Пошлое почитание Победы

|
Богослов и публицист Сергей Худиев размышляет над словами байкера Александра Залдостанова об обожествлении Победы.

Как передает ТАСС, лидер байкерского клуба “Ночные волки” Александр Залдостанов, известный под псевдонимом Хирург, собираясь в поездку на Берлин (по поводу которой имеют место препирательства с польскими властями) сказал следующее:

“Мы обожествили Победу. Для нас Победа как Христос, а эта 30-миллионная жертва – это как жертва Христа во время противостояния ада с раем, добра со злом. Когда мы начали готовить этот фильм, мы узнали, что у нас городов-героев ровно 12, как и апостолов у Христа, среди них один предатель-Иуда – это Киев. И понятно, что Москва – это Богородица”.

Сергей Худиев

Сергей Худиев

Что же можно на это сказать? Победа – когда чудовищный враг пытался стереть наш народ с лица земли и когда ценой неимоверных жертв, трудов и страданий наши предки отбились – одно из важнейших событий в нашей истории. Те, кто сражался и умирал, те, кто надрывались на тяжких работах, воины и мирные жители, достойны нашей вечной благодарной памяти. Если бы не их подвиг, мы бы просто не родились на свет.

Планы национал-социалистов – которые они уже начали было осуществлять – состояли в полном истреблении некоторых народов нашей страны, и в том, чтобы частично истребив других, оставить выживших в вечном рабстве, на положении “расово неполноценных”. Тогда в нашу страну явилось самое жуткое, демоническое зло, которое только появлялось на земле. Это сегодня у нас слово “фашист” используется в качестве стершегося ругательства – и обозначает просто политического деятеля (или движение) которое не нравится говорящему. Кто-то даже вслух сомневается – так ли было все чудовищно? Не приврала ли советская пропаганда?

Понятно, что верить в такие ужасные вещи трудно – но это правда. У нас больше чем достаточно надежных данных о том, кто такие были национал-социалисты, какова была их идеология и как они обращались с людьми, подпавшими под их власть.

Поэтому почитание Победы, благодарная память о тех, кто сражался и умирал – наш нравственный долг. Это бесспорно и является предметом широчайшего согласия в обществе. Немногие ехидные голоса “подумаешь, они спасли Россию… А может лучше было не спасать?” только подчеркивают это общее согласие.

Однако с почитанием Победы бывают связаны явления не столь однозначные. Первое – это пошлость. Много, много пошлости. В позднесоветские годы, которые я застал мальчиком и юношей, культ Победы и почитания павших героев был повсеместным. Носил он, при этом, скорбно-торжественный характер (“пусть дети стоя слушают рассказ”) и это было понятно – речь шла о людских смертях и страданиях. Никому в голову не приходило писать на автомобиле (хотя немецких иномарок тогда не было) “на Берлин”. Это противоречило бы всему повествованию – суть дела была в том, что наши недавние предки отстояли свою столицу, а не в том, что взяли чужую. Не говоря уже о гомо-порнографических картинках изображающих акт коммунизма с нацизмом.

Но сейчас, в условиях свободы, конечно, явилось много пошлости – от чисто коммерческой эксплуатации темы до демонстрации глупой подростковой задиристости. Ну и мелкие хулиганы, облачающиеся в гимнастерки, чтобы совершать такие подвиги, как кидания яйцами и обливание немолодых женщин зеленкой. Вся эта пошлость над той бездной человеческой боли и горя, которой была Война, производит крайне отталкивающее впечатление. Это не почитание Победы – это (осознанное или нет) паразитирование.

4ddba88c34c78

Православная вера и почитание Победы лежат в разных плоскостях – но у них есть нечто общее. То и другое требует от меня отойти на второй план. Я тут не главный экспонат. Я должен вести себя тихо и скромно. Снять шапку, склонить голову и почтительно молчать перед памятью павших. С верой, благоговением и страхом Божиим входить в храм.

Я не считаю Александра Залдостанова дурным или злонамеренным человеком – но, боюсь, его высказывание отражает общую атмосферу пошлости. Приличия, скромность, почтительность могут показаться тонкими материями, но попробую объяснить подробнее.

Святыня – это то, что от меня не зависит, находится вне меня, и требует моего почтения. Я не могу брать Победу, жертву павших в Войне, Голгофу и Пасху и смешивать все это в одном стакане, как коктейль. Мне никто не давал на это полномочий – ни павшие в войне, ни, менее всего, Христос. Победа – и, уже тем более, Христос – это не то, чем я могу распоряжаться по своему усмотрению.

У Льюиса в “Письмах Баламута” есть интересное напоминание о том, что человек может использовать слово “мой” в разных значениях. “Моя вера” может означать несколько разные вещи – “моя” в смысле “сваренная мной на коленке из подручных ингридиентов” или “моя” в смысле “та, которую я принял от Церкви и которой присягнул”. Во втором случае я не могу этой верой как-либо распоряжаться. Я могу только принять ее, стараться понять ее, расти в ней – но ни в коем случае не менять ее. Обожествление чего бы то ни было, приравнивание чего бы то ни было к голгофской Жертве Спасителя, перенесение политических оценок в религиозную область – это то, что в рамках церковной веры делать невозможно.

Называть Киев, Матерь городов Русских, город Крещения Руси, город Святых “Иудой” – это невыносимая пошлость, совершенно независимо от отношения к нынешним киевским властям. В Киеве служит митрополит Онуфрий, этот удивительный и великий пастырь, в Киеве множество наших православных братьев и сестер – и просто взять и кинуть “Киев-Иуда” – это непристойно.

Можно одобрять московские власти и резко не одобрять киевские – сколько угодно, всякий имеет право на свою политическую позицию – но использовать Евангелие в видах сиюминутной политической агитации, это значит прямо нарушать заповедь Божию:

“Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно” (Исх.20:7)

Можно и должно почитать павших в Войне – делая это с надлежащей торжественностью и приличием. Но мы молимся Христу, нашему общему Искупителю и Судии, об упокоении их душ, а не им. Люди могут быть достойны нашей вечной благодарности, но вот обожествлять их (или их деяния) – значит, не почитать ни людей, ни Бога.

 

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Протоиерей Сергий Правдолюбов: Не надо смущаться словами байкера Хирурга

Не стоит смущать людей дикими идеями и говорить о том, чего не понимаешь

А умирать не страшно?

Самарский "Ералаш" снял социальную рекламу о призраке 10-летнего солдата

Главное, что нужно знать о войне

Я вам расскажу, что думал мой дед, боевой генерал, про войну