<Рецензия>: Протоиерей Владимир Рыбаков. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 48, 2007
<Рецензия>: Протоиерей Владимир Рыбаков. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. М., 2002. 656 с.
<Рецензия>: Протоиерей Владимир Рыбаков. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность

Русская церковно-историческая наука к началу ХХ века была на весьма высоком уровне. Крупнейшие европейские ученые того времени учили русский язык, чтобы знакомиться с монографиями наших ученых. Октябрьская революция и последующее за ней установление атеистической власти на долгие десятилетия подорвало отечественную науку в этой области. Многие православные ученые были репрессированы; некоторые из них прославлены в лике святых новомучеников (например, патролог И. В. Попов).

Все знают, что части ученых удалось перебраться за границу и продолжить труды в эмиграции (например, библеисту Н. Н. Глу­­­боковскому), гораздо меньше известно о тех тружениках, которые и в советской России работали над церковной наукой — без какой-либо платы или надежды на публикацию, и при вполне реальном риске репрессий.

Одним из таких тружеников был протоиерей Владимир Рыбаков (*1870–†1934), автор рецензируемого исследования. Узнать об этой книге и ее авторе будет, пожалуй, небезынтересно даже для тех, кто не интересуется церковной гимнологией.

После революции Санкт-Петербургская Духовная академия была закрыта. Однако уже весной 1919 г. в Петрограде был разработан план создания нового высшего богословского учебного заведения — Петроградского Богословского института. Официальное открытие института состоялось 16 апреля 1920 г., лекции продолжались до 1923 г. Кроме того были открыты Богословские курсы, действовавшие с января 1921 г. до мая 1928 г. Именно тогда состоялась успешная защита магистерской диссертации протоиереем В. А. Рыбаковым.

Выходец из потомственного священнического рода, отец Владимир пошел по стопам предков. После окончания семинарии он, как и его отец, служил на сельских приходах, и лишь в 37 лет поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, по окончании которой был назначен в 1911 г. настоятелем храма-мемориала Спас-на-Водах в Петербурге, посвященного памяти жертв русско-японской войны.

С началом первой мировой войны В. А. Рыбаков был призван в армию и стал старшим священником Генерального штаба. Когда война закончилась, он вернулся к себе на приход, где помимо приходского служения стал работать над диссертацией о гимнографе IX века святом Иосифе Песнописце, которую закончил к 1927 году и защитил в мае 1928 г. Три машинописных экземпляра своего труда отец Владимир передал на хранение разным людям. Долгое время работа считалась утерянной, пока в 1984 году один из экземпляров не был обнаружен в хранилище Духовной академии, куда был передан анонимным дарителем в 1957 году. Именно эта находка легла в основу данного издания.

Дважды по линии Академии наук отцу Владимиру предлагали уехать за границу (один раз в Канаду, другой раз — в Рим), но он отклонил оба предложения, хотя и знал, что ему угрожает в России.

Храм Спаса-на-Водах был взорван в 1929 году на глазах у отца Владимира и художника Бруни, который делал в нем мозаику. По свидетельству очевидцев, восьмидесятилетний Бруни рыдал навзрыд, а отец Владимир закрыл лицо ладонями… Подготовку к взрыву и взрыв они наблюдали из окна кабинета Рыбакова1.

После этого отец Владимир до декабря 1933 года служил в Никольском соборе, а в декабре его арестовали. В начале марта 1934 г. его родным позвонила сиделка одной из ленинградских больниц и сообщила, что отец Владимир находится у них. Он лежал, а точнее, сидел в подушках в отдельной палате. Лежать он не мог, так как у него были отбиты легкие, и его, как это тогда называлось, сактировали, то есть списали как смертника, но, как ни странно, не в тюремную больницу, а в городскую. Это была милость Божия, что он смог проститься с близкими, что его причастили, соборовали и отпевали по иерейскому чину в храме, где он служил последние годы. И в последний путь на Смоленское кладбище его провожало более двух тысяч человек.

Что же за труд был написан отцом Владимиром? По оценке митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, это исследование следует принять “как образец высокого уровня русской богословской школы”. А по словам академика С. С. Аверинцева, перед нами “совершенно оригинальное исследование <…> выполненное на основе огромной работы с рукописным материалом <…> которое сохраняет свою научную ценность и ныне <…> В мировой науке систематическое исследование творчества этого плодовитейшего из гимнографов Византии до сих пор относится к области неисполненных благих пожеланий. Здесь же перед нами совершенно реальный случай неоспоримого приоритета русской науки, до сих пор, однако, никому не известный…”.

Наверное, не случайно то, что предметом главного научного труда своей жизни отец Владимир избрал преподобного Иосифа, который также пострадал от властей, претерпел десятилетнее тюремное заключение, а в другой раз — ссылку. При этом, трудясь в столь же стесненных условиях, что и отец Владимир, преподобный Иосиф написал 708 канонов — молитвословий святым. Тысячу лет спустя русский священник-исповедник столь же самоотверженно и добросовестно произвел исследование жизни и богослужебного наследия сицилийского подвижника.

Так появился этот фундаментальный труд, пополняющий библиотеку русских исследований по литургике, гимнографии и церковной истории. Тому, кто всерьез интересуется вышеуказанными областями, стоит обратить внимание на эту книгу.

1Несколько лет назад храм Спаса-на-Водах был восстановлен; почти одновременно с вернувшейся святыней вернулся к нам и труд настоятеля храма.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!