Про исповедь и чистку зубов

Человек каждую неделю приходит на исповедь, кается в одних и тех же грехах. И уже начинает сам побаиваться этого — вдруг его исповедь станет совсем формальной? Может быть, уже и не исповедоваться так часто? Размышляет протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в деревне Макарово (возле Чернологоловки Московской области).
протоиерей Вячеслав Перевезенцев. Фото Дмитрия Ермошкина |hram-chg.ru

протоиерей Вячеслав Перевезенцев. Фото Дмитрия Ермошкина |hram-chg.ru

Мне кажется, что проблема не столько в том, что на исповеди приходится говорить одно и тоже из раза в раз. Это, конечно, может утомлять, но в жизни так часто бывает. И речь не только о том, что нам приходится ежедневно делать одно и тоже — чистить зубы, убирать постель, мыть посуду и так далее.. Все это не затрагивает нашу душу и потому мы не так часто встречаем взрослых людей, которые на это сетуют. Но, ведь нам приходится и с регулярной повторяемостью делать и такие вещи, которые непосредственно уже затрагивают нашу душевную и ментальную сферу. Мы ежедневно здороваемся друг с другом, улыбаемся, пожимаем руки, обнимаемся, извиняемся и часто это делаем потому, что так принято, а не только по велению сердца. Но это не напрягает нас, если… Если мы делаем это искренно, не формально.

А вот, если мы это делаем не искренно, формально, для галочки, выполняя некоторые требования, которые идут вместе с дрескодом и так далее, то тогда, это может вести к раздражению, внутренней неудовлетворенности, короче будет утомлять и разрушать человека.

Весь вопрос, как мне кажется, именно в этом — как избежать этого капкана формализма? Для духовной жизни и в частности для практики исповеди, это отнюдь не праздный вопрос.

Страх рутины

Если бы человек, который постоянно приходит на исповедь, кается в одних и тех же грехах признался мне, что боится формализма, я бы ему сказал, что очень хорошо его понимаю. Понимаю этот его страх, когда исповедь становится рутинной обязанностью, не затрагивающей глубин сердца и не меняющей нашей жизни. Скажу ему, что самое наличие такого страха и этой неудовлетворенности говорит о его живой вере, о жажде подлинной духовной жизни. Скажу о том, что само осознание этой проблемы уже некий залог ее преодоления. Опаснее, когда мы этого не чувствуем и вполне довольные собой подходим к исповеди, как к неизбежной, но формальной процедуре, которую надо быстренько пройди на пути к Причастию.

И главное, напомню ему, в чем состоит смысл христианской жизни. И потому, решение реже ходить в храм или приступать к Причастию из-за этой проблемы не выход, точнее плохой выход.

Я бы напомнил ему, как важно нам в нашей духовной жизни искать ответов на наши проблемы в писаниях святых отцов и познакомил бы его с замечательной книгой преподобного Никодима Святогорца «О непрестанном причащении Святых Христовых Тайн». Преподобный Никодим напоминает нам, что «хотя частое Причащение и не является догматом веры, это все же Владычняя заповедь, которая содержится во многих изречениях нашего Господа, особенно же в следующем: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19), то есть непрестанно и каждый день, пока стоит этот мир. И поэтому, как заповедь Владычняя, она должна храниться непременно». Обычно на это мне говорят: «Но что плохого в том, что мы будем причащаться реже?» Это, и правда, не плохо, но приведу опять же слова преподобного Никодима в ответ на это. «Таким людям мы отвечаем, что и это хорошо и полезно, но чаще причащаться — намного лучше. Ибо чем более кто приближается к свету, тем более просвещается, чем более приближается к огню, тем более согревается, чем более сближается со святыней, тем более освящается. Так, чем чаще кто приступает к Богу в Причащении, столь более и просвещается, и согревается, и освящается. Брат мой, если ты достоин причащаться два или три раза в год, то ты достоин причащаться и чаще, как говорит божественный Златоуст, только внимательно готовься и не теряй этого достоинства. Итак, что же нам препятствует причащаться? Наше нерадение и лень, которые нас побеждают. И поэтому мы не готовимся, насколько это в наших силах, чтобы приобщиться».

В этих словах преподобного, как мне кажется, заключается еще и рецепт борьбы с заразой формализма, которая порою так страшно уродует духовную жизнь. Надо стараться избегать нерадения и духовной лени, делать все собранно и внимательно. Если на кануне исповеди и Причастия мы не поленившись спокойно, внимательно прочитали положенные молитвы, окинули своим взором время прошедшее с последней исповеди, даже если его прошло совсем не много мы не сможем не заметить как мы еще не совершенны, как расслабленны и больны, как нуждаемся в Божией помощи и укреплении. И тогда даже пару слов, который м.б., мы говорим из раза в раз будут исходить из глубины сердца и дух формализма и рутинности не коснется нас. А если мы ленивы и не радивы, если мы прибегаем на исповедь едва отдышавшись от суетного бега своей жизни, то очень трудно рассчитывать, что мы что-то почувствуем, что мы не окажемся во власти формализма. Дай Бог, что только к концу Литургии, приступая к Причастию мы потихоньку придем в себя. Так, что не реже ходить в храм, а как можно чаще, только собираясь туда мы должны готовить себя к невозможной, но спасительной встрече со Христом, и в Таинстве покаяния в Таинстве святой Евхаристии.

Фото: свящ. Игорь Палкин, С. Власов | www.patriarchia.ru

Фото: свящ. Игорь Палкин, С. Власов | www.patriarchia.ru

Температура 37,2 – стоит ли лечиться?

Что с неизбежностью избавляет наши слова и поступки от формализма? Это то, когда они наполнены искренним, живым, полноценным переживанием. Но когда мы говорим об исповеди, переживания недостаточно. На исповедь мы приходим не только к священнику, от которого ждем понимания и сочувствия, но, главным образом, к Богу, от Которого хотим получить прощение. Таким образом, в идеале, на исповеди наше переживание своих немощей, грехов должно встретиться с нашей верой и молитвой к Богу. Об этой встрече есть замечательная книга проф. Федора Ефимовича Василюка, которая так и называется «Переживание и молитва».

Эта встреча может и не произойти. Так если я прихожу на исповедь, полностью погруженный в свои проблемы, обиды, страхи, мой рассказ перед крестом и Евангелием может быть очень живым, эмоциональным, т. е. наполненным настоящим переживанием, но при этом он, как бы, будет стелиться по земле, не устремляясь к Небу. Будет не хватать молитвы. Может быть и обратная ситуация, когда я очень последовательно и лаконично буду перечислять свои грехи, как правило, читая их по бумажке, произнося каждый раз Господи помилуй, но при этом не будет соприкосновения с жизнью, не будет переживания. Нужно постараться избежать этих двух крайностей. Стремиться нужно к тому, чтобы наше переживание переросло в молитву и органически с ней соединилось.

Можно это сделать, если человек приходит на исповедь раз в неделю и времени на нее одна-две минуты? Можно, но очень не просто. Конечно, если случилась беда, и человек пришел с грехом, который буквально сжигает его душу, то тут и полминуты хватит, чтобы произошла встреча и переживания и молитвы. А если, слава Богу, такой беды нет? Если температура больного не под 40, а так 37.2? Идти ли к врачу?

И вот здесь я могу сослаться на самый достоверный для меня опыт — свой собственный. Я понимаю, что мой опыт, кроме меня самого, может быть мало кому интересен, но в данном случае этот опыт очень похож на опыт многих моих собратьев священников и потому, мне кажется, он важен.

Как часто исповедуется священник? Очень по-разному, кто-то чаще, кто-то реже, но что точно известно, это то, что священник не обязан исповедоваться перед совершением каждой Литургии и значит Причастием. Он принимает это решение самостоятельно, исходя из обстоятельств своей жизни, если вспоминать нашу метафору, исходя из температуры своей греховности. В таком случае тоже есть свои соблазны и искушения, а где их нет. Но вот чего точно почти не бывает, так это формальной исповеди. Она всегда наполнена и переживанием и молитвой.

Вы скажите: «Так то священники, миряне же не могут по своему усмотрению исповедоваться или нет, они обязаны это делать неукоснительно перед каждым Причастием». Я не буду вдаваться в дискуссию о связи таинства исповеди и Причастия, об этом сказано очень много. Напомню опять о том, как это принято у наших пастырей. Почему я могут приступать к таинству Причастия без исповеди? Потому что я менее грешен, чем мои прихожане? Увы, это далеко не так. Просто я себе доверяю, и я, и только я, несу за себя ответственность. Я точно знаю, что никто кроме меня самого не знает температуру моей греховности лучше меня, хотя я и могу ошибаться. Но главное, что я причащаюсь «во оставление грехов и в жизнь вечную», именно потому, что я грешен и в Причастии я черпаю силы, кроме всего прочего, и для борьбы со своими грехами.

Может ли мирянин приступать к Причастию без исповеди? Ответ на этот вопрос лежит не в плоскости канонического права, а в области пастырского душепопечения. И если духовник благословляет своего прихожанина на такую практику, я думаю он исходит не из того, чтобы облегчить ему жизнь, сделать ее более духовно комфортной, это в принципе, нелепая, если не сказать бесовская задача, а для того чтобы в частности избавить его исповедь от формализма, чувства рутинности и бессмысленности спасительного таинства Покаяния.

Еще раз повторю, на этом пути человек может легко столкнуться с другой опасностью, например, с легкомысленным отношением к своей греховности, нечувствию греха и т. д. Хотя все это может быть и при регулярной, но формальной исповеди. Так что панацеи не существует, а точнее она лежит не в формальной области (исповедоваться ли каждый раз перед причастием или нет), а в области духа, в области нашей веры и любви.

Записала Оксана Головко

Портал «Православие и мир» независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Ни дня без греха

Нужно учиться не столько исповеди, сколько покаянию

3 греха большого города

Если бы прощение не просил, давно бы табуреткой дрался

«Постоянные грехи» – как размотать клубок?

Мы слишком недоверчиво относимся к своим переживаниям