Архимандрит Андрей (Конанос): Можно ли попасться в ловушку диавола?

«Меня очень огорчило известие, полученное вчера: “Отче, помолитесь за меня, я развожусь! Я люблю свою жену и раньше думал, что мы всегда будем вместе…” Разве это не кораблекрушение? А начиналось всё так хорошо…» Архимандрит Андрей (Конанос) рассуждает, почему случаются падения — и среди мирян, и среди монахов, и среди апостолов, и даже светлейших ангелов.

Быть на вершине и всё потерять

Архимандрит Андрей (Конанос)

Архимандрит Андрей (Конанос)

Вспомним: сам Люцифер был когда-то светлейшим ангелом. Он нёс Божественный свет, обладал благодатью, но потерял всё, потому что, пребывая в благодати и истине, впал в высокомерие и эгоизм.

Эти качества присущи и нам, когда мы начинаем превозносить себя над другими, без смирения принимая дар, посланный Богом. Если этот дар не может смирить наше сердце, если Божественная благодать не делает нас мягче, добрее, снисходительнее и сострадательнее по отношению к другим, а наоборот, мы становимся всё нетерпимее и жёстче, то это состояние отбрасывает нас далеко назад, и мы теряем всё, что удалось приобрести за столько лет духовной жизни.

Разве это не страшно? Не попасться в первую ловушку дьявола, когда он мешал тебе стать христианином и начать духовную борьбу, проскочить второй капкан – искушения, разочарования, и после стольких побед в одно мгновение лишиться всего из-за собственного высокомерия, тщеславия и жестокосердия по отношению к другим… Это страшно.

Невелика ценность

Но так бывает, и может случиться с каждым из нас. Никто здесь не застрахован. Потому и нужно усиленно молиться – всем за всех. Вы молитесь за меня, а я – за вас и всех остальных.

Господи Иисусе Христе, помилуй нас! Смилуйся над нами! Дай нам дойти, приблизиться к Тебе, не сходя с выбранного пути. А по прошествии лет, когда мы будем тверды в вере и любви к Тебе, дай нам возможность идти смиренным путём. Пусть мы не думаем, что представляем собой великую ценность, а осознаём, что живём среди Твоих милостей и потому всегда благодарим Тебя и воспеваем, памятуя: Ты Един Свят, Един Господь Иисус Христос. «Твоя от твоих Тебе приносяще от всех и за вся» (слова из Евхаристического канона; «Твоё от твоих Тебе принося от всех и за всё» – перевод с церк.-слав. Е.Т.).

Всё, что мы приносим Тебе, Господи, — Твоё. Ты дал нам эту благодать, это желание славословить Тебя. Всё это – Твои дары, благодарим Тебя за них. И помним, что Ты ниспослал нам их не для того, чтобы мы просто схватили всё это и убежали.

Бог хочет дружить

Если, скажем, мне подарили икону, а я начну хвалиться перед пришедшими гостями, что эта прекрасная икона – моих рук дело, разве правильным будет мой поступок? Разве не следует в таком случае говорить, что это – подарок? Рассудок живо напомнит, что икона – не моё творение. Ещё недавно её не было у меня в доме, мне её подарили.

И так во всём. Есть ли у нас что-то своё? Чем бы мы ни обладали, всё — от Бога. И Господь дал нам это для того, чтобы мы не забывали о Нём и любили, благодарили Его. Ведь настоящая, глубокая признательность способствует развитию взаимоотношений. И Бог, таким образом, даёт нам возможность укрепить нашу связь с Ним.

Но если вместо этого начнём укреплять связь исключительно с собственным «я» и считать всё лишь своей заслугой, мы погибнем. Отвергая своё предназначение, душа начинает терять Божественные дары, гнить и разрушаться.

Бывший «успешный праведник»

Очень важно спастись.

Один мой друг, афонский старец-иеромонах, любит во время беседы с паломниками сказать неожиданно такое, что заставляет крепко задуматься. Например, может совершенно внезапно спросить: «А мы спасёмся?» Если понять глубину этой проблемы, всё остальное уйдёт на второй план.

Если не удастся спастись, какой толк во всём том, что удалось стяжать за годы духовной жизни? Как говорил Господь: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:25).

И для того чтобы не погубить свою душу, необходимо вести серьёзную борьбу, прилагая усилия – сознательно и со смирением.

Помните, что стало с евангельским фарисеем из притчи? Уже который раз мы об этом говорим. Он пришёл в храм, помолился и молитвой, несомненно, стяжал Божественную благодать. То есть до определённого момента всё было хорошо. Но, выйдя из храма, этот человек лишился всего. Только что был «успешным праведником», а домой вернулся полным неудачником, без всех тех даров, которыми, как ему казалось, он обладал.

Пример для Господа

С  мытарем же всё произошло ровно наоборот. Войдя в храм потерянным грешником, убогим и духовно опустошённым, он вышел богатым человеком, которого Сам Господь приводит нам в пример. Бог оправдал его, он стяжал прощение, милость, утешение и покой. Иными словами – нашёл тихую гавань, хоть и был грешником.

Господь сжалился над ним. А фарисей, обладая духовными богатствами, потерял всё. И такое может случиться с каждым из нас.

Божественная безопасность

Бог всем нам посылает на пути множество «гаваней». Все они прекрасны, и наш корабль с лёгкостью может бросить в каждой из них свой якорь. Конечно, в гавани тоже могут быть небольшие волны, но при этом всё равно чувствуешь себя в безопасности. И Церковь, семья – это как раз те самые гавани нашей жизни.

У тебя есть семья. Ты когда-нибудь думал о том, что твоя семья, твой домишко – это самая настоящая тихая, уютная гавань? Приходишь домой, видишь своих детей и с радостью говоришь – как хорошо, что у меня есть дом! «Гавань», которая утешает и укрепляет душу.

И любая добродетель – это Божий дар и гавань. Когда мы молимся, когда жертвуем чем-то ради детей и поступаем по любви, всё это делается для того, чтобы наш корабль вошёл в тихую, уютную гавань.

anthiteacherwoman.blogspot

anthiteacherwoman.blogspot

Жизнь начинается хорошо

Познание Божественного замысла и человеческого предназначения – это та пристань, к которой мы стремимся подойти. Здесь надёжно и безопасно. Здесь – настоящая жизнь.

И быть священником – это тоже «пристань». Ведь мы находимся под благодатью священства.

Это же может ощутить человек, поющий в церковном хоре. И любой дар Божий даёт нам возможность почувствовать эту безопасность и надёжность. Даёт возможность для хорошего самочувствия и спокойной, довольной жизни. По сути, сама жизнь начинается именно с такой «гавани». Сначала всё легко, красиво, но затем начинаются бури, кораблекрушения и потери.

Пойти ко дну у самой пристани

Говорю всё это потому, что меня очень огорчило одно известие, полученное вчера. «Отче, помолитесь за меня, я развожусь! Я люблю свою жену и раньше думал, что мы всегда будем вместе». Разве это не кораблекрушение? Всё так хорошо начиналось: молодые люди встретились, взялись за руки, им было хорошо вместе – и вдруг корабль тонет возле самой пристани, в гавани, которую Сам Бог послал на их пути, — в браке.

А сколько церковных людей, поднявшихся на большую духовную высоту, — монахи, священники, — вдруг падают, теряя всё, что приобрели! Бросают всё и терпят кораблекрушение, искушая всех вокруг.

Человек стал священником, чтобы спасти свою душу, а вместо этого стремительно приближается к собственной гибели. Постригся в монахи, желая посвятить всю жизнь Господу, но даже такая жертва не даёт гарантий спасения. Опасность подстерегает всех. Невероятно…

«Клянусь, не знаю Его!»

И Евангелие не скрывает от нас эту опасность. Наоборот.

Вспомним апостолов. Как Пётр говорил Господу? «Если и все отрекутся от Тебя, я никогда не отрекусь!» (Мф. 26:33) И отрёкся. Отрёкся, находясь рядом со Христом. Потерял веру. Тот самый камень, на котором «Я созижду Церковь мою» (Мф.16:18), покачнулся, сорвался со скалы и утонул. Причём несколько раз подряд – помните, как он испугался расспросов служанки? «Не знаю Его! Клянусь!» (Мф. 26:74) А Христос в это время был совсем рядом.

Или апостол Фома. Помните, он вообще сказал: «Если не увижу Его, не поверю!» (Ин. 20:25). Разве всё это — не кораблекрушение? У кого-то больше, у кого-то меньше…

Иуда вообще предал Христа, продав Его за тридцать серебряных монет. Будучи среди избранных, находясь в непосредственной близости от Иисуса, он предал Его и пошёл ко дну.

Каждый может всё потерять

Мы с вами только стремимся к тому, чтобы стать учениками Господа, а Иуда, являясь одним из самых близких Его учеников, потерпел кораблекрушение прямо рядом с Учителем.

То же можно сказать и о фарисее из притчи, и о Димасе – ближайшем ученике апостола Павла. Вспомним послания апостола – сколько раз он называл Димаса своим соратником. А потом читаем: «Он оставил меня, возлюбив нынешний век» (II Тим. 4:10).

Димас полюбил мир. Город, куда он отправился — Фессалоники, пленил его своими огнями, ночной жизнью, весельем и прочими земными радостями. Находясь прежде рядом со святыми апостолами, этот человек потерял всё.


Читайте также:

Никогда не говорите «Развожусь!»

Любовь, которая душит

Не бойтесь ошибок

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Архимандрит Андрей (Конанос): В какого Христа мы верим?

«Мой отец – верующий человек. Но дома у нас полнейший ад»

Успокойся, помолчи, не говори так много

Архимандрит Андрей (Конанос) о том, для чего нужно безмолвие

Не забудьте выключить телевизор

Архимандрит Андрей (Конанос) о том, что делать с мыслями-паразитами и как услышать голос Бога