Пожалейте жертв “Боярышника”

|
Священник Сергий Круглов - об иркутской трагедии и отношении к ней общества.
Священник Сергий Круглов

Священник Сергий Круглов

Трагический случай массовой гибели жителей Иркутска, отравившихся жидкостью «Боярышник» – на сегодня одно из самых обсуждаемых в соцсетях событий. Впрочем, слово «обсуждаемых» мне видится не совсем точным – обсуждение предполагает вдумчивый, доброжелательный и, что немаловажно, конструктивный полилог, а в соцсетях чаще всего сталкиваешься с многочисленными монологами, в которых говорящий спешит не выслушать собеседника, а выискать, к чему бы в его словах придраться, и высказать свое мнение, причем мнение зачастую безапеляционное, звучащее как приговор для всех, кто с ним не согласен… И в этом отношении высказывания христиан, интересуя меня более прочих, заставляют задуматься о важных вещах.

Как некий срез таких высказываний по «делу о «Боярышнике» я читаю, например, комментарии к посту, размещенному на своей странице в Фейсбуке библеистом и публицистом Андреем Десницким. Вот этот пост (о себе скажу, что высказывание Андрея – одно из самых близких лично мне):

«Люди пишут о тех, кто в Иркутске отравился лосьоном: дескать, сами все-таки виноваты, нечего было пить всякую дрянь.

С этим, конечно, трудно поспорить.

Но ощущаем ли мы, относительно сытые и благополучные люди, у которых хватает денег не то что на водку, а даже на сухое вино и которые всегда могут заработать чуточку больше – что это такое, жить в провинции с зарплатой тыщ в десять (из них половина на коммуналку) в полной безнадеге и пустоте? Где пьянство – единственное подобие выхода? Да, кто-то вырвался – а большинство не сумело. Кто-то пошел в монастырь или учит ночами эсперанто, а большинство бухает. А кто-то воевал в Донбассе, и не только от избытка патриотизма, а скорее от полной безнадеги.

И о них не интересно думать никому – ни правым, ни левым, ни тем, кто пафосно рассуждает о “восьмидесяти шести процентах традиционных ценностей”. Одни их при случае цинично используют, другие презирают. Так было при коммунистах, при демократах, так есть при вертикали и похоже, что так будет и дальше при любом развороте.

Есть за что презирать? Есть, конечно. Но вот все эти униженные и оскорбленные, все эти маленькие люди великой русской литературы – они не только очаровательные и одухотворенные Сонечки Мармеладовы и трогательные станционные смотрители. Они в массе своей бухарики из Иркутска, Ростова, Подмосковья и отовсюду.

 P.S. Да, я понимаю, что это страшные люди, которые губят себя и близких. Я просто не могу не задуматься: а как бы жил сейчас я, если бы родился не в центре Москвы, а на рабочей окраине Иркутска?»

Высказывания по поводу написанного, и под этим постом, и на других страницах Фейсбука, можно (конечно, условно) разделить на несколько основных видов.

Одни высказывания – под тэгом «естественныйотбор»: «Алкаши – нелюди, насмотрелись мы на них…. (Следуют ужасные примеры, коих в самом деле вокруг немало). Пусть пьют и подохнут, генофонд чище будет».

Другие – под тэгом «возьмисебявруки»: «Мало ли что – жизнь тяжелая и среда унылая! Пусть возьмут себя в руки и не пьют! Вот, например, я! У меня тоже жизнь не сахар, но я же не пью… (Далее следуют примеры из жизни)».

Третьи – под тэгом «этастрана»: «Мы не осуждаем алкашей. Мы даже жалеем их. Но все решают только социальные условия и действия властей, а в этой стране люди обречены! У нас медицина такая, власти сякие, Россия – огромная помойка, население – зомби, и все обречены на гибель…»

Четвертые – под тэгом «молитьсяпоститься», эти высказывания полны специфически православных назиданий: «Пьянство – никакая не болезнь, это грех, а те, кто умерли от пьянства, наказаны Богом за неверие и Царства Божия не наследуют! Если бы пошли в храм, каялись, молились, постились, соборовались и т.д., то перестали бы пить… (Далее следуют, опять же, примеры из жизни, а также цитаты из книг церковных канонов и творений святых отцов )».

Словом, мнения самые разные. Я собрал несколько, лежащих на самом виду.

Но у всех есть общая черта: «Я, и только я (часто выступающий от имени «мы», то есть от имени своей, что называется, положительной референтной группы) безусловно прав! »

v-krymu-khotyat-zapretit-prodashu-nastoyki-boyaryshnika_izobrashenie-iz-interneta_1_2015-06-26-09-37-19

Вот и думаю я…

Не про то, что алкоголизм – зло, и духовное, и социальное, это и так понятно.

А вот про что: придя в мир, Христос создал Церковь.

И создал Ее не как закрытую «положительную референтную группу», присоединившись к которой я наконец-то почувствую себя «спасительно», а свою правду буду полагать самой правильной, потому что это правда моей группы, санкционированная Богом, и с этой точки зрения свысока осуждать и поучать «внешних».

Он создал Ее как зерно, которое должно умереть в земле, но дать через это жизнь всему миру.

Проще говоря, Он создал Церковь ОТКРЫТОЙ миру.

И жертвенная любовь, милость, сострадание, которыми Церковь в основе своей всегда отличается от всех прочих сообществ – не привычные сентиментальные присловья, которые благочестивый член группы, облеченный саном или нет, из века в век употребляет в отточенных проповедях, произносимых перед народом. Это те конкретные инструменты, которыми открытая всем «посторонним» Церковь действует над ними и для них. Без них Церковь – как хирург без скальпеля, как строитель без мастерка и отвеса, как та самая евангельская соль без соли.

Церковь не имеет права выбросить из себя «постороннего», потому что и за этого «постороннего» умер Христос. Он Сам был этим Посторонним, Которого когда-то выбросила из себя «референтная группа» Израиля – и что произошло дальше, мы знаем, и только слез достойны из века в век ведущиеся споры о Богоизбранности, кому она дана да кто ее сохранил или не сохранил…

Он Сам – камень, отброшенный строителями, Он Сам – избитый на краю дороги, мимо которого поспешили брезгливо пройти священник и левит, Он Сам – бомж из современного анекдота, которого не пустили на праздничную службу в храм. И Он Сам сказал апостолам: «Идите ко всем народам», и объяснил, что с этими народами делать, а что именно – перечитаем Евангелие, а то, поди, в уверенности, что знаем наизусть, давно его не открывали…

Чем меня привлекло написанное Андреем Десницким? Тем, что в основе его, несмотря на горький тон, лежит обыкновенная человеческая жалость к несчастным. Да, жалость не способна одним только своим явлением искоренить зло мира. Да, зачастую она не знает скоропалительных рецептов «что делать», нет их и в посте Андрея. Да, я много раз слышал от православных собратьев, что «человеческое» – оно тленное, «душевное», а должно быть христианское, «духовное». Но если нет во мне этого «душевного» – то «духовному» просто не на чем будет во мне нарасти. Быть христианином, не став человеком, невозможно (хотя попытки там и сям продолжаются…).

Впрочем, кое-какие ответы на вопрос «что делать» найти все же можно. Например, по слову апостола, плакать с плачущими. Вот послал, например, мне Господь спивающегося алкаша, неважно, в храме ли, в иной ли ситуации, получилась какая-никакая беседа – первым делом надо его пожалеть, поскорбеть вместе с ним. Нет-нет, не «пожалеть» в смысле потакать его ропоту на весь мир: мол, жена довела, жизнь заела, власти недодали, вот и пью. А ужаснуться вместе с ним и дать понять: я вижу, как тебя внутри терзает этот ад, и мне тебя жалко. И вижу, как мучаешься от этого ада ты сам, а все твои ропоты на обстоятельства – просто жалкая попытка прилепить на эту бездну хоть какой-то фиговый листочек рационального объяснения-оправдания, иначе открывшейся бездны не выдержит разум, не выдержит сердце свинцовую тяжесть отчаяния… Надо ему сказать: «Я вижу тебя», помните фразу из фильма «Аватар»?

Конечно, я скажу ему всё, что может сказать церковный человек, о необходимости бороться, о том, что Бог всегда за нас в этой борьбе, о покаянии, молитве, таинствах. И, конечно, я, обыкновенный грешный немощный человек, ни на минуту сам себя не буду чувствовать ни спасителем, ни уверенным в себе нравоучителем тем паче, потому что знаю: что с этим человеком будет дальше – неизвестно, ведь жизнь во Христе держится не на гарантиях, а на вере. Какие уж там гарантии, когда Сам Сын Божий оказался не гарантирован от позора и креста… Шанс на спасение – есть. Но именно обычное сострадание должно лежать в основе всего этого. Иначе – всё напрасно.

Откуда это сострадание взять, спросите вы? Не знаю. Люди разные, жизнь у всех разная. И милосердие по-разному проклевывается и растет (или захиревает и иссыхает) у них внутри… Мне в этом отношении как-то проще, потому что о том, что такое ад зависимости и борьба с ним, знаю по себе. А как быть вам… Спрашивайте у Христа, что я еще могу сказать. Он даст ответ – лишь бы смогли этот ответ расслышать.

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале
Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Премьер РФ о продаже «Боярышника»: Больше с этим мириться невозможно

Необходимо изъять соответствующие препараты из розничной торговли, заявил Дмитрий Медведев

Алексей Ульянов: Покупать «Боярышник» как алкоголь должно быть невыгодно

Производители прекрасно понимают, что то, что они производят под видом моющих средств, покупают люди для приема…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: