Притча о десяти девах (Мф 25:1–13)

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 48, 2007
|
Притча о десяти девах (Мф 25:1–13)

Коптская песенка о десяти девах

Было десять девиц, жениха поджидавших —

Было пять мудрых, было пять глупых.

Десяток был.

Глупых пятерка пошла к пятерке мудрых.

Десяток был.

Дайте нам малость масла — наши лампады угасли —

пока Господин не пришел. Десяток был.

Молвят те: Не, не, не, нам самим не хватает.

Десяток был.

На площадь идите, купите масло для ваших лампад.

Как только ушли и пришли — явился Жених.

Пришли и стучатся — не открывает двери Жених.

Десяток был.

Молвит Он: Прочь идите! Ступайте себе, вас не знаю!

Имя Моё получили — дел же Моих не творили.

Перевод с коптского
протоиерея Леонида Грилихеса

devy_html_m1f521c94Дионисий. Притча о разумных и неразумных девах.
Собор Рождества Богородицы. Ферапонтов. 1500–1502 гг. Прорись

devy_html_1dd20a1aПритча о десяти девах.
Фреска монастыря Дечаны.
Сербия. Косово. XIV в.

Протоиерей Георгий Сучков

Евангельские Девы*

Мф 25:1–13

Евангельские девы, невозможно не помнить о вас.

Счастливые и несчастные, мудрые и юродивые.

Вы, как огонь, греющий — и обжигающий, светящий — и ослепляющий.

Царство Небесное подобно вам.

Пять из вас юродивы, пять из вас мудры.

Как счастливы вы, мудрые девы.

Вы взяли то, что Господь вам дал, чем Господь хотел украсить вашу жизнь.

Вы смирили себя, заставили понять и принять Его Святую волю в своей жизни.

Не сказали “Нет!” Богу, любовь Которого успели понять, прожить, пережить.

Сказали “Да!”.

Он вам открывался — вы Его открыли.

Он вам показал Себя — вы Его увидели.

Он вам давал — и вы брали.

Наслаждайтесь же теперь Его вечной премудростью, Его вечным счастьем, Его вечным блаженством.

Но не надо плакать и вам, не надо плакать вам, девы, что оказались юродивыми.

Какое утешение может быть для вас полезным?

Вот — ты.

Вспомни, как ты готовилась, молилась.

С каким трепетом каждый раз ты думала об этом замечательном событии. Все, кто тебя видел, умилялись сердцем, и слезы выступали у них на глазах.

Еда была для тебя просто средством для жизни. Украшения были для тебя пустой мишурой. Музыка и танцы не будоражили твое сердце.

Твой взор был направлен к единственному моменту твоей жизни, и все остальное просто не существовало.

Где же ты прошла мимо своего спасительного елея?

А ты?

Ты воспитывалась в лучших школах, получала лучшие знания от лучших учителей. Твоему уму поражались мудрейшие из мудрейших. Как легко ты побеждала их в философских спорах.

Посрамленные тобой, они пели тебе хвалебные песни.

Как просто было тебе взять твой спасительный елей…

И ты — не плачь!

Твоей красоте поклонялись…

Вспомни, какие прекрасные стихи тебе посвящались.

Песни тебе непрестанно звучали под твоими окнами. Какие прекрасные люди были готовы отдать тебе свое сердце. Сколько дорогих подарков ты отвергла.

Кто из них протягивал тебе твой спасительный елей?

И ты — вытри слезы.

Оглянись на свою жизнь.

Может, когда-нибудь и исполнятся молитвы твоей матери, и ты перестанешь воспринимать мир только через свои капризы.

Да, ты трудно ей досталась. Твоим болезням не было предела. Не счесть тех бессонных ночей, что в слезах провела она около тебя.

Как она хранила твой покой, как пыталась доставить тебе радость.

Ты же все плакала и кричала, что желала совсем другого, чтобы мама шла и несла тебе то, чего ты совсем ведь и не хотела.

И что же?

Она ведь уговаривала тебя взять с собою этот твой спасительный елей!

А ты — и не плачешь?

Ты этого по сути и ожидала?

Да, правда, ты всю жизнь ожидала от окружающих тебя людей только обмана. Тебе везде виделся только подвох и чья-то выгода.

Все вокруг тебя были хитры и подлы.

Все только и ждали момент, чтобы нанести тебе рану — чем больнее, тем лучше.

Ты нашла свое оружие и защиту. Ты просто заранее никому никогда не верила. Тебя было невозможно обмануть — как, впрочем, и сказать тебе правду.

Действительно, зачем тебе было брать с собой твой спасительный елей?

Не плачьте.

Чем утешить вас?

У вас есть еще ваше будущее…

Господь редко дает только один шанс…

Публикация диакона Георгия Малкова

Послесловие

Диакон Георгий Малков

О Протоиерее Георгии Сучкове

(*14.03.1965–†15.01.2006)

В предыдущем выпуске журнала уже была опубликована одна из небольших работ скончавшегося в прошлом году псковского протоиерея Георгия Сучкова “Проповедь” (см. “Альфа и Омега” № 3(47) за 2006 г.). Печатая ныне еще один из его текстов, который можно определить и как экзегезу, сопроводим эту публикацию несколькими словами об авторе.

Юрий Владимирович Сучков родился в Петербурге в семье преподавателей: в школьные годы жил в Пскове. В 1984–1986 годах служил в армии, после чего учился в Саратовской консерватории (закончил в 1991 г.).

В этом же году началась его деятельная церковная жизнь, всегда воспринимавшаяся им как живое, ответственное и одновременно радостное служение Богу и ближним. Поначалу он становится певчим Свято-Троицкого кафедрального собора в Пскове. Уже после его кончины регент Любовь Быкова вспоминала: “Юра был очень отзывчивым, жизнерадостным, всегда успевал сказать ласковое слово, и, конечно, иметь такого тенора в церковном хоре — мечта любого регента. Он украшал наш хор своим пением и оставил самые добрые воспоминания”. Вскоре “певчий Юра” стал диаконом Георгием, а в 1992 г. был рукоположен в сан иерея — кажется, единственный среди всех псковских священнослужителей — Святейшим Патриархом Алексием II. В 1994 г. он был переведен в псковский храм Святого Александра Невского, а с 1998 г. и до самой своей кончины являлся настоятелем здешнего же храма “Старого” Вознесения (в 2005 г. возведен в сан протоиерея). Ко Господу он отошел 15 января 2006 г., в день преставления преподобного Серафима Саровского, которого, наряду с блаженной Ксенией Петербургской, очень почитал.

И собратья-священники, и прихожане — все вспоминают о нем с особой душевной теплотой: “Очень добрый был священник, народ любил его и тянулся к нему… Любые житейские беды и сложности он, как представлялось, переносил с видимой легкостью, никогда не обременял окружающих, и казалось, что все у него легко и просто… он умел сглаживать шероховатости между людьми, помогал выйти из тяжелой ситуации… Батюшка обладал даром исповедания, к нему шли на исповедь самые разные люди, раскрывая отцу Георгию свою душу… Рядом с батюшкой чувствовалось, как изливается на тебя любовь Христова… При опросе, который был проведен в Духовном училище среди учащихся, его назвали любимым преподавателем”. Храм не смог вместить всех пришедших на отпевание батюшки: здесь собрались священники большинства псковских храмов и великое множество народа со всего Пскова.

Перед кончиной отец Георгий мучительно болел, но, несмотря ни на что, был исполнен подлинного — христианского! — оптимизма; это вообще было основным качеством его жизни, которая вовсе не протекала, как представлялось большинству, спокойно и радостно. У него было много житейских сложностей и душевных травм; к тому же, не обладая достаточно крепким здоровьем, он еще и подвергался физическим нападениям безбожников. И потому совершенно прав был возглавивший отпевание отца Георгия Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий, сказавший тогда в прощальном слове: «Протоиерей Георгий прожил тяжелую жизнь, нам недоступны ее тайны, которые отражались на его сердце. Мы сочувствовали ему, но он многое скрывал… Он всегда готов был послужить Церкви и, невзирая на свои тяготы, говорил: “Да всё хорошо”. По-человечески отец Георгий рано ушел из этой жизни, но ничего не совершается без Промысла Божия, и нам надо помолиться Богу, чтобы Он простил ему все согрешения, которые могут быть и у каждого из нас. Мы же только скажем: “Блажен путь, воньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоения”».

Почти все время своего священнического служения отец Георгий отдавал приходу; на себя времени у него оставалось мало, и потому духовным писательством он мог заниматься весьма редко. К тому же он был весьма скромен, лишь однажды дал нам несколько листков с размышлениями о любви Божеской и человеческой и о душе. В слове своем, как и в жизни, он утверждал неразрывное единство Бога и человеческой души. Обретению подлинной жизни, неустанным поискам души в себе — как драгоценного дара Божия — и была посвящена вся жизнь протоиерея Георгия.

Вечная ему память.

*© Перевод с коптского. Л. Е. Грилихес, 2007

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: