошлого века говорил, что старцев больше нет, их заменило Причастие. Он сам был учеником старца отца Алексия (Мечева) и старца Нектария Оптинского. Хотя близкие к нему люди говорили, что отец Борис ошибался, потому что сам он был настоящим старцем. Старцем был и иеромонах Павел (Троицкий).

«Не шляться по монастырям»

Мне вспоминаются слова одного, с моей точки зрения, святого человека, достопамятного архиепископа Мелитона (Соловьева), который в 1970-х годах был ректором Ленинградских духовных школ и прошел через многие испытания. Принял сан в начале 1920-х, подвергался арестам…

Так вот, он говорил очень резко: «Нельзя шляться по монастырям». Да, очень хорошо поехать в монастырь и, наверное, в каких-то жизненных ситуациях необходимо пообщаться с человеком, имеющим духовный опыт. Но нельзя превращать это в шатание, когда мы едем ради праздного любопытства, что вот где-то появился какой-то старец, надо к нему съездить, обязательно подойти под благословение и задать какой-нибудь вопрос, который мы долго будем придумывать.

Известно много случаев, когда старцы говорили людям о необходимости конкретного поступка, причем иногда совершенно неожиданного для этого человека. Например, мою маму отец Илий (Ноздрин) благословил принять монашество, когда она была уже в совсем преклонных годах, буквально за полтора года до смерти. Казалось бы, по всей своей жизни она была совсем не монашеского устроения, и это благословение было для нее шоком. И мы, дети, пришли в недоумение: как это вдруг маме принимать монашество? Теперь-то видим, что это действительно был логический конец ее духовного пути, духовного возрастания. Но тогда это было совершенно неожиданно.

Но вместе с тем нельзя думать: сейчас нам старец что-то такое укажет и разрешит все проблемы. Как-то я обратился к отцу Павлу (Троицкому) с вопросом и не объяснил ему ситуацию, почему этот вопрос задаю. И получил ответ: «А я не гадалка». Хотя в других случаях мне и моим близким он дал указание о том, что надо поступить так-то и так-то, на это есть воля Божия.

Чего просить

Несомненно, и в наше время есть духоносные отцы, которые имеют дар прозорливости, видения путей Господних и познают волю Божию. И этим своим даром они делятся с нами. Конечно, в каких-то жизненных обстоятельствах, ситуациях можно прибегать к их помощи и просить о молитве. Но мы же, прежде всего, хотим, чтобы нам дали рекомендации по жизни, а о молитвенной помощи попросить как раз забываем.

Еще надо понимать, что обращение к старцу — это как обращение к серьезному специалисту-медику. К хирургу мы же не бегаем просто так, из любопытства: «Вот есть известный хирург, а давайте поедем посмотрим!» И хирургу не говорим: «О, вы такой чудесный специалист, отрежьте нам чего-нибудь!»

И к старцам не надо ехать без острой причины. Важно относиться к таким людям с благоговением, обращаться к ним по какому-то конкретному вопросу. И если будет такой подход, то действительно, мы можем через них получить помощь в нашем духовном делании, в нашем духовном устроении, духовной жизни. В противном случае можно получить драгоценный дар и тут же его потерять.

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Когда старец превысил полномочия

Ты к своему духовнику не ходи, потому что белое духовенство ничего в жизни духовной не понимает

Если «старец» топчет ногами

Когда священник общается с прихожанами, они к старцам и не стремятся

Знает ли старец волю Божию о вас

Старцев превратили в подобие гадалок