Протоиерей Владислав Цыпин: Осквернение храма и кощунство – в чем разница?

Недавние случаи поругания святых храмов в Москве вызвали нужду в разъяснении обществу, что такое осквернение храма, а что не является осквернением, и  в каких случаях переосвящать храм обязательно? Протоиерей Владислав Цыпин, профессор, доктор церковной истории, магистр богословия, преподаватель Сретенской духовной семинарии ответил на вопросы Правмира:

Протоиерей Владислав Цыпин

Протоиерей Владислав Цыпин

Существует понятие осквернения, как канонический термин, когда под это определение подпадают конкретные действия, и есть житейское употребление этого слова, под которым подразумевается недостойное отношение к святому предмету или месту. Бывают разные степени осквернения.

Если кто-то написал хульное слово или нарисовал фашистскую свастику это, разумеется, не то действие, после которого нужно освящать храм. Действия женщин-хулиганок в Храме Христа Спасителя также не является поводом для переосвящения храма. Это тоже самое, как если бы пьяный мужик начал бы безобразничать в храме. Если он не прольет Дары, не дотронется до престола, то освящать храм не надо. Такие действия находятся примерно в одном ряду. Они подлежат административному или уголовному наказанию, но освящать храм после них не надо.

Таким образом, с точки зрения церковного права их действия можно назвать кощунством, что и сделал Патриарх и, например, профессорско-преподавательская корпорация Московской духовной академии, которая объявила, что она «едина во мнении, что акция феминисток в Храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 года является кощунством и попранием чувств верующих христиан».

Действия хулиганок явно нарушают церковное благочиние, о чем сказано например в 6 правиле Второго Вселенского Собора:

«Поскольку многие, желая привести в замешательство и ниспровергнуть Церковное благочиние, враждебно и клеветнически вымышляют на правящих церквами православных епископов некоторые обвинения, не с иным каким намерением, как только с целью помрачить добрую славу священников и произвести смятение в мирном народе».

Более понятным нам языком говорит о подобных поступках «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1846 года, где во втором разделе «О преступлениях против веры» мы читаем:

«Кто в публичном месте или собрании более или менее многолюдном дерзнет с умыслом порицать Христианскую веру или православную Церковь или ругаться над Священным писанием или Святыми таинствами, тот подвергается лишению  всех прав состояния и ссылке в каторжную работу на заводах от шести до восьми лет» [1].

Конечно уголовный кодекс XIX века сегодня не действует, но в правовых нормах прошлого мы можем найти понятия для описания событий настоящего».

Справка

Кощунство – Происходит от др.-русск., ст.-слав. кощуна “запретный грех, насмешка”; ср.: укр. кощу́н, болг. кощу́н — то же, кощу́ня “хитрю, интригую, насмехаюсь”. Вероятно, от кости́ть». «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмер.
Кощунство — «язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства». «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» (ст. 182, изд. 1885 г.)

Существует два чина освящения храма – великое и малое.
Великое освящение, совершаемое архиерейским чином (иерейский чин является сокращением архиерейского), бывает при освящении нового храма или в том случае, когда престол был сдвинут, например, во время ремонта (что не является его осквернением). Каноны запрещают превращение храма и монастыря в мирское жилище (κοσμικά καταγώγια, secularia habitacula) (13 правило 7 Вселенского собора). Оскверненные таким образом и переданные обратно Церкви храмы нуждаются в освящении великим чином.
Малое освящение храма, состоящее из особой молитвы и окропления святой водой, по благословению епископа, бывает, когда были нарушены неприкосновенность и святость престола.
Малое освящение совершается, когда неосвященный человек коснется престола, (оправданно, например, при угрозе пожара или другого бедствия или, напротив, со злым умыслом), после осквернения храма еретиками и язычниками, когда они совершают в нем свое служение, после осквернения храма убийством в нем человека или человеческой кровью, в случае рождения или смерти в храме животного. В этих случаях читаются «молитвы на отверзение церкве»: молитву Константинопольского Патриарха Тарасия «на отверзение храма от еретик оскверншагося», молитву «в отверзении церкви скверньшоися от язык», молитву «на отверзение храма, в нем же случится человеку умрети нуждно» и т.д.

Подготовил Александр Филиппов

Читайте также:

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Фотоблогер Беленький: Россия, которую мы потеряли

Фото России, которую мы потеряли: из 1000 церквей - 600 заброшены

Все ли болезни являются следствием наших грехов?

Ученик преподобного Паисия Святогорца о жизни в постоянном стрессе

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: