Послание Собрания Предстоятелей древнейших Патриархатов

|

1 – 3 сентября 2011 года в Фанаре проходило собрание предстоятелей древнейших Православных Патриархатов – Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, а также Церкви Кипра. Это событие часто называлось в прессе “собором”, однако в оригинале используется греческое слово σύναξις (сИнаксис), которое переводится на русский язык как «собрание». Русское слово «собор» в греческом языке обозначается словом σύνοδος (сИнодос). Например, «Вселенские и Поместные Соборы» – Οικουμενικαί και Τοπικαί Σύνοδοι (прим. переводчика).

Послание Собрания Блаженнейших Предстоятелей древнейших Православных Патриархатов и Церкви Кипра

Перевод с греческого Ольги Балытниковой-Ракитянской

«Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 1:2-3).

Патриарх Константинопольский Варфоломей

Побуждаемые словами Апостола, согласно которым в Церкви Христовой «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26), мы собрались в престольном граде Вселенского Патриархата[1], славного своей историей и своими мученическими страданиями, по приглашению и под председательством первого среди нас по чину и чести, чтобы на деле испытать и явить любовь Христову, объемлющую нас (2 Кор. 5:14) во всякое время, в особенности же в дни искушений и горестей.

Мы, на кого возложена ответственность управления и пастырского руководства исторически древнейшими Церквями, основанными Апостолами Христовыми и провозглашенными автокефальными на Вселенских Соборах единой неразделенной Церкви, собрались здесь, дабы возродить древний обычай, а также обменяться мнениями и оказать друг другу любовь и поддержку в связи с последними событиями на исторических территориях тех географических областей, где Провидению Божию было угодно с древнейших времен поместить наши Церкви.

По Божьему произволению, Церковь Христова как историческая реальность впервые возникла на территории, именуемой Ближним Востоком. Ее основатель и краеугольный камень, Господь наш Иисус Христос родился по плоти в Вифлееме Иудейском (Мф. 2:1). В этих же краях Он избрал Себе двенадцать учеников и апостолов, послав их проповедовать Евангелие, прежде всего, в тех местах (Мф. 10:6), где впоследствии пострадал и воскрес, где была основана первая Церковь – Иерусалимская, и откуда затем апостолы понесли Его учение «всем народам» (Мф. 28:19). В этих краях были основаны и просияли первые великие центры христианства – Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и Кипрская Церкви – и были заложены основы устройства всей единой и нераздельной Церкви.

Патриарх Александрийский Феодор

В этих краях пустила глубокие корни Церковь Христова, в особенности Святая Православная Церковь. Эти края освящены кровью мучеников за православную веру и слезами просиявших в ней святых преподобных отцов. Никто не имеет морального права игнорировать это, и любые светские силы обязаны с уважением относиться к этому факту. Христиане, принадлежащие к Православным Церквям Ближнего Востока, живут в этих краях уже многие века, и никакие «этнические» или «религиозные чистки» не могут изгнать их или каким бы то ни было образом помешать их свободной жизни и деятельности на этой территории, не нарушив основных прав человека.

Православная Церковь, следуя библейскому принципу «Господня земля и что наполняет ее» (Пс. 23:1), никогда не препятствовала мирному сосуществованию с Ней на одной территории народов, исповедующих другие религии. Даже когда другие религии силой захватили территории, на которых Она осуществляла свою деятельность в течение многих веков, Православная Церковь нашла способ ужиться и мирно сосуществовать с иноверцами. Религиозная нетерпимость никогда не была присуща Православию.

К несчастью, в наше время развился и обострился страх перед Другим, перед непохожим. Опасность стать жертвой этой ситуации грозит даже христианам, особенно на территориях Ближнего Востока. Во многих случаях христиане рассматриваются как граждане «второго сорта». В других случаях оскверняются или даже уничтожаются места их религиозного поклонения – многие из которых являются ценными памятниками культуры – налагаются ограничения на совершение христианских религиозных служб и образование духовенства. Ко всему этому периодически добавляется насилие, убийства христиан фанатиками из экстремистских религиозных кругов. Конечно, само собой разумеется, что и христиане, где бы они ни находились, обязаны с уважением относиться к местам поклонения других религиозных общин.

Патриарх Иерусалимский Феофил

Мы, православные, верим словам Писания: «Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). Мы не боимся Другого, какой бы ни была его вера. Мы лобызаем его, как брата, и ждем от него того же по отношению к нам. В то же время мы не перестаем требовать защиты, которую мы имеем право получать от государств, где живем. Мы убеждены, что это является единственным решением проблем многострадального ближневосточного региона, а также и всего мира.

Давайте же усилим межхристианский и межрелигиозный диалог примирения. Вселенский Патриархат вот уже много лет ведет такой межрелигиозный диалог с двумя другими монотеистическими религиями[2], согласно, в том числе, соответствующему решению III Всеправославного Предсоборного Совещания (1986 г.)[3]. Мы выражаем свое одобрение и поддержку этому начинанию, особенно в эти нелегкие дни, когда насилие охватило край, где впервые прозвучали заповедь любви и призыв к миру.

Итак, обращаясь к политическим и религиозным лидерам Ближнего Востока и всего мира, мы призываем их выработать принципы и методы обеспечения мирного сосуществования верующих различных религиозных традиций и заявляем о своей солидарности с теми, кто подвергается дискриминации, насилию и гонениям. Мы сострадаем братьям, пострадавшим от вспышек насилия, невинным жертвам военных столкновений и множеству людей, вынужденных покинуть свои дома и встать на тяжкий путь эмиграции. Мы понимаем потребность народов в желанных для них политической свободе и защите их человеческих прав и призываем соответствующие правительства немедленно принять меры по полному обеспечению этих прав. Церковь не вмешивается в политику, отдавая «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Политика как метод решения человеческих проблем относится к другой области, Церковь не имеет к этому отношения. Но сами по себе проблемы и основные человеческие и социальные принципы их решения не могут оставлять Церковь равнодушной, особенно когда затрагиваются или ставятся под угрозу достоинство и свобода человеческой личности как «образа Божьего» (Быт. 1:26) и Божье творение, которое «хорошо весьма» (Быт. 1:31).

Патриарх Антиохийский Игнатий

Последний пункт – защита природной среды – нередко недооценивается и рассматривается как второстепенный перед лицом удушающего давления политических, социальных и экономических проблем, которые сотрясают сегодня ближневосточный регион. Но подобный взгляд ошибочен и опасен.

Уничтожение природной среды сведет на нет любые социальные и экономические успехи, достигнутые вследствие любых политических изменений, ради которых сегодня идет жестокая борьба и проливается кровь. Понимание этого привело нас к решению принять предложение Вселенского Патриархата подготовить и провести в ближайшее время встречу религиозных лидеров региона, в ходе которого будет согласован и провозглашен своего рода экологический вариант «Средиземноморской Хартии»[4]. Таким образом, Православная Церковь не только исполнит свой долг перед творением Божиим, но и внесет вклад в мирное сосуществование и сотрудничество религий раздираемого сегодня столкновениями средиземноморского региона.

Братья и чада о Господе!

«От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5:3-5).

Архиепископ Кипрский Хризостом

Наш разум и сердце – с теми, кто сегодня тяжко страдает на территориях наших Церквей, с теми, кто лишен свободы и религиозных прав во всем мире, особенно на Ближнем Востоке. Мы, религиозные лидеры, к какой бы вере мы ни принадлежали, обязаны всем силами способствовать мирному сосуществованию всех религиозных общин в ближневосточном регионе. Этот край может и должен стать краем мира и дружбы между всеми людьми.

Обращаясь с этим призывом отсюда, из этого Центра Православия, ко всем людям доброй воли, мы с любовью лобызаем и благословляем всех.

Фанар, 2 сентября 2011 [5]

[1] То есть в Константинополе (прим. переводчика).

[2] То есть с исламом и иудаизмом (прим. переводчика).

[3] III Всеправославное Предсоборное Совещание проходило с 28 октября по 6 ноября 1986 года в православном центре Константинопольского Патриархата в швейцарском городе Шамбези (прим. переводчика).

[4] Средиземноморская Хартия – разработанный группой международных экспертов документ, посвященный определению основополагающих начал современного международного сотрудничества в данном регионе мира (прим. переводчика).

[5] 3 сентября 2011 года было принято Коммюнике Собрания Блаженнейших Предстоятелей древнейших Православных Патриархатов и Церкви Кипра. В нем, в частности, содержится призыв к созыву под руководством Константинопольского Патриарха Собрания Предстоятелей Православных автокефальных Церквей и пересмотру на указанном Собрании правил работы Всеправославных Предсоборных Совещаний в целях ускорения подготовки и проведения Святого и Великого Собора Православной Церкви (пункт 3 документа). Оригинальный текст Коммюнике: http://www.ec-patr.org/docdisplay.php?lang=gr&id=1367&tla=gr (прим. переводчика).

Источник

 

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Хорошо ли, что Русская Церковь не участвует в Соборе на Крите?

Может, надо было махнуть рукой и сделать вид, что все порядке?

Рада рассмотрит обращение к Вселенскому Патриарху об автокефалии Церкви на Украине

Инициаторы законопроекта также признать недействительным акт 1686 года, которым Москва вывела Киевский патриархат из-под юрисдикции Константинополя