Православие в Финляндии: «Господь спасает при любых обстоятельствах»

|
30 ноября 1939 года началась Советско-финская или, как её еще называют, Зимняя война. Во время боевых действий православные, спасаясь от наступления большевиков, уходили вглубь территории Финляндии. Там они строили новые храмы и монастыри. Накануне 85-летия со дня начала Зимней войны мы бедуем с архимандритом Сергием (Райаполви), настоятелем Спасо-Преображенского Ново-Валаамского монастыря.

Отец Сергий, как появилась эта обитель в Финляндии?

– В течение четырех месяцев – с декабря 1939-го по март 1940-го, в период страшной для обеих наших стран войны шла эвакуация монашествующих из Валаамского монастыря вглубь Финляндии, которой не грозила опасность подпасть под власть большевиков.

Большая часть беженцев покинула Валаам в феврале, по льду Ладожского озера. Зима тогда была ужасно холодной, и лед на Ладоге, слава Богу, смог выдержать беженцев: они покидали монастырь на грузовиках финской армии, помогавшей последним жителям старого монастыря.

Финская армия помогала в эвакуации монастыря: монашествующих, огромного архива, многих икон, других ценностей, которым грозило полное уничтожение, как мы знаем на примере обителей разоренной России. Например, только в православной Карелии, которая после войны оказалась под властью безбожников, было уничтожено более 90% храмов, среди которых были жемчужины каменного и деревянного зодчества.

По решению правительства в Финляндии были построены десятки церквей: ведь большинство беженцев из Карелии были православными. Таким образом, храмы появились и в других частях Финляндии. Раньше были храмы в больших городах – в Хельсинки, Вазе, Тампере, Турку, и построены они были в имперское время, но в провинции православных церквей практически не было.

Архимандрит Сергий (Райаполви)

Архимандрит Сергий (Райаполви)

Это и объясняет, почему большинство храмов в Финляндии вряд ли старше 60-ти лет?

– Совершенно верно: их начали строить после того, как появились православные беженцы. Вообще, говоря о трагедии революции – в России и в Финляндии, о братоубийственных войнах, – нужно, на мой взгляд, уметь видеть и действие промысла Божьего.

Казалось бы, происходят страшные, ужасные вещи – гибель людей, разорение святых обителей и храмов и т. д. Но Господь даже в таких условиях продолжает дело спасения: ведь из-за того, что появились православные беженцы, они распространились по всей Финляндии. По всей стране стали появляться новые храмы, начала совершаться литургия. Это был духовный сев, сев евангельских семян.

Как и в России времен преподобного Сергия Радонежского: были же очень трудные времена – оккупация, раздробленность, междоусобицы, но, тем не менее, из обители Преподобного исходили лучи христианства, его ученики основывали обители по всей России?

– Да, это так. Как мы видим, для Слова Христова нет внешних преград – даже страшные времена могут, по промыслу Господню, служить спасению многих.

Спасо-Преображенский собор Ново-Валаамского монастыря

Спасо-Преображенский собор Ново-Валаамского монастыря

Кто сейчас составляет Финляндскую Православную Церковь? Кто эти люди?

– Православная Церковь Финляндии – вторая христианская конфессия в стране. Официально православных здесь 61500 человек, это примерно 1% от всего населения страны. Большинство христианского населения – лютеране, около 70%.

Из главных вызовов для Церкви сегодня я бы отметил, пожалуй, движение за выход из христианских Церквей. Проще говоря, секуляризация. Она очень сильна: все больше людей стремится покинуть Церковь, особенно это касается Лютеранской церкви.

Но у нее свои трудности. Например, все громче слышны разговоры об официальном признании так называемых гомосексуальных «браков» лютеранской церковью, но отток прихожан продолжается. Православная Церковь, конечно, никогда не признает такие «браки».

А в чем причина, на ваш взгляд, этой секуляризации?

– В достатке. Нет, даже не в достатке, а в его избыточности. «Зачем нужен Бог, если человек сытый, богатый и здоровый»?

Большинство финских православных живут сейчас в регионе Хельсинки или на юго-западе страны – эти регионы притягивают к себе жителей менее развитых и «перспективных» севера, востока и центральной части Финляндии.

Атеистическая пропаганда особенно развита в столице, движение под названием «Покинь Церковь» очень активно и агрессивно. Используя всевозможные рекламные акции, пиар-кампании, оно призывает людей выходить из христианской Церкви, прекратить платить церковный налог.

Ведь в Финляндии, как и в Германии и в других странах, существует церковный налог, который платят налогоплательщики – члены Церкви, он составляет 1 – 2% от дохода, и на эти деньги во многом и существует, и работает Церковь.

Атеистическая пропаганда призывает отказаться от уплаты этого налога и найти деньгам другое применение – многие это делают. Это несложно: заходят на сайт налоговой службы и в пару «кликов» заявляют о себе как о людях, вышедших из такой-то конфессии и, следовательно, не желающих платить деньги на ее содержание.

Получается интересно: две лепты вдовицы превращаются в два «клика» в 30 сребреников.

– Очень может быть. Но справедливости ради должен сказать: среди тех, кто вот так вот, «в два клика» ушел из Церкви, есть и такие, которые потом возвращаются в нее.

Отец Сергий, вы сказали о достатке как о главной причине отказа человека от Бога. Простите, но не во всем с вами тут соглашусь. Возьмем опять печальные для обеих наших стран советские времена: в России-то Церковь гнали, храмы сжигали и рушили, хулили Бога люди, которые жили в условиях, скажем мягко, далеко не самых комфортных. Бедняки же громили храмы. Бедные люди высмеивали Церковь в более позднее время. Почему так, вы не знаете?

– Когда люди очень бедные, они с болью могут воспринимать благосостояние, полученное за счет использования их труда. А церковь в России, я имею в виду церковь земную, перед революцией бедной материально назвать, на мой взгляд, было очень сложно. Огромные монастырские владения, земные богатства земной церкви…

Вы знаете, я долго думал, почему же русские люди с такой силой разрушали церкви…Не уверен в правоте своих выводов полностью, но считаю, что земная церковь забыла о своем призвании. Я имею в виду помощь бедным, диаконию, служение. Не уверен, но боюсь, что сейчас церковь в России повторяет старую ошибку.

По каким причинам люди приходят в Ново-Валаамский монастырь?

– К нам в монастырь постоянно обращаются бедные люди за помощью. По совершенно разным причинам люди обращаются сюда: кому-то действительно не хватает еды или одежды, огромное количество ищет духовного утешения – у каждого приходящего свои беды, и долг христианина – помочь. Мы пытаемся это делать.

Так кто эти люди? Бездомные, эмигранты, потерявшие смысл и цель жизни, алкоголики, наркоманы – кто они?

– Всех много. И финны, и русские, из самых различных слоев общества. Обращаются по самым разным поводам. Экономические трудности преодолимы: у нас хорошая система социальной помощи, и монастырь помогает наладить связь с социальными службами, со службой занятости, иногда и помогает найти работу сам.

Но обращаются же и за духовной помощью, наверное?

– Да, ежедневно! Исповедь в монастыре, можно сказать, не прекращается. Говоря «исповедь», я имею в виду и духовные беседы тоже: ведь приезжают, приходят на Новый Валаам не только православные люди, но и лютеране, и неверующие.

Иногда, проведя несколько дней, а то и часов в монастыре, люди решают принять Православие. Становятся слушателями курсов катехизиса в нашей мирянской академии, принимают Православие потом. Притом, курсы основ Православия есть при каждом большом приходе в Финляндии, и сотни людей принимают его по всей стране.

Несколько дней назад перешла из лютеранства бывшая женщина-пастор, и таких случаев, кстати, за последние годы немало.

Монастырская часовня

Монастырская часовня

Есть ли в Ново-Валаамском монастыре известные святыни?

– К их числу относятся, например, чудотворные иконы Божией Матери – Валаамская и Коневская. Есть и много других святынь.

Как обстоит дело с преподаванием Православия в финских школах?

– Наша система образования подразумевает: если в школе есть три ученика, исповедующих Православие, то государство обязано предоставить им возможность для его изучения, то есть, оно оплачивает труд педагога. Если меньше трех, то Церковь оплачивает обучение.

И Церковь делает так. Если, предположим, в одной школе два ученика православных, в другой один и так далее, то мы оплачиваем транспорт для учеников – они ездят на уроки Православия в школы покрупнее.

Не убыточно?

– Нет, не «убыточно»: Церковь готова тратить деньги на образование. Церковь не жалеет денег на образование.

С 1-го класса школы и до последнего – будь то школа или гимназия – ведется преподавание Православия. У нас разработаны учебники для всех классов, разумеется, разного уровня сложности. Несколько лет назад мы разработали новые учебные пособия.

Финляндская Церковь живет по григорианскому календарю, не так ли?

– Да. Финляндская Православная Церковь придерживается григорианского календаря и новой пасхалии. Переход на новый стиль благословил в 1923 г. В своем Томосе Вселенский патриарх Мелетий IV, а автономию ей даровал святой Патриарх Московский и Всея Руси Тихон раньше – в 1921-м году.

«Календарная» особенность Финляндской церкви заключается в западной пасхалии. Это связано с тем, что большинство населения Финляндии – лютеране и много смешанных браков. Ради того, чтобы не вносить духовный и культурный диссонанс в общество и в семьи, Православная Церковь Финляндии празднует Пасху и переходящие праздники вместе с Лютеранской церковью.

По григорианскому календарю, насколько я знаю, живут и некоторые общины Московского патриархата в Западной Европе. Для нас в новом стиле есть хорошая возможность для проповеди: вся Финляндия с огромным вниманием следит за тем, как отмечают Рождество Христово или Пасху ее православные жители. Сравнивают, восторгаются, интересуются. И, как следствие, некоторые открывают для себя Христа.

Финская суровая меланхолия

Финская суровая меланхолия

Пожелаете ли что-нибудь нашим читателям?

– Будьте верны Православию, всегда живите в Церкви – переживайте вашу веру сердцем, умом и делами!

Беседовал Петр ДАВЫДОВ

Фото автора

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Русский храм на немецком курорте

Прилетала птичка, била по кресту клювиком – звала людей в храм

«Владыка Антоний говорил англичанам: “Смотрите, как молятся русские”»

Духовная дочь митрополита Антония Сурожского о жизни и православии в эмиграции

Элина Кахла и ее северное измерение

Директор Института Финляндии в Санкт-Петербурге – о православии, санкциях и постмодернизме церковнославянского языка

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!