Протоиерей Владислав Цыпин: Осквернение храма и кощунство – в чем разница?

Недавние случаи поругания святых храмов в Москве вызвали нужду в разъяснении обществу, что такое осквернение храма, а что не является осквернением, и  в каких случаях переосвящать храм обязательно? Протоиерей Владислав Цыпин, профессор, доктор церковной истории, магистр богословия, преподаватель Сретенской духовной семинарии ответил на вопросы Правмира:

Протоиерей Владислав Цыпин

Протоиерей Владислав Цыпин

Существует понятие осквернения, как канонический термин, когда под это определение подпадают конкретные действия, и есть житейское употребление этого слова, под которым подразумевается недостойное отношение к святому предмету или месту. Бывают разные степени осквернения.

Если кто-то написал хульное слово или нарисовал фашистскую свастику это, разумеется, не то действие, после которого нужно освящать храм. Действия женщин-хулиганок в Храме Христа Спасителя также не является поводом для переосвящения храма. Это тоже самое, как если бы пьяный мужик начал бы безобразничать в храме. Если он не прольет Дары, не дотронется до престола, то освящать храм не надо. Такие действия находятся примерно в одном ряду. Они подлежат административному или уголовному наказанию, но освящать храм после них не надо.

Таким образом, с точки зрения церковного права их действия можно назвать кощунством, что и сделал Патриарх и, например, профессорско-преподавательская корпорация Московской духовной академии, которая объявила, что она «едина во мнении, что акция феминисток в Храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 года является кощунством и попранием чувств верующих христиан».

Действия хулиганок явно нарушают церковное благочиние, о чем сказано например в 6 правиле Второго Вселенского Собора:

«Поскольку многие, желая привести в замешательство и ниспровергнуть Церковное благочиние, враждебно и клеветнически вымышляют на правящих церквами православных епископов некоторые обвинения, не с иным каким намерением, как только с целью помрачить добрую славу священников и произвести смятение в мирном народе».

Более понятным нам языком говорит о подобных поступках «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1846 года, где во втором разделе «О преступлениях против веры» мы читаем:

«Кто в публичном месте или собрании более или менее многолюдном дерзнет с умыслом порицать Христианскую веру или православную Церковь или ругаться над Священным писанием или Святыми таинствами, тот подвергается лишению  всех прав состояния и ссылке в каторжную работу на заводах от шести до восьми лет» [1].

Конечно уголовный кодекс XIX века сегодня не действует, но в правовых нормах прошлого мы можем найти понятия для описания событий настоящего».

Справка

Кощунство – Происходит от др.-русск., ст.-слав. кощуна “запретный грех, насмешка”; ср.: укр. кощу́н, болг. кощу́н — то же, кощу́ня “хитрю, интригую, насмехаюсь”. Вероятно, от кости́ть». «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмер.
Кощунство — «язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства». «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» (ст. 182, изд. 1885 г.)

Существует два чина освящения храма – великое и малое.
Великое освящение, совершаемое архиерейским чином (иерейский чин является сокращением архиерейского), бывает при освящении нового храма или в том случае, когда престол был сдвинут, например, во время ремонта (что не является его осквернением). Каноны запрещают превращение храма и монастыря в мирское жилище (κοσμικά καταγώγια, secularia habitacula) (13 правило 7 Вселенского собора). Оскверненные таким образом и переданные обратно Церкви храмы нуждаются в освящении великим чином.
Малое освящение храма, состоящее из особой молитвы и окропления святой водой, по благословению епископа, бывает, когда были нарушены неприкосновенность и святость престола.
Малое освящение совершается, когда неосвященный человек коснется престола, (оправданно, например, при угрозе пожара или другого бедствия или, напротив, со злым умыслом), после осквернения храма еретиками и язычниками, когда они совершают в нем свое служение, после осквернения храма убийством в нем человека или человеческой кровью, в случае рождения или смерти в храме животного. В этих случаях читаются «молитвы на отверзение церкве»: молитву Константинопольского Патриарха Тарасия «на отверзение храма от еретик оскверншагося», молитву «в отверзении церкви скверньшоися от язык», молитву «на отверзение храма, в нем же случится человеку умрети нуждно» и т.д.

Подготовил Александр Филиппов

Читайте также:

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Церкви они строят! Лучше бы больным детям помогли!

Вдруг вы проходите мимо двери, которая ведет в рай?

Русский храм осквернен в Праге

Надпись «Аллах Акбар! Ваш бог – Аллах! Смерть близко!» появилась на Храме Успения Пресвятой Богородицы

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!