Школы приемных родителей: новая волокита?

|

С сентября посещение Школы приемных родителей станет обязательным.

«Теперь прибавится волокиты! Ребенка хочется быстрее в семью забрать, надо бегать документы собирать, а тут еще нужно тратить время на какую-то школу!» – такое я не раз читала на различных усыновительских форумах.

Принимающие родители с опытом чаще говорят о необходимости посещения Школы приемных родителей.

Елена Фортуна

Елена Фортуна

«Если бы в свое время я ходила на занятия школы приемных родителей, то наш журнал вообще мог бы не появиться на свет – просто не возникло бы большинство вопросов, ответы на которые я стала искать с привлечением экспертов и делиться этими знаниями на страницах издания, – шутит Елена Фортуна, главный редактор журнала «Родные люди», воспитывающая троих усыновленных детей. – Но в каждой шутке есть доля шутки. И все, с кем я общалась, говорят, если б не школа приемных родителей, мы бы такой горячки напороли! Потому что, правда, бывает очень тяжело.

Появление ребенка – в каком-то смысле – лакмусовая бумажка, сразу проявляются особенности отношений в семье, какие они, очень многое узнаешь о себе. Допустим, ты всю жизнь считала себя, человеком терпеливым, спокойным и тихим, а тут кричишь из-за какой-то ерунды и не можешь остановить истерику. Ты не подозревал, что на это способен. И потому необходимо глубокое, четкое понимание, что какие-то конкретные сложности, кажущиеся непреодолимыми – временные, и ничего необъяснимого, в этом нет. Но понимание это возможно, когда имеются четкие знания».

Но всем ли нужны занятия в подобных школах? Если будущая приемная мама – уже благополучно воспитывает кровных детей или, тем более, педагог по специальности? Анна Черкашина, педагог в третьем поколении, когда брала первых своих приемных детей – девочек 6 и 11 лет, – имела за плечами 20-летний опыт педагогической деятельности, легко справлялась с воспитанием 11-летней и 18-летней кровных дочек. Школ приемных родителей тогда не было. Да и не сомневалась она в своих силах.

«Я была успешной матерью и успешным педагогом, – рассказывает Анна. – Но как только в семье появились девочки из детского дома, поняла, что обычные критерии педагогики на этих детей не распространяются.

Особо тяжело было с младшей. Гиперактивная, истеричная, рыдать начинала по любому поводу. Сахар не сладкий, соль не солёная, сапоги не того цвета, платье не того фасона, любая пища кроме яичницы и быстрорастворимых макарон – не годится. И непонятно – почему так? Что с этим делать? Куда бежать и где искать помощи?

Неоднократно со стороны знакомых, родственников я слышала: «Да сдай ты её назад, что ты мучаешься…» Но такую мысль я не допускала.

Попробовала взять ей подружку из детского дома её возраста. Но дети оказались очень разными и проблемы где-то даже усугубились ревностью.

И только через три года, когда мы прошли все кризисы, набивая шишки, у нас появилась своя школа приемных родителей. Я пошла туда сама, узнав о ней от знакомых. Никто меня туда не посылал, не заставлял. Сколько нового я там узнала! Как сожалела, что не знала этого раньше! Скольких ошибок и проблем можно было бы избежать!»

Несколько фактов, которые можно узнать в Школе приемных родителей – от Анны Черкашиной:

1. Детям для стабильности нужны их старые вещи из детского дома, они являются их связкой с новой жизнью.

Наташа «вцепилась» в вещи из детского дома, хочет ходить только в них. Новые вещи не надевает. Раньше я бы просто отобрала у неё это старьё и одела в новое. Теперь, понимая причину, я этого не делаю. Знаю, что постепенно это пройдёт, когда она утвердиться на новом месте, почувствует жизненную уверенность.

2. Дети из детского дома обычно очень много и всё подряд едят. Они «наедаются» за прошлую жизнь, им нужно почувствовать уверенность, что еда «не кончится». Отсюда же – прятанье хлеба под подушку, прочие «запасы».

Сейчас этим занимается Гуля, 7 лет. Раньше бы я стала ограничивать её в еде, придерживаясь понятия нормы, рациона… Ругала бы за корки под подушкой… Теперь я наливаю ей порции, как взрослому мужчине и спокойно объясняю, что хлеб ВСЕГДА есть на кухне и в любой момент его можно отрезать сколько хочешь.

3. То, что принято называть «воровством», у детей из детского дома зачастую может означать совсем другое. Различают 7 видов действий, которые на первый взгляд называют воровством, но они таковым не являются.

Семилетняя Гуля взяла в магазине и сунула в карман пачку жвачек. Раньше я бы почувствовала ужас, массу тревожных «предчувствий», шок на пару дней… Теперь же ограничилась спокойной беседой с ребёнком, объяснила правила поведения в магазине и забыла об этом.

4. Никогда не говорить о биологических родителях плохо. Пусть они последние алкоголики, били ребёнка, морили голодом, пусть ребёнок сегодня сам их ненавидит – никогда ни одного дурного слова говорить нельзя. Я рада, что, зная это правило, следовала ему.

Анна 16 лет, попав ко мне в 11 лет, просто ненавидела свою мать, была глубоко на неё обижена. Я сначала интуитивно обходила молчанием её выпады, запрещала своей матери что-то говорить об этом в её присутствии. Теперь, имея и знания, и опыт, вижу, насколько это правильно. В подростковом возрасте идёт переоценка всего, образ биологических родителей осветляется. И если приёмные родители даже в прошлом говорили о них негативно – это может стать болезненной трещиной в их отношениях с детьми.

Где взять кадры?

Да, не поспоришь с тем, что знания необходимы потенциальным приемным родителям, усыновителям, опекунам…

Но для отчима, мачехи, а также для близких родственников ребенка (братья, сестра, бабушки, дедушки) посещение школы приемных родителей так и не станет обязательным. Почему-то считается, что, скажем, бабушка, жившая отдельно от внука или внучки, уже итак все знает про воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. Хотя по данным статистики самое большее число возвратов в детские дома происходят именно среди опекунов (попечителей) из числа родственников.

Другой вопрос – откуда вот так сразу наберется столько качественных специалистов, которые, как говорится, «в теме», которые способны квалифицированно дать необходимую информацию. В крупных городах такие специалисты есть. А вот как быть с глубинкой?

Алексей Рудов

Алексей Рудов

«Обязательные занятия в школах приемных родителей необходимы, но не такими методами, как это сейчас внедряется», – говорит эксперт по семейному устройству, руководитель проекта «К новой семье» Алексей Рудов. В том смысле, что занятия объявляются обязательными сразу и для всех кандидатов в приемные родители и усыновители, когда для этого ничего еще не подготовлено, когда непонятно, откуда брать специалистов по стране, как быть тем, кто живет в небольших селах, где школу приемных родителей не организуешь (и кто там будет преподавать?), а в райцентр – не наездишься. И потому, по словам Алексея Рудова, во многих местах занятия могут свестись к простой формальности, ради галочки. Чтоб потом было, чем отчитаться. Понятно, что ни приемные дети, ни принимающие родители от этого не выиграют.

Опасения Алексея Рудова разделяет и Марина Левина, президент фонда «Родительский мост» из Петербурга. «Я много езжу по России, и знаю, что сейчас происходит в регионах, – говорит она. – Когда-то существовала государственная структура – Центр помощи семье и детям, служба помощи несовершеннолетним. Им в приказном порядке предложили: с завтрашнего дня вменяем вам еще подготовку и сопровождение приемных родителей, усыновителей. Без добавления средств и увеличения штата. Получается, что часто эти службы развиваются по остаточному принципу. Качество обучения будет соответствующим – не подготовлены специалисты, не отработаны технологии. И при этом, скажем, в Краснодарском крае заявлено 70 школ приемных родителей. Я себе плохо представляю, как это может быть.

Невозможно в каждом селе России открыть по Школе принимающих родителей. Как быть здесь? А что делать разным национальным меньшинствам? Кто будет их обучать на их родном языке? Прежде, чем внедрять обязательность обучения, надо было как-то на эти вопросы ответить.

Школа приемных родителей нужна, но так, чтобы она была не только в интересах ребёнка, но и в интересах будущих принимающих родителей. Ведь появление ребенка в семье – это стресс, который может продлиться много лет. И поэтому прежде чем приступить непосредственно к занятиям, мы сначала много работаем с семьей. Только после того, как семья осознает, что она действительно готова принять ребенка, начинаются занятия.

У нас были случаи, когда во время первой части занятий семья отказывалась от идеи взять ребенка. Кто-то решает, что ему все-таки нужно делать карьеру, рожать кровных детей, искать супруга или разводиться… То есть родители понимают, что их мотивация – лежит в других зонах, нежели забота о приемном ребенке.

Нам важно, чтобы человек понял сам себя. Все что будет происходить с ребенком – очень важно, но более серьезные вещи происходят с родителями. Ребенок словно ставит перед ними очень честное зеркало, в котором взрослый видит себя настоящим.

Родитель должен понять, что ему нужно будет полюбить ребенка, который его не любит. Более того, может даже ненавидеть на каком-то этапе, не принимать. Это может длиться не месяц, не два, а до 5 – 7 лет. Готов он в этом случае такое время любить и принимать ребенка?».

Опыт Костромы

На вопрос, откуда брать кадры, в ГКУ «Костромской областной Центр социальной помощи семье и детям» Ресурсный центр по сопровождению замещающих семей ответили так – в том числе, пытаться воспитывать самим. С помощью штатных специалистов – сотрудников Центра. Руководит Центром Эльвира Чугунова, кандидат педагогических наук, за плечами которой – свыше 30 публикаций, методических разработок, в том числе авторские: «Программы подготовки воспитанников детского дома к проживанию в семье», «Программа школы замещающих родителей», программа тренинга для подростков и молодежи, направленная на укрепление эмоционального здоровья «Путь к себе».

«Ресурсным центром налажено сотрудничеств с Институтом педагогики и психологии Государственного педагогического университета им. Н.А.Некрасова, преподаватели которого также участвуют в работе Школы – говорит Эльвира Чугунова. – . В школе имеется опыт привлечения к работе самих замещающих родителей из числа наиболее опытных и успешных по результатам воспитания приемных детей. В основном это практические занятия, проведение супервизорских встреч.

Особенностью нашего региона является то, что в основном в области замещающие семьи находятся в сельской местности. Первоначально вопрос обучения (первичной подготовки и диагностики), консультирования и дальнейшего сопровождения замещающих семей в регионе был возложен на муниципальное службы сопровождения на местах. С этой целью сами специалисты обучались работе с кандидатами и замещающими родителями. Также родители приглашались в Кострому.

В настоящее время в области, во-первых, имеется филиал Ресурсного центра в городе Шарье, на базе которого проводится подготовка силами специалистов филиала, выезжают также специалисты Ресурсного центра, Костромы и приглашенные преподаватели».

Уже второй год в регионе работает летняя Школа – профильная лагерная смена для замещающих семей с детьми, которая проходит на базе оздоровительного центра для детей. В смене участвуют семьи со всей области. Продолжительность смены 21 день. Целью является как совместный отдых, оздоровление, так и дальнейшее обучение, консультирование родителей и детей. В штате смены предусмотрены такие специалисты как психолог, логопед. Используются такие формы как тренинг, ролевая игра, практический семинар. Тематика встреч разнообразна: взаимодействие приемных и кровных детей, бесконфликтное общение, полоролевое воспитание детей и так далее…

Правило «одной руки»?

Будут ли в дальнейшем приемную семью вести те же специалисты, которые обучали в школе приемных родителей, знают особенности, слабые и сильные стороны семьи – тоже не очень ясный вопрос.

Марина Левина

Марина Левина

Марина Левина считает, что должно быть «правило одной руки». Тот, кто первично принимает, ведет через занятия в школе, на этапе размещения ребенка в семью и дальше сопровождает семью минимум пять лет.

Но часто в регионах имеет место другая ситуация, когда диагностику, готовы ли люди стать принимающими родителями, проводят одни, обучают в Школе другие, а затем сопровождение осуществляют третьи…

В общем, в ситуации ясно только то, что занятия в школах приемных родителей нужны. Ну а дальше, вопросов больше, чем ответов. Некоторые озвучил Алексей Рудов:

  • 1. Будут ли действительны свидетельства об окончании школы приемных, выданные ранее?
  • 2. Как долго учиться? За малое количество времени – всю информацию – не дать. А кто из работающих людей сможет ходить регулярно долгое время? Да и взрослые не принимают информацию, в данный конкретный момент ему не нужную.

А ведь важно, чтобы занятия не свелись к «отсидке часов»…

Читайте также:

Усыновление. Маленькими шажками к счастью

Усыновление: pro et contra

Неусыновляемая родина, или Почему семьи возвращают сирот?

Приемные родители, верните детей в приюты!

Усыновили — вернули в детдом?

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Россия приостановила работу по усыновлению с тремя странами Европы

Причиной стало принятие законов, разрешающих усыновление/удочерение детей парами, состоящими в однополых браках

В Москве сняли мультфильм про усыновление

Создатели ролика усложнили задачу, решив, что он должен быть в стихотворной стилистике