Проповеди.

Слово в неделю сыропустную

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братие и сестры!

При вступлении на святое поприще Великого поста и покаяния Святая Церковь напутствует нас воспоминанием о нашем праотце Адаме, с жизни которого начинается история бытия рода человеческого на земле, и указывает на его грехопадение.

Человек был создан Богом безгрешным и святым. После грехопадения Адама первозданный человек потерял живое общение со своим Творцом, которое имел в раю. Следствием грехопадения явилось изгнание человека из рая, а также скорби и болезни его в земной жизни. Грех отворяет врата смерти. Яд греха весь обращается внутрь человека и производит свое разрушительное действие. Как моль точит одежду, ржа разъедает железо, так и грех действует на человека. Естественные потребности души и тела, не управляемые высшей Божественною силою, превращаются во множество греховных наклонностей и привычек; возникают страсти, разрушающие силы человека, его здоровье.

Грех разрушил первобытный союз между Богом и человеком. Восстановить этот союз своими собственными силами люди не могли, потому что не могли совершенно очиститься от грехов.

Для восстановления общения между Богом и людьми необходим был Посредник, Который был бы в сродстве и с Богом, и с людьми.

Все судьбы человеческие направлялись к тому, чтобы приготовить род человеческий к важнейшему событию всемирной истории — пришествию в мир Сына Божия.

Согласно Предвечному Совету Святой Троицы, начало и основание великому делу нашего искупления положено Господом Иисусом Христом в самом Его воплощении, благодаря которому Он стал единым Ходатаем Бога и человека (см. 1 Тим 2:5). К совершению дела искупления направлена была и вся последующая земная жизнь Христа Спасителя, завершившаяся Его крестною смертью, которая составляет сущность, основание и вместе завершение жертвоприношения Христова, очищающего все людские грехи.

Безмерна любовь Божественная к нам, грешным. Иисус Христос принял на Себя грехи всего мира и Самого Себя принес правде Божией в искупительную и очистительную жертву за весь род человеческий. Спасительная сила ее простирается на всех людей и на все времена.

Братие и сестры! Мы всегда должны помнить, что живое общение с Богом составляет источник вечной радости для человека как на земле, так и в загробном мире. Поэтому каждый последователь Христа во время земной жизни должен стремиться к внутреннему, живому богообщению. Но это единение с Богом достигается христианином только тогда, когда сердце его будет очищено от страстей, греховных чувств и пожеланий.

Братие и сестры! Святая Церковь напоминает нам ныне о падении нашего праотца Адама для того, чтобы на примере его жизни мы познали всю тяжесть греха и пагубные его последствия. Будем же стремиться в своей жизни всегда исполнять заповеди Господни и искоренять из сердца греховные недуги, и тогда с помощью Божией мы выполним свое назначение на земле и достигнем вечной, блаженной жизни в Царстве Небесном. Аминь.

Проповедь на пассию

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братие и сестры!

Господь создал человека безгрешным, бессмертным и святым. Но, находясь в райских обителях, прародители наши согрешили, нарушив заповедь Божию. Следствием грехопадения было изгнание их из рая, скорби и болезни в земной жизни.

Спасителем и Искупителем человеческого рода явился Господь наш Иисус Христос, Который был истинным Богом и истинным человеком.

По Своему человеческому естеству Богочеловек соделался жертвою, а Его Божеское естество придало этой жертве безмерную цену.

Братие и сестры! Спасение наше совершено Господом Иисусом Христом, Его страданиями и крестною смертью. Ими разрушено средостение, разделявшее человека с Богом, и отверст доступ всем благословениям небесным на человеческий род. Крест — основание благодатного Царства Христова. И каждый человек, чтобы удостоиться вечного блаженства, непременно должен в своей жизни приобщиться Христовым страстям. “Спа­сающийся, — учат святые Отцы, — должен облещись в заслуги Спасителя, чтобы в них, как в некоей солнцеобразной одежде, воспарить на небо. Но заслуги Спасителя составляют крестная смерть и страдания”.

Через жизненные скорби и страдания мы прививаемся ко кресту Христову и в нем обретаем силу крестную, очищающую и привлекающую благоволение Божие.

Спаситель заповедал Своим последователям: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк 9:23).

За Господом Крестоносцем нельзя идти без креста, который составляют скорби и страдания, встречающиеся в земной жизни. Узкий и тесный путь жизненных скорбей и страданий ведет человека к вечному блаженству и возвращает его в потерянный рай.

Жизненные скорби составляют часть Божия воспитания христианина, ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр 12:6).

Жизненные трудности и испытания, переносимые как должно, усиливают веру; они показывают человеку его немощи и свидетельствуют о состоянии его духовной жизни. “Несча­стья, — пишет епископ Феофан Затворник, — настоящий экзамен человеку. Они задают вопросы: человек отвечает на них состоянием своего духа; невидимая же рука пишет баллы, обозначающие, насколько научился человек жить опытами жизни и какой вообще уровень его нравственно-религиозной силы”.

Скорби, посылаемые Богом, являются также сильнейшим средством нравственного очищения человека. Всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение. До скорби человек представляется сам себе спокойным и мирным; но когда придет скорбь, тогда восстают и открываются невидимые ему страсти, особенно гнев, печаль, уныние, гордость и неверие. Существенно нужно и полезно для христианина обличение греха, гнездящегося в нем втайне.

Мы должны осознать, что скорби Бог посылает нам на благо, и стараться надлежащим образом переносить их.

Однажды к преподобному Серафиму Саровскому пришел христианин и попросил благословения носить железные вериги и власяницу. Но Преподобный не одобрил это его намерение и сказал: “Кто нас оскорбит словом или делом, и если мы переносим обиды по-евангельски, — вот вериги нам и власяница. Эти духовные вериги выше железных”.

Вступающий на путь спасения должен всецело отдаться воле и водительству Божию, благовременно приготовиться к терпению всех скорбей, какие благоугодно будет Промыслу Всевышнего попустить рабу Божию во время его земного странствования. Когда христианин предаст себя воле Божией, возложит с самоотвержением все свое попечение на Бога, будет благодарить Его и славословить за крест, тогда необыкновенная духовная сила веры и неизреченное духовное утешение неожиданно являются в сердце его.

Известный русский писатель ХIХ века Н. В. Гоголь выразил свои переживания во время постигшей его болезни в следующих словах: “Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух. О, как нужны нам недуги! Не будь тяжких болезненных страданий, куда б я теперь не занесся! Каким бы значительным человеком вообразил себя! Но, слыша ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот труд мой, на котором основана вся моя значительность, — слыша это, смиряюсь я всякую минуту и не нахожу слов, как благодарить Небесного Промыслителя за мою болезнь”.

Наш Всемогущий и Всеблагий Подвигоположник вложил в самые скорби особый внутренний смысл: они составляют источник духовной радости и утешения. “Телесные мучения сии, — сказал великомученик Евстратий, — веселие суть рабам Твоим”.

Сравнив вечную Небесную славу, уготованную истинным последователям Христа, с кратковременными скорбями, святой апостол Павел говорит: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим 8:18).

Человек, благодушно переносящий жизненные скорби, принимающий их как от руки Господней, становится причастником чина мучеников и нередко прославляется Богом уже здесь, на земле.

Святитель Григорий Двоеслов, повествуя о настоятеле одного монастыря игумене Стефане, отличавшемся преимущественно добродетелью терпения, говорит, что эта добродетель возросла в нем до высокого совершенства, так что он считал своим другом того, кто причинял ему какие-либо обиды; за поношения воздавал благодарностью; если наносили ему скорбь, считал ее величайшей прибылью и всех недоброжелателей своих он почитал как помощников в деле спасения. Когда настал час его смерти, многие из присутствующих видели множество ангелов и святых, пришедших на встречу души праведника.

Братие и сестры! “Жизнь христианина, — говорит святой Иоанн Златоуст, — есть ежедневный крест”. Святые апостолы и мученики с радостью претерпевали за Христа всевозможные страдания, и жизненный крест для них явился лествицею от земли на небо.

Постараемся же и мы безропотно, с благодарением Бога нести свой жизненный крест, и тогда, окончив земную жизнь, мы сподобимся вечного блаженства в Царствии Небесном. Аминь.

Поучение на пассию

Братие и сестры!

Трогательное и необыкновенное событие воспоминает сегодня Святая Церковь. Небесный Учитель и величайший Благодетель — Господь наш Иисус Христос, как преступник, идет с двумя разбойниками на казнь Голгофскую.

Что было причиной такого неслыханного и неизреченного события? Что заставило Сына Божия сделаться Сыном Человеческим и претерпеть крестные страдания и смерть?

Ответ на этот вопрос дает нам Сам Спаситель мира в последнем наставлении с Креста. Совершилось (Ин 19:30), — вот то последнее слово, которое, по свидетельству евангелиста Иоанна, произнес Иисус Христос на земле. После сего восклицания Господь, преклонь главу, предаде дух.

Что же, братие и сестры, совершилось, спросим мы?

Богочеловек как Спаситель мира с любовию возвестил миру, что совершилось спасение, что люди искуплены Его страданиями, кровию и смертью. Эту истину мы исповедуем в Символе веры: “Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес… и страдавша и погребенна”.

Спасительная сила искупительной жертвы Господа нашего Иисуса Христа простирается на всех людей, на все их грехи и на все времена.

На кресте смертью Богочеловека совершилось спасение людей. После этого события мы видим целые сонмы спасенных, приобщившихся новой жизни, воссиявшей от креста Богочеловека.

Спасение должно быть главной целью нашей земной жизни, и она вся должна служить приготовлением к вечности. “Смо­т­рите на небо, — завещали нам святые Отцы, — и всякий шаг вашей жизни так соразмеряйте, чтобы он приближал вас к Богу” и Царствию Небесному.

Для достижения вечной, блаженной жизни последователь Христа должен постоянно трудиться: всеусердно искоренять все страстное и греховное из человеческого естества и усвоять христианские добродетели.

Но для преуспеяния в деле спасения нам необходима помощь Божия, которая испрашивается усердной молитвой ко Господу. Однажды преподобный Антоний Великий обратился к Богу с просьбой: “Господи, покажи мне путь спасения!”. Он вышел из своей пещеры и увидел кого-то, похожего на себя, который сидел и работал, потом встал и начал молиться; после этого он опять начал трудиться, а, поработав, опять встал на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления святого Антония. Ангел Божий сказал ему вслух: “И ты делай так и спасешься”. Это означало, что труд, подкрепляемый молитвою, и молитва, сопровождаемая благим трудом, могут привести ко спасению души.

Вся жизнь христианина должна быть посвящена Богу всегда, во всех обстоятельствах жизни. Никакое место не отделяет нас от Вездесущего Бога. “Место не спасет человека и не погубит, — говорит преподобный Нифонт, — одни дела погубляют и спасают. Кто не соблюдает заповедей Господних, тому не поможет ни святой сан, ни святое место”.

Христианин должен спасаться в тех условиях жизни, в которые он поставлен Промыслом Божиим, и устроять свой путь жизни так, чтобы он всецело был направлен к достижению Отечества Небесного. Эту истину один из учителей Русской Церкви, епископ Феофан Затворник, излагает в следующих словах: “Москва одна, а дорог к ней много, и всякая в нее приводит. Но если кто, направляясь по одной дороге, бросит свою и перейдет на другие, то он никогда не дойдет до Москвы. Так и в духовной жизни есть град пресветлый, куда все стремятся, и дороги в него разные, и всем в него доходить можно, но стань переменять дороги, очень не дивно, что никогда не доберешься до того града”.

Последователь Христа должен верить, что все случаи жизни устрояются Промыслом Божиим, и потому всякое дело стараться делать так, как бы оно было поручено ему от Бога. Так всякий шаг нашей жизни, всякое слово и поступок можно согласовать с волей Божией. Житейские дела не могут являться препятствием в деле спасения, если человек будет постоянно бороться с греховным образом жизни.

Жизнь семейная и общественная, если она будет согласна с заповедями Христовыми, является спасительной и богоугодной. Если устроять эту жизнь так, чтобы в ней господствовали заповеди Божии с прогнанием всего греховного, то это будет не мирская, а святая жизнь, Богом благословенная. “Кто живет в семье, — учат святые Отцы, — тому и спасение от семейных добродетелей. Только исполняйте все как волю Божию, на вас возложенную”.

Известны многие угодники Божии, которые среди шумного многолюдства и житейской суеты достигали спасения. Одному из преподобных Господь сказал, что в городе Александрии есть христианин, по специальности врач, который, имея постоянное общение с людьми, достиг высокого духовного совершенства и ежедневно с ангелами возносит хвалы Богу.

Братие и сестры! Постараемся нести земное служение наше, наши земные обязанности как возложенные на нас Богом, исполняя их добросовестно и с усердием, приготовляясь отдать Богу отчет в исполнении их.

Дела земные будем совершать с целью богоугождения, и земные дела сделаются небесными. И тогда мы станем истинными последователями Иисуса Христа, Спасителя нашего, и достойными наследниками вечного блаженства в Царствии Небесном.

Слово, произнесенное в Великую пятницу
у святой Плащаницы

Братие и сестры!

Православный храм замирает, когда святая Плащаница Господня предлежит для поклонения верующим. Глубокое волнение и великое благоговение охватывают всех присутствующих. Даже знаменитые проповедники и богословы не могли выразить человеческим языком всю тайну воспоминаемого ныне события.

В этот момент в сердце и уме христианина рождаются скорбно-возвышенные мысли, отражающие то, что происходит в душе в эти великие и святые минуты. Источником этих благих мыслей и чувств является пострадавший нашего ради спасения Господь Иисус Христос; именно Его неизреченная, непостижимая, Божественная любовь к нам, возведшая Его на крест, чтобы всех нас духовно возродить и воскресить к жизни вечной и небесной.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, говорит:

“Одной только любви Спаситель требует от нас, говоря: Я тебя возлюбил, люби и ты Меня. Я за тебя биен был, по ланите ударен, ты же за это возлюби Меня. Я за тебя тернием венчан, по главе тростию биен, на смерть осужден и копием прободен, а ты за это возлюби Меня. За кровь Мою, пролитую за тебя, Я ничего не требую, кроме сердца твоего. Сыне, даждь Ми сердце твое”.

И никогда, ни в какие часы и минуты своей жизни мы не убеждаемся так в той любви Божией, как сейчас, когда подходим к Плащанице, чтобы облобызать язвы гвоздиные на Пречистых руках и ногах Его и приложиться к Евангелию, столь убедительно проливающему немеркнущий свет на жертвенный подвиг Спасителя.

Уста Спасителя сомкнуты: Он молчит. Но должна заговорить и пламенеть наша совесть. Ведь мы тоже распинали и распинаем Христа своим маловерием, страстями и пороками, забвением Бога и будущей жизни. Один христианин часто исповедовался и причащался святых Христовых Таин, но всякий раз, возвращаясь домой, он продолжал проводить греховный образ жизни. И Господь вразумил его следующим образом. Однажды этот человек увидел чудовище необыкновенное, которое начало приближаться к нему. “Кто ты такой?”, — спросил испуганный грешник. “Я тот, — ответило чудовище, — который ударил Иисуса Христа по ланите. И всякий христианин, произвольно согрешающий, причисляется к тем, которые распинали и поносили Христа”. Тогда понял грешник, что он своею жизнью наносит оскорбление Самому Господу, и с этого времени стал жить по-христиански.

Братие и сестры! Сейчас мы будем подходить к святой Плащанице. Пройдем трепетною мыслью все страдания Господа, и с покаянными чувствами и расположениями подойдем к этому Живоносному Гробу.

Станем пред лицем изъязвленного, измученного Спасителя и, смотря на главу Его, тернием израненную, скажем: “Не допущу в моих мыслях измены Тебе во веки!”.

Целуя язвы на руках и ногах Христа, скажем: “Не будем творить беззаконий, не пойдем стезею неправды!”.

Смотря на сердце Иисуса, копием прободенное, скажем: “Возлюблю Тя, Господи, всем сердцем моим, и последний мой вздох на земле, последний удар моего сердца будет принадлежать Тебе!”.

Целуя же святое Евангелие, скажем себе: “Вся, елика рече здесь Господь, послушаем и сотворим”.

И если мы с таким настроением духовным подойдем к этому святому месту, то здесь, у Плащаницы, произойдет наша личная встреча со Христом Спасителем, Который услышит все наши благие прошения и поможет нам в достижении вечной, блаженной жизни в Отечестве Небесном. Аминь.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.