Психиатр Борис Положий: Подросток не осознает, что смерть – это конец всему в полном смысле

|
11-летний школьник покончил с собой на северо-западе Москвы. Проверка показала, что подросток, страдавший неврологическими заболеваниями, выбросился из окна 13 этажа квартиры, где жил с родителями. Что становится причиной подростковых самоубийств и как их предотвратить? Об этом Правмиру рассказал руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Борис Положий.
Фото: Анна Гальперина

Фото: Анна Гальперина

Говорить о полной психической полноценности мальчика с неврологическими проблемами затруднительно. Скорее всего, речь идёт о каких-то больших или меньших нарушениях психического здоровья. Дети с такими нарушениями имеют повышенный риск суицидального поведения, у них могут быть недостаточно осознаваемые, импульсивные поступки, а поводом может быть любой, с нашей точки зрения, пустяк, провоцирующий или травмирующий подростка. Он может быть и не столь серьёзен, но может послужить эмоциональной реакцией – эмоциональная сфера зачастую очень подвижна, какое-то действие может происходить без достаточного на то осмысливания.

Если точно исключён несчастный случай, если это суицид – следствие разбирается в этом отношении – то, что касается детей с психологическими, неврологическими отклонениями, – это всегда группы риска суицидального поведения. Предотвращать его можно и должно путём соответствующего поведения с таким ребёнком.

Заболевание, хоть неврологическое, хоть психическое, само по себе не вызывает суицид, оно только создаёт повышенный риск. Склонность к суициду вызывают те или иные стрессы, психические травмы, и, конечно же, роль родителей всегда очень велика, потому что от того, как воспитан ребёнок: раним ли он или устойчив к стрессовым ситуациям, склонен к анализу своих действий, поступков, способен решать свои проблемы, а не бежать от них в виде нелепого выхода – это всё формируется в семье, начиная с дошкольного возраста. К сожалению, таких семей очень и очень мало, потому что родители, как правило, не уделяют этому внимания.

Родители должны знать те угрозы, которые могут быть, те факторы, которые могут провоцировать это. В этом конкретном случае, конечно же, надо разбираться, какие были отношения дома, какие случаи предшествовали непосредственно, что происходит в школе, общеобразовательная ли школа или специализированная -для детей с задержкой умственного развития, с нарушениями. В обычной школе – он не такой, как все, – дети бывают жестоки.

Выбор поведения – ребёнок должен контролироваться не только неврологом, но и детским подростковым психиатром, который должен построить с родителями правильную линию поведения с таким ребёнком, и наблюдать за ним.

Подростки – это вообще группа риска, даже подростки без каких-либо существенных отклонений, которые можно назвать нарушениями психического здоровья, заболеваниями. Это группа риска в силу своих психологических особенностей. Это возраст, с одной стороны, очень ранимый, очень чувствительный, с другой – с очень большими потребностями самоутверждения, потребностями видеть себя тем, кем хочется. Поэтому они вступают в конфликт и с друзьями, и с родителями, когда подростки начинают отдаляться от них, не находят с ними общий язык, с учителями. Эмоции преобладают над рассудком, нет чёткого представления о том, что смерть – это конец в полном смысле всему, нет осмысливания того, что произойдёт. Иногда эмоции захлёстывают, и подросток может совершить такие печальные действия. А если подросток страдает тем или иным заболеванием, то риск увеличивается соответственно.

Сказать, что помощь подросткам хорошо «поставлена» будет преувеличением – существуют кабинеты психологической помощи, в московских школах должны работать психологи, но по-моему даже не во всех московских школах есть психологи. Всё не очень хорошо организовано. Не могу сказать, что и родители знают, куда обратиться. Есть психологи сомнительного образования, сомнительной подготовки, работающие частным образом. Есть телефоны доверия для подростков, но это не та система, чтобы она могла справляться с большими объёмами работы, чем она сейчас справляется.

Выход есть — куда обратиться за психологической помощью, если посещают мысли о суициде?

Московская служба психологической помощи 051 (бесплатно, круглосуточно).

Центр «Московской службы психологической помощи населению» — 8-499-173-09-09.

«Телефон доверия» экстренной психологической помощи — (495) 575-87-70.

Скорая психиатрическая помощь — (495) 625-31-01.

Телефоны «горячей линии» Центра экстренной психологической помощи МЧС России: в г. Москве: (495) 626-37-07, в г. Санкт-Петербурге: (812) 718-25-16.

Психологической помощи женщинам — (495) 282-84-50.

«Горячая линия» для людей с алкогольной и наркотической зависимостью — (495) 126-04-51.

Детский телефон доверия — (495) 624-60-01.

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Эти сумасшедшие подростки

О психических отклонениях в юном возрасте

Подростковый суицид: желание не умереть, а уйти от проблем?

Большая часть подростков, совершающих суицид, не страдают психическими расстройствами

Валерий Панюшкин: Причина подростковых самоубийств – отверженность

Подростки - это отверженные люди, им не хватает внимания.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!