Сколько может сделать человек,когда с ним Бог?

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 35, 2003
Сколько может сделать человек,когда с ним Бог?

Есть на Русском Севере (возможно одно из многих) красивое и по-своему уникальное место с плавным и тягучим названием Во-о-омы. Или по-другому — Воломы. В начале XVII века пришел сюда, в дремучие вологодские леса, на берег реки Кичменги инок по имени Симон. Пришел и поселился, неведомый никому. А пять лет спустя Господь благословил его сотворить на сем месте малую обитель. И вырос у воды храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Но враг рода человеческого ополчился на славящих Бога. Крестьяне из ближних деревень решили прогнать Симона, разорить обитель, и деревянный храм загорелся факелом. Поскорбела братия, но преподобный Симон не унывал; он отправился в Ростов, дабы испросить новый антиминс и благословения Божия на строительство новой церкви. И была построена церковь. Дважды крестьяне, ведомые врагом, нападали на Преподобного, жестоко избивали его, и, наконец, доведенные до исступления, предали мученика смерти.

Преподобный принял кончину, славя Бога, завершив мученически земной век свой… Но не закончилась на этом история обители. Число братии росло. И молва о Крестовоздвиженской Воломской пустыни покатилась по всей земле Вологодской и дальше, за ее пределы, ибо стали совершаться чудеса над гробом Преподобного…

В 1764 году Екатерина II, сокращая численность монастырей, закрыла и сию малую обитель. А советская власть довершила начатое — в 1934 году была закрыта и церковь. Над могилой Преподобного обосновался склад. В 70-е годы опустели деревни, когда-то образовавшиеся вокруг монастыря. Дороги порастали лесом, пашни и могилы — высокой травой, ветхие избы смотрели на яркую зелень пустыми глазницами разбитых окон и утопали в крапиве и высоком иван-чае. В 1997 году нас встретили руины… Поврежденные росписи, разбитые плиты пола… Вместо сводов, вместо купола — прогнившие доски деревянного настила крыши, рухнувшая стена алтарной апсиды, следы несуществующего более придела — трапезной, два яруса колокольни… Мерзость запустения…

Так показалось сперва.

Но нет, это место не было оставлено, ведь у Господа ничто не может быть забыто! Тяжелые двери церкви оказались закрыты на самодельный засов, словно кто-то позаботился о том, чтобы звери не могли проникнуть в святое место. Разбитые замшелые плиты пола были чисто выметены и… закапаны свечным воском, алтарный проем Царских Врат аккуратно заложен кирпичом, и даже выложено подобие полочки — под икону? Но самое главное: место, где покоился Преподобный, было тщательно обнесено деревянной оградкой-скамеечкой. Присядь у ног батюшки и излей свое горе… В оградке стоял большой, выше человеческого роста крест, а рядом, на алтарной стене между заложенным проемом для Царских Врат и дьяконскими вратами, — мраморная доска, и твердой рукой художника выведено: “Преподобномученик Симон Воломский 1586–1641. Память 12/25 VII”.

Чтобы добраться сюда от ближайшей жилой деревни, нужно идти по зарастающей лесом лежневке (деревянный настил лесовозной дороги), а затем по неторному пути через исчезнувшие деревни почти сорок километров…

В 97 году мы шли сюда просто так, ради собственного интереса, влекомые любопытством. Ведь не каждый день посреди непроходимых лесов доведется увидеть заброшенный монастырь, покинутые деревни. Это было опасное приключение: стертые в кровь ноги, КОМАРЫ, мокрая одежда и почти непрекращающийся дождь, встреча с медведицей и медвежонком, белая ночь в лесу. И условие — успеть обернуться за двое суток!

А уже в 99 году мы снова пришли сюда, но уже для того, чтобы снять архитектурные обмеры для моей дипломной работы по истории Крестовоздвиженской Симоно-Воломской пустыни и поклониться Преподобномученику. Тогда мы уже знали, кто поставил крест над могилкой, кто посадил молодую березку над местом убиения преподобного Симона (где когда-то росла старая береза, приносившая людям исцеления по молитвам святого мученика). Для нас не было загадкой, кто повесил памятную табличку и кто написал при входе, по окружности портала: “Преподобный отче наш Симоне, моли Бога о нас”…

Просто несколько лет назад сюда пришли люди. Вынесли мусор, которым был завален пол церкви, нашли разбитые плиты… В могилу упирался, разрушив плиты пола над ней, деревянный столб, поддерживающий в советское время настил “второго этажа” (сама церковь была одноэтажной, в два света). Под спудом был похоронен Преподобный. И вот — крест, оградка, надпись…

Крест на могиле преподобного Симона Воломского. Фото 2000 г.

Крест на могиле преподобного Симона Воломского.
Фото 2000 г.

Среди этих людей был отец Сергий Колчеев — настоятель Казанской церкви города Никольска Вологодской области.

Необычная судьба у этого человека. Факультет журналистики МГУ, затем художественно-постановочный факультет ВГИКа, блестящее окончание. Впереди для него открывалась дорога творчества! Но уже через год в деревеньке Кожаево в семи километрах от Никольска, приехав сюда вместе с иеромонахом Ефремом, он начинает другую жизнь. Жизнь в Боге.

Сейчас в Кожаево поставили часовенку по чертежам отца Сергия. А тогда отец Ефрем и Сергей Колчеев начинают проводить богослужения в обычной избе, потому что в окрестностях на 200 километров не было ни одной церкви. Отсюда тогда началась и борьба за передачу храма иконы Казанской Богоматери в Никольске церковной общине.

…В позапрошлом году он приезжал в Москву к родителям и был у нас в гостях. Владыка Максимилиан благословил сделать сайт по истории Симоно-Воломской пустыни1 и обратиться за помощью и советом к отцу Сергию. Тогда отец Сергий привез фотографии, смотрел с нами уже готовые странички сайта и делился своими планами. За этот еще не долгий срок нашего общения мы всегда были в курсе того, что задумал отец Сергий, и что воплотил. Но прошлые его замыслы и достижения им самим никогда не открывались. Правда, в 2000 году в Никольске он с радостью показывал нам воскресную школу, Казанский храм, территорию вокруг него, огромный крест, у подножия которого были сложены крупные камни, привезенные его детьми (из воскресной школы) из различных поездок, например, камень с Соловков… Но только недавно, познакомившись с его родителями, мы узнали, с чего начинал отец Сергий, и что многое было сделано его руками или при его непосредственном участии. Так, например, по его чертежам была выстроена замечательная деревянная колокольня. Тогда мы фотографировали ее, восхищаясь простотой и изящностью необычной архитектуры, но даже не догадывались, что на самом деле это детище отца Сергия. А когда Сергей Колчеев экстерном готовился к рукоположению, мастеровые творили паникадило по нарисованным им эскизам…

Сколько может сделать человек? И сколько он может сделать, когда с ним Бог: разбирать мусор, расчищать, копать, строить, возводить, ходить просить помощи у власть имущих, собирать по дворам иконы, пестовать “воскресников”, насадить цветы, построить дом для семьи. А еще разыскивать и находить в дремучих лесах скиты и пустыни, служить молебны у мощей святых, сокрытых от глаз людей в лесных дебрях, и панихиды по убиенным. И все одному с маленьким числом помощников! А при этом нужно справлять службы, крестить, отпевать, венчать, открыть еще семь общин при церквях в радиусе 50 км от Никольска. Ведь он единственный священнослужитель, нет даже диакона. И так уже 14 лет.

Отец Сергий служит на Воломах в день памяти Симона Воломского. 2000 г.

Отец Сергий служит на Воломах
в день памяти Симона Воломского. 2000 г.

В позапрошлом году на Воломах отмечали 360 лет памяти преподобного Симона Воломского. Было более ста человек паломников. Ночная служба, утренний молебен, крестный ход… Как всегда в течение уже многих лет в этот день отец Сергий крестил в Симоновой курье. К этой дате в поселке Полдарса, куда выселили жителей воломских деревень, уже была образована церковная община. Симоно-Воломская. Сейчас в поселке строится храм, действует молитвенный дом, приходу дали священника. А на Воломах перекрыли крышу, и теперь могилка Преподобного сокрыта от ненастья. А еще побелили стены и поставили на крыше простой деревянный крест. Леспромхоз строит дорогу, и теперь не надо идти по старой лежневке 40 км, а можно доехать от Полдарсы на машине почти до самой церкви. Несколько раз в году приходят сюда паломники и не оставляют надежды, что когда-нибудь здесь возродится монашеская жизнь. А как все начиналось…

Прошлым летом он звал нас помочь, но мы смалодушничали, побоявшись везти в Вологодскую область маленького сына. В ушедшем 2002 году отец Сергий планировал решить вопрос о реставрации очередного “неизвестного” памятника архитектуры; речь шла о деревянной церкви конца XVII века. К этому времени отец Сергий уже собрал полностью все документы для паспортизации памятника. Параллельно велись работы по возрождению Дуниловской обители с приютом для престарелых, а в Никольске — создание Православного похоронного бюро. В июле планировалось сплавиться на плотах по реке Юг с организованным им детским лагерем “Югра”, и не просто так, а с целью собрать материал на паспорт реки по договору с экологической комиссией района. Сделать фильм и фотоальбом… На 25 (12 ст. ст.) июля — день памяти преподобного Симона Воломского — неделю пожить на Воломах с детьми. А еще отправиться в лес, чтобы найти по сохранившимся документам место, где стояли бараки и где расстреливали духовенство и раскулаченных крестьян. Поставить крест, помолиться…

Нам известно, что он справился с задуманным.

Мы ждали его этой осенью в Москве, ждали его рассказов, художественных фотографий, новых планов. Но он не приехал к нам. Просто не смог. Оказалось, что он уже давно боролся с периодическими приступами боли, только мало кто догадывался об этом. По настоянию обеспокоенных родителей, он, по возвращению в Вологду, лег на обследование.

Видимо все же есть предел человеческих возможностей. Врачи поставили диагноз — рак. Оперировать не решились — поздно. 9 декабря отца Сергия перевели из реанимации в палату. В этот день ему исполнилось 47 лет.

В Москве отец Сергий прошел первый курс химеотерапии. Состояние его оставалось по-прежнему тяжелым.

22 января 2003 года утром иерей Сергий Колчеев отошел ко Господу.

Слава Богу за все.

1См. сайт: “Воломы, Симон Воломский, Кресто-Воздвиженская Симоно-Во­­лом­ская пустынь”, адрес в Интернете http://volomy.fromru.com.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: