Рассуждения на послание Иоанна к парфянам, рассуждение пятое. на 1 ин 3:9–17

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 36, 2003
Рассуждения на послание Иоанна к парфянам, рассуждение пятое. на 1 ин 3:9–17

Рассуждение пятое. На 1 Ин 3:9–17

От переводчика. Накануне Августин произносил четвертое “Рассуждение на Послание Иоанна к Парфянам”, в конце которого определил тему следующего рассмотрения — противоречие между 1 Ин 1:8 и 1 Ин 3:9: «Есть вопрос, над разрешением которого нам предстоит потрудиться, так как мы называем себя грешниками, ведь если кто скажет, что он без греха, он лжец. Но в послании того же Иоанна мы находим слова: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем. Вы ведь должны помнить из ранее читанного: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем, и истины в нас нет (1 Ин 1:8)1. А дальше, напротив, слышишь: Кто рожден от Бога, не грешит; согрешающий не видел Его и не познал Его; всякий, кто творит грех, от диавола (1 Ин 3:9, 3:6, 3:8)2. Не бывает греха от Бога. Снова нам страшно от слов Иоанна. Как это мы рождены от Бога — и при этом признаем себя грешниками? Сказать ли нам, что мы не рождены от Бога? Но тогда каково действие этих тайнств во “младенцах” (то есть крещения в новокрещенных — С. С.)? Что сказал Иоанн? Кто рожден от Бога, тот не грешит. И сам же Иоанн сказал: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем, и истины в нас нет. Вопрос большой и трудный, и я призываю ваши силы, возлюбленные, к его решению» (Ep. Io. tr. 4, 12).

Озадачив таким образом свою паству, Августин приступил к решению этого вопроса на следующий день — в четверг Пасхальной недели. Исследователи давно отметили, что сталкивание двух по видимости противоречащих друг другу мест Писания (прием, к которому Августин вообще прибегает нередко) при изъяснении Первого послания Иоанна встречается особенно часто. Однако случай пятого “Рассуждения на Послание…” особенный. Во-первых, здесь сталкиваются два стиха самого толкуемого Послания (1 Ин 1:8 и 1 Ин 3:9). Во-вторых, решая это противоречие, Августин предлагает такой выход: в 1 Ин 3:9 имеется в виду лишь один грех, который не может совершить “рожденный от Бога” — это грех отсутствия любви; а ведь именно любовь, по мысли Августина, является центральной темой Послания.

Современные экзегеты не считают, что августиновское решение этого противоречия соответствует мысли самого Иоанна. Однако читая четвертое “Рассуждение на Послание…”, нельзя не оценить, во-первых, последовательность Гиппонского пастыря в преподавании заповеди любви своим подопечным, а кроме того, и его виртуозность в нахождении ответа на противоречие и в подборе аргументации. Подробный анализ основной мысли этого “Рассуждения…” (с указанием точек зрения современных богословов на смысл 1 Ин 3:9) содержится в книге: Dideberg D. Saint Augustin et la Premi–re ЙpЂtre de Saint Jean (Th№ologie historique, 34). Paris, 1975. P. 108–124.

1. Слушайте внимательно, умоляю вас, ибо рассматриваемый вопрос немаловажен. И так как вчера вы внимательно вслушивались, не сомневаюсь, что сегодня вы собрались с еще большим вниманием.

Непростой вопрос в том, отчего Иоанн говорит в этом Послании: Кто рожден от Бога, не грешит (1 Ин 1:8), в то время как в этом же Послании он прежде сказал: Если скажем, что греха у нас нет, сами себя обманываем, и истины в нас нет3? Что делать тому, кого эти два высказывания из одного и того же Послания сдавили с двух сторон? Если он исповедует себя грешником, то боится, как бы не сказали ему: “Значит, ты не рожден от Бога”, потому что написано: Кто рожден от Бога, тот не грешит. Но если он назовет себя праведником и скажет, что не имеет греха, получает удар с другой стороны из того же Послания: Если скажем, что греха у нас нет, сами себя обманываем, и истины в нас нет. И вот человек, поставленный посредине, не находит, что сказать, чем себя исповедовать или объявить. Объявить, что он без греха, опасно, да и не только опасно, но и ложь: “Самих себя, — говорит Иоанн, — мы обманываем, и истины в нас нет, если скажем, что греха у нас нет”. Но если бы действительно не было греха, чтобы тебе можно было так сказать! Тогда бы ты говорил истину, и тебе можно было бы не бояться, что хотя бы след беззакония будет на тебе, когда ты произносишь истину. Но оттого-то ты и поступаешь плохо, когда так говоришь, что говоришь ложь: “Истины, — говорит Иоанн, — в нас нет, если скажем, что греха у нас нет”. Он не сказал: “Что греха у нас не было”, чтобы нельзя было отнести эти грехи на счет прошлой жизни. Ибо у человека мог быть грех, но с тех пор как он родился от Бога, грех перестал быть в нем. Если бы речь шла об этом, то не стеснял бы нас никакой вопрос. Тогда бы мы сказали: “Мы были грешниками, но теперь получили оправдание; был у нас грех, но теперь нет”. Но не это сказал Иоанн. А что? Если скажем, что греха у нас нет, сами себя обманываем, и истины в нас нет. А немного далее он, напротив, сказал: Кто рожден от Бога, тот не грешит. Разве сам Иоанн не был рожден от Бога? Если Иоанн не был рожден от Бога, то о ком это вы слышали, что он возлежал на груди Господней? Неужели кто-нибудь посмеет обещать себе возрождение, если его не удостоился тот, кто удостоился возлежать на груди Господней4? Неужели того, кого Господь любил более других, тому одному не дал рождения от Духа?

2. Внимайте же сейчас этим словам! Я говорю все о тех же наших затруднениях5: пусть за ваше внимание, которое как молитва за нас и за вас, Бог расширит наш путь и покажет выход, и никто не найдет в его словах повода к погибели, ибо каждое слово здесь проповедано и записано только ради исцеления и спасения.

Всякий, — говорит Иоанн, — кто творит грех, творит и беззаконие6. Чтобы ты не думал проводить различие, сказано: Грех есть беззаконие (1 Ин 3:4). Чтобы ты не говорил: “Я грешник, но не беззаконник”, — сказано: Грех есть беззаконие. И вы знаете, что Господь явился для того, чтобы отнять грехи; и греха в Нем нет (1 Ин 3:4–5)7. А какая нам польза от того, что Он пришел без греха? Всякий, кто не грешит, пребывает в Нем; и всякий, кто грешит, не видел Его и не познал Его. Дети! Пусть никто не совратит вас. Кто поступает по правде, тот праведен, как и Он праведен (1 Ин 3:6–7)8. Мы уже сказали, что слово “как” может указывать на подобие, а не на равенство9. Кто творит грех, тот от диавола, потому что от начала диавол грешит (1 Ин 3:8)10. И то сказали мы, что диавол никого не сотворил и не родил, но его подражатели как бы рождаются от него11. Для того явлен был Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин 3:8)12. Тот, кто не имеет греха, пришел разрушить грехи.

Далее следует: Всякий, кто рожден от Бога, не творит греха, ибо семя Его в нем пребывает, и не может грешить, потому что рожден от Бога (1 Ин 3:9)13. Сильно связал он нас. Может быть, он сказал “не грешит”, подразумевая какой-то определенный грех, а не всякий грех — и в таком случае когда он говорит: “Кто рожден от Бога, тот не грешит,” — надо понимать под этим какой-то определенный грех, которого не может допустить человек, рожденный от Бога. А этот грех такой, что если кто его допустит, тем он усиливает и прочие, а если не допустит, то разрушает прочие. Что это за грех? Поступать против заповеди. Что это за заповедь? Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин 13:34). Внемлите! Эта заповедь Христа называется любовь, этой заповедью разрушаются грехи. Если ее не соблюсти, — это и тяжкий грех, и корень всех грехов.

3. Прошу вашего внимания, братья. Мы предложили вам нечто, что решает вопрос для тех, кто хорошо понял. Но разве нам по пути только с самыми быстрыми? И тех, кто медленнее идет, нельзя оставлять. Переведем это, как сможем, на такие слова, чтобы они дошли до всех. Я думаю, братья, что о своей душе заботится всякий человек, который вступает в Церковь не зря, который не ищет в Церкви временного, который вступает не для того, чтобы обделать свои мирские дела, но для того, чтобы обладать тем вечным, что ему обещано, и достичь этого, — такой человек, несомненно, должен думать, как ему проходить путь, чтобы не стоять на месте, не идти вспять, не блуждать, не ковылять, попадая тем самым в опасность не достичь цели. И всякий, кто обеспокоен этим, медлен ли он, скор ли, пусть не сходит с пути.

Так вот, я сказал вам, что слова: Кто рожден от Бога, не грешит — Иоанн сказал, подразумевая какой-то определенный грех, потому что иначе этому месту противоречили бы другие слова: Если скажем, что греха в нас нет, сами себя обманываем, и истины в нас нет. Этот вопрос может быть решен так. Есть некий грех, которого не может допустить тот, кто рожден от Бога, и если его не допустить, прочие грехи разрушаются, если его допустить, прочие подтверждаются. Что это за грех? Поступать против Христовой заповеди, против нового Завета. Что это за новая заповедь? Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. Кто поступает против любви, против братского взаиморасположения, пусть не смеет похваляться, пусть не смеет говорить, что рожден от Бога; но если кто крепок в братской любви, есть грехи, которых он определенно не может допустить, и прежде всего ненависть к брату. А как же остальные грехи, о которых сказано: Если скажем, что греха в нас нет, сами себя обманываем, и истины в нас нет? Из другого места Писания пусть услышит он утешительное уверение: Любовь покрывает множество грехов (1 Пет 4:8).

4. Итак, мы призываем вас к любви; к любви призывает нас и это Послание. После воскресения Господь ни о чем другом не спросил Петра, только: Любишь ли Меня? (см. Ин 21:15–17). И мало было ему единожды спросить: и во второй раз спросил только об этом, и в третий раз только об этом. И хотя после третьего раза Петр опечалился, что Господь как бы не верил ему (как будто не знал, что в нем происходит), однако и в первый, и во второй, и в третий раз Господь спросил об этом. Трижды отрекся страх, трижды исповедовала себя любовь. Вот, Петр любит Господа. Что может он преподнести в дар Господу? Ибо этим обеспокоен и тот, кто сказал в псалме: Что воздам я Господу за все, что Он воздал мне? (Пс 115:3)14. Говоривший в этом псалме видел, сколько Бог дал Ему, и искал, что он может воздать Богу, и не находил. Ибо все, что бы ты ни захотел воздать, ты получил от Бога и только поэтому можешь воздать. И что же он нашел, чтобы воздать? Как я и сказал, братья, что принял от Него самого, то и нашел, чтобы воздать. Чашу спасения приму и имя Господне призову (Пс 115:4). Кто дал ему спасительную чашу как не Тот, Кому он хотел воздать? Но принять спасительную чашу и призвать имя Господне — значит преисполниться любовью, и так преисполниться, чтобы не только не ненавидеть брата, но и быть готовым умереть за брата. Совершенная любовь в том, чтобы быть готовым умереть за брата. Ее явил нам Сам Господь, умерший за всех и молившийся за тех, кто Его распинал, и говоривший: Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят (Лк 23:34). Но если бы только Он так сказал, Он не был бы учителем, потому что у Него не было бы учеников. Вслед за ним так же поступили и ученики. Стефана побивали камнями, и, приклонив колено, он говорил: Господи, не поставь им этого во грех (Деян 7:59)15. Он любил тех, кто побивал его камнями, ибо и умирал за них. Послушай и апостола Павла: И я сам себя отдам в жертву за ваши души (2 Кор 12:15)16. Недаром он был среди тех, за кого молился Стефан, когда умирал от их рук.

Такова совершенная любовь. Если у кого будет такая любовь, что он будет готов даже умереть за братьев, в нем любовь совершенна. Но разве она совершенна сразу, как только рождается? Она рождается, чтобы совершенствоваться; рожденная, вскармливается; вскормленная, укрепляется, а когда достигает совершенства, что говорит? Мне жизнь — Христос, и смерть — приобретение <…> Хотел я разрешиться и быть со Христом, ибо это намного лучше, но оставаться во плоти необходимо для вас (Флп 1:21,23–24)17. Он хотел жить ради тех, за кого был готов умереть.

5. А чтобы вы знали, что в этом совершенная любовь, против которой не грешит рожденный от Бога, послушайте, как Господь говорит Петру: Петр, любишь ли Меня? Тот отвечает: Люблю (см. Ин 21:15–17). Господь не сказал ему: “Если любишь Меня, следуй за Мной”. Ведь когда Он был в смертной плоти, алкал, жаждал, в то время как Он голодал и жаждал, Его привечало гостеприимство, имущие служили Ему своим состоянием, как мы читаем в Евангелии. Оказал Ему гостеприимство Зак­хей — и спасся от недуга, потому что принял в своем доме врача (Лк 19:1–10). От какого недуга? От алчности. Он был очень богат и начальник мытарей. Послушайте, как он исцелился от недуга алчности. Половину, — сказал он, — состояния своего раздам бедным, и если у кого что отнял, верну вчетверо (Лк 19:8)18. Вторую половину он оставил не для того, чтобы ею пользоваться, но чтобы из нее отдавать долги19. Итак, Закхей оказал тогда гостеприимство своему Исцелителю, потому что тогда в Господе была немощь плоти, и люди могли оказывать Ему эти услуги, — это потому что Он хотел дать возможность послужить Ему тем, кто оказывал Ему эти услуги — ведь это было на пользу оказывающим услуги, а не Ему. Разве Тот, Кому служили ангелы, нуждался в услугах человеческих? Так некогда и у раба Его Илии не было нужды, ему ворон приносил хлеб и мясо, и однако, чтобы благочестивая вдова получила благословение, раб Божий посылается к ней, и вдова питает того, кого втайне питал Господь (3 Цар 17). И все же хотя те, кто служат нуждам рабов Божиих, делают это на благо самим себе, ввиду той награды, которую Господь яснейшим образом объявил в Евангелии: Кто принимает праведника во имя праведника, воспримет награду праведника; и кто принимает пророка во имя пророка, воспримет награду пророка; и кто даст чашу холодной воды одному из малейших сих только во имя ученика, аминь говорю вам, не потеряет награды своей (Мф 10:41–42)20. Так вот, хотя те, кто поступает так, делают это на благо самим себе, но и такой услуги нельзя было уже оказать Господу, когда Он собирался взойти на небо. Что же мог сделать для Него Петр, раз он любил Его? Слушайте что. Паси овец Моих (Ин 21:17), то есть: делай ради братьев то, что Я сделал ради тебя. Я всех искупил Своей кровью, а вы не усомнитесь умереть за исповедание истины, чтобы и другие подражали вам.

6. Но такова, как мы сказали, совершенная любовь; кто рожден от Бога, у того она есть. Будьте внимательны, возлюбленные, послушайте, что я говорю. Вот человек крестился и принял таинство нового рождения; таинство с ним, и великое таинство, Божественное, святое, несказанное. Подумай только какое: оно делает человека новым через оставление всех грехов. Однако пусть он рассмотрит свое сердце: совершилось ли там то, что совершено над телом; пусть посмотрит, есть ли у него любовь, и тогда только пусть говорит: “Я рожден от Бога”. Если же нет у него любви, то, хотя и имеет на себе начертание21 христианина, напечатленное на нем таинством, однако он бежавший с поля брани бродяга. Пусть он возымеет любовь, а иначе пусть не называет себя рожденным от Бога. “Но ведь мне дано таинство” — скажет он. Слушай Апостола: Если я познаю все таинства, и буду иметь всяческую веру, так что и горы смогу переставлять, но любви не имею — я ничто (1 Кор 13:2)22.

7. Как вы помните, о том мы и сказали, когда начинали читать это Послание, что оно более всего восхваляет любовь23. И если по видимости Иоанн говорит то об одном, то о другом, он всегда возвращается к этому и все, о чем он говорит, он хочет свести к этой самой любви. Посмотрим, не так ли и здесь. Слушай: “Всякий, кто рожден от Бога, не творит греха”. Спросим, какого греха; потому что если понимать под этим всякий грех, это противоречит другому месту Послания: Если скажем, что греха в нас нет, сами себя обманываем, и истины в нас нет. Тогда пусть скажет, что это за грех, пусть укажет нам, чтобы не вышло, что я опрометчиво назвал этим грехом нарушение любви, потому что раньше Иоанн сказал: Кто ненавидит брата своего, тот во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила глаза его (1 Ин 2:11)24. Может быть, Иоанн что-то сказал об этом далее и упомянул любовь открыто. Посмотрите, именно к этой цели, к этому исходу ведет он круг слов: Всякий, кто рожден от Бога, не грешит, ибо семя Его в нем пребывает. Семя Божие — это слово Божие, оттого и Апостол говорит: Я вас родил во благовествовании (1 Кор 4:15)25. — “И не может он грешить, потому что рожден от Бога”. Пусть же он скажет нам, посмотрим, в чем он не может грешить. По тому узнаются сыны Божии и сыны диавола: всякий, кто не праведен, тот не от Бога, и кто не любит брата своего (1 Ин 3:10)26. Теперь уже, конечно, все ясно из его слов и кто не любит брата своего. Это значит, что только любовь составляет различие между сынами Божиими и сынами диавола. Пусть все знаменуются знамением креста Христова, пусть все отвечают: “Аминь”, пусть все поют: “Аллилуйя”, пусть все принимают крещение, вступают в Церкви и строят стены базилик27 — но лишь по любви отличаются сыны Божии от сынов диавола. Кто имеет любовь, тот рожден от Бога. В этом важнейший признак, в этом великое различие. Пусть у тебя есть все что угодно, но если у тебя нет лишь этого одного, нет тебе никакой пользы от остального; если же у тебя нет ничего другого, то будь у тебя только это — и ты исполнил закон. Ибо кто любит другого, тот исполнил закон, — говорит Апостол, и еще: Полнота закона — любовь (Рим 13:8–10)28.

Думаю, это и есть та жемчужина, которую в евангельском рассказе искал купец; он нашел одну эту жемчужину и продал все, что имел, и купил ее (Мф 13:46). Любовь — драгоценная жемчужина; без нее что бы ты ни имел, не будет тебе на пользу, а если она одна у тебя есть — довольно тебе. Сейчас ты видишь верою, потом увидишь въявь. И если мы любим сейчас, когда не видим, каковы будут объятия, когда мы будем видеть! Но в чем мы должны упражняться? В братской любви. Ты можешь сказать мне: “Я не видел Бога”, — но разве можешь сказать: “Я не видел человека”? Люби брата, ибо если возлюбишь брата, которого видишь, тотчас увидишь и Бога, ибо увидишь саму любовь, а в ней обитает Бог.

8. Кто не праведен, тот не от Бога, и кто не любит брата своего. Ибо такова весть (смотри, как он подтверждает сказанное), ибо такова весть, которую мы слышали от начала: чтобы нам любить друг друга (1 Ин 3:10–11)29. Тем самым он показывает, почему он говорит: кто поступает против этой заповеди, тот впал в оный заклятый грех, в который впадают те, кто не рожден от Бога. Не так, как Каин, который был от злого и убил брата своего. А из-за чего убил? Потому что дела его были злы, а дела брата его праведны (1 Ин 3:12)30. Итак, где ненависть, там не может быть братской любви. Будьте внимательны, возлюбленные. Кто завидует, тот не любит. В нем грех диавола, потому что и тот от зависти сверг человека, ибо сам он пал и позавидовал стоящему. И не для того сверг, чтобы самому встать, но чтобы не один он был падший. Из приведенного примера усвойте, что в любви не может быть зависти. В похвале любви сказано ясно: Любовь не ревнует (1 Кор 13:4)31. В Каине любви не было; и если бы в Авеле не было любви, Бог не принял бы его жертвы. Когда они оба совершили приношение — один от плодов земли, а другой от приплода овец — что вы думаете, братья, Богу были неугодны плоды земли, а угоден был приплод овец? Бог не на руки смотрит, но видит, что в сердце, и если видит, что кто-то приношение совершает с любовью, то на жертву его взирает благосклонно, а если видит, что кто-то с ненавистью совершает приношение, то от его жертвы отвращает лицо. Поэтому добрыми делами Авеля он называет не что иное как любовь, а злыми делами Каина не что иное как ненависть к брату. Мало того, что он ненавидит брата своего, он еще и завидует его добрым делам; из-за того, что не смог ему подражать, захотел его убить. В том он и проявил себя как сын диавола, а тот проявил себя праведником Божиим. Итак, братья мои, люди различаются по любви. Пусть никто не смотрит на слова, но на дела и сердце. Если кто не делает добра братьям своим, этим он показывает, что у него внутри. Люди проверяются в испытаниях.

9. Не удивляйтесь, братья, если ненавидит нас мир (1 Ин 3:13)32. Надо ли часто повторять вам, что такое мир? Не небо, не земля, не все эти творения, которые создал Бог, но — любящие мир. Я часто повторяю это33 и, может быть, кому-то уже надоел, но все же и теперь я говорю не зря, потому что кто-нибудь, если его спросят, может не ответить. Так пусть хоть от частого вбивания сказанное закрепится в сердцах слушателей. Что есть мир? Мир — когда слово это употребляется в отрицательном смысле — означает любящих мир. Когда “мир” говорится в похвалу, это небо и земля и все создания Божии, которые на небе и земле, поэтому, например, сказано: И мир через него был создан (Ин 1:10)34. Мир — это также и наполнение земли, как, например в словах Иоанна: И не только за наши грехи Он умилостивитель, но и за грехи всего мира (1 Ин 2:2)35. Миром он здесь называет всех верных, рассеянных по вселенной. Но в отрицательном смысле — это любящие мир. А те, кто любит мир, брата любить не могут.

10. Если ненавидит нас мир, то мы знаем… Что знаем? Что мы перешли от смерти к жизни. Откуда мы это знаем? Потому что мы любим братьев. Пусть никто не спрашивает у другого человека, пусть всякий обратится в свое сердце: если найдет там братскую любовь, он может быть спокоен и уверен, что перешел от смерти к жизни. Он уже одесную и не смотрит на то, что сейчас слава его скрыта: когда придет Господь, тогда и слава его станет явной. Она и сейчас в силе, но кругом пока еще зима; корень силен, но ветви пока еще сухи: внутри сильная сердцевина, внутри листья дерева, внутри плоды, но они ждут лета. А потому: Мы знаем, что перешли от смерти к жизни, потому что мы любим братьев. Кто не любит, пребывает в смерти (1 Ин 3:14)36. Не думайте, братья, что это легкое прегрешение: ненавидеть или не любить; слушайте, что дальше: Всякий, кто ненавидит брата своего, человекоубийца. Что ж, если кто-то считал ненависть к брату незначительным грехом, неужели кто-нибудь в сердце своем сочтет незначительным и человекоубийство? Он и не двинет рукой, чтобы убить человека, но у Бога уже причтен у человекоубийцам. Тот жив, а этот считается убийцей. Всякий, кто ненавидит брата своего, человекоубийца. И вы знаете, что всякий человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин 3:15)37.

11. В том мы познаем любовь. Он говорит о совершенстве любви, о том совершенстве, которое мы пред вами восхваляли. В том мы познаем любовь, что Он жизнь Свою положил за нас, и мы должны души наши полагать за братьев (1 Ин 3:16)38. Вот откуда слова: Петр, любишь ли ты Меня? — Паси овец Моих (см. Ин 21:17). Чтобы вы поняли, что Господь хотел, чтобы Петр так пас Его овец, что и душу за них положил бы, Он тут же сказал ему: Когда ты был молод, препоясывался сам и ходил, куда хотел; когда же состаришься, другой препояшет тебя и поведет тебя, куда ты не хочешь. А это сказал он,говорит Евангелист, — знаменуя, какой смертью он прославит Бога (Ин 29:18–19)39. И выходит, что кому Он сказал: Паси овец Моих, — того наставлял положить душу за овец своих.

12. С чего начинается любовь, братья? Еще немножко внимания. Вы уже слышали, какова она в совершенстве. Такую полноту и меру любви Сам Господь в Евангелии представляет нашему вниманию: Большей любви никто не имеет, — сказал Он, — чем если кто душу свою положит за друзей своих (Ин 15:13)40. Итак, в Евангелии он показал совершенство любви, и здесь восхваляется совершенство ее; но вы, может быть, спрашиваете себя и говорите: “Когда еще мы сможем иметь такую любовь!”. Не спеши отчаиваться о себе: возможно, она в тебе уже зародилась, но еще не стала совершенной. Питай ее, чтобы она не зачахла. Но ты скажешь: “По чему я это узнаю?”. Какова она в совершенстве, мы уже узнали, послушаем теперь, с чего она начинается.

Иоанн говорит: Если кто имеет блага мира сего и увидит брата своего алчущим, и затворит благоутробие свое от него, как может любовь Божия в нем пребывать? (1 Ин 3:17)41. Вот с чего начинается любовь. Если ты еще не способен умереть за брата, то уже и сейчас можешь дать брату от твоих благ. Пусть уже сейчас любовь потрясает внутренность твою, чтобы ты делал это не из желания похвалиться, а от внутренней полноты милосердия, и помышлял о брате своем в нужде. Ибо если ты избытки свои не можешь дать брату своему, то можешь ли ты душу положить за брата? За пазухой у тебя деньги, которые у тебя могут отнять воры, а если не отнимут воры, то, умирая, расстанешься с ними, даже если они при жизни не расстанутся с тобою сами, — и что ты с ними будешь делать? Брат твой голодает, он в нужде, он, может быть, места себе не находит42, наседают на него заимодавцы; у него нет — у тебя есть. Он твой брат, вы вместе выкуплены, одна у вас цена: оба вы искуплены Христовой кровью; смотри же, жалеешь ли ты его, если у тебя есть мирские блага. Возможно, ты скажешь: “Что мне до того? Мне что, давать свои деньги, чтобы облегчать его тяготы?”. Если таков ответ твоего сердца, значит, любовь Отца не пребывает в тебе. Если любовь Отца не пребывает в тебе, ты не рожден от Бога. Как ты можешь похваляться, что ты христианин? У тебя только имя христианина, а дел нет. Если же дать тебе имя по делам твоим, то могут назвать тебя язычником. Но ты покажи делами, что ты христианин. Ибо если ты не покажешь себя христианином на деле — пусть даже все называют тебя христианином — какая польза тебе от названия, если нет сути дела? Если кто имеет блага мира сего и увидит брата своего нуждающимся43, и затворит благоутробие свое от него, как может любовь Божия в нем пребывать? И далее: Дети, будем любить не только словом или речами, но делом и истиной (1 Ин 3:18)44.

13. Думаю, теперь вам открылось великая и важнейшая тайна и таинство, братья мои. Какая сила у любви, об этом свидетельствует все Писание, но не знаю, восхваляется ли она где-нибудь более, чем в этом послании. Просим вас и заклинаем в Господе и запомнить то, что услышали, и приходить слушать со вниманием то, что еще предстоит сказать, пока мы не дойдем до конца Послания. Откройте сердца для доброго семени, искорените терния, чтобы они не задушили то, что всевается в вас, но чтобы посев прорастал и чтобы земледелец радовался и готовил для вас амбар, как для зерна, а не огонь, как для плевелов.

Перевод с латинского С. Степанцова

1Синод. перевод: Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. — Ред.

2Синод. перевод: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха (3:9)… Кто делает грех, тот от диавола (3:8). — Ред.

3В первом “Рассуждении на Послание…” Августин не сталкивает этот стих с 1 Ин 3:9.

4См. разбор этой темы у Августина в статье: Dideberg D. Saint Jean, le disciple bien-aim№ // Saint Augustin et la Bible. P., 1986. P. 189 и след.

5По-латыни angustiae букв. ‘теснота, теснина, узкий проход’. С этим буквальным значением связана идея расширения пути (= облегчения продвижения) в следующем предложении.

6Синод. перевод (1 Ин 3:4): Всякий, делающий грех, делает и беззаконие. — Ред.

7Синод. перевод: …И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. — Ред.

8Синод. перевод: Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. — Ред.

9Об этом Августин говорил в четвертом “Рассуждении на Послание…” (Ep. Io. tr. 4, 9).

10Синод. перевод: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил.Ред.

11Ep. Io. tr. 4,10.

12Синод. перевод: Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. — Ред.

13Синод. перевод: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. — Ред.

14Синод. перевод: Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? — Ред.

15Синод. перевод: Господи! не вмени им греха сего. — Ред.

16Синод. перевод: Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши. — Ред.

17Синод. перевод: Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение <…> имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. — Ред.

18Синод. перевод: …половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. — Ред.

19Об этой детали см. в 11-м параграфе толкования Августина на Пс 125 (Патристика. Новые перводы, статьи. Нижний Новгород, 2001. С. 147–148).

20Синод. перевод: Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. — Ред.

21Character — это слово (более обычными синонимами которого в данном смысле являются stigma и puncta) означало среди прочего один из двух идентификационных знаков, которые солдат в поздней римской империи получал по поступлении на службу: клеймо (обычно на правой руке). Такая форма нанесения этого знака была призвана предупредить дезертирство, так как свести клеймо было чрезвычайно трудно (в следующей фразе речь как раз и идет о дезертире, с которым сравнивается христианин, не имеющий любви). У Августина слово character как символ крещения употребляется и с подразумеванием несмываемости таинства. См. Haring N. St. Augustine’s Use of the Word Character // Medieval Studies 14 (1951). P. 79–97; Poque S. Le langage symbolique dans la pr№dication d’Augustin d’Hippone: Images h№roїques. Vol. 1. Paris, 1984. P. 41–46.

22Синод. перевод: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. — Ред.

23Эту мысль Августин высказывал в прологе к первому “Рассуждению на Послание…”, см.: Альфа и Омега. 2002. № 4(34). С. 63.

24Синод. перевод: А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. — Ред.

25Синод. перевод: Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. — Ред.

26Синод. перевод: Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. — Ред.

27В английском переводе Бернаби это место передано в том смысле, что верующие стоят по стенам храма, тем самым образуя собой стены (если это так, был бы возможен перевод ‘подпирают стены храмов’), однако при всем остроумии этой трактовки у нас нет доказательств, что стоящее в оригинале выражение действительно можно так понять.

28Синод. перевод: Ибо любящий другого исполнил закон <…> любовь есть исполнение закона. — Ред.

29Синод. перевод: Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга. –Ред.

30Синод. перевод: Не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. — Ред.

31Синод. перевод: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. — Ред.

32Синод. перевод: Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. — Ред.

33См., например, об этом во втором “Рассуждении на Послание…”.

34Синод. перевод: И мир чрез Него начал быть. — Ред.

35Синод. перевод: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. — Ред.

36Синод. перевод: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. — Ред.

37Синод. перевод: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. — Ред.

38Синод. перевод: Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. — Ред.

39Синод. перевод: …когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. — Ред.

40Синод. перевод: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. — Ред.

41Синод. перевод: А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? — Ред.

42Suspenditur. Не исключено, что в данном случае состояние человека описывается через более конкретный образ: “живет с петлей на шее”.

43В данном месте Августин цитирует другой вариант латинского перевода этого стиха: брат назван не алчущим (esurientem), а нуждающимся (egentem).

44Синод. перевод: Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. — Ред.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!