ЕГЭ:
Основная волна Единого госэкзамена в стране прошла. И пока бывшие школьники и их родители заняты следующим важным делом – поиском вуза, — самое время подвести некоторые предварительные итоги.

ЕГЭ: особенности статистики

Прежде всего, говорить о статистике ЕГЭ-2014 сейчас очень сложно – её просто нет. Федеральная система подсчётов устроена так, что непосредственно после сдачи экзамена узнать из неё можно только личные результаты сдававшего. Сделать это легко – просто вбить данные в форму на сайте http://check.ege.edu.ru/ Удостовериться самостоятельно, работает ли система, корреспондент не смог, но надписи уверяют: все результаты загружены.

Позже, к сентябрю, там же появятся первые итоги ЕГЭ по регионам. Столь поздние сроки связаны с особенностями обработки работ. Региональные департаменты образования терпеливо ждут, пока до них дойдут все данные с мест, и будут рассмотрены все апелляции.

К тому же дополнительный период сдачи ЕГЭ, в который экзамен сдают выпускники прошлых лет и те, кто не успел сдать его в основное время, например, из-за болезни, закончится только 16 июля.

А вот статистики по отдельным школам региональные департаменты официально не ведут. Самые первые результаты экзаменов директора узнают от своих же выпускников, потом сканы проверенных работ вывешиваются на сайте и ищутся пофамильно же.

Дальнейшее составление школьной статистики и предоставление таких данных вовне – добровольное дело дирекции. Причём проверить достоверность результатов прошлых лет, размещённых, например, на школьных сайтах, по официальным источникам невозможно никак. Имейте в виду, это касается любых школ – хоть обычной районной, хоть самой дорогой частной. Что ж, такова государственная политика максимального устранения школ из системы проверки их работы.

С другой стороны, надо понимать, что самим учителям результаты их выпускников ох как важны и интересны. Ведь, помимо проверки эффективности собственной работы, школьные педагоги нередко делают для выпускников единственное, что они сейчас могут – помогают оформлять апелляции.

Хотя понятно, что поправку на нервы, глупые описки, которые бесстрастная машина посчитает ошибками, и прочие недочёты тестовой системы, о которых говорено не раз, при просмотре результатов делать всё-таки нужно.

ЕГЭ в православной школе: ещё несколько нюансов

С одной стороны, если школа имеет государственную аккредитацию, никаких нюансов со сдачей ЕГЭ у неё быть вроде бы не должно. Подобные школы обязаны выполнять федеральные образовательные стандарты; дополнительная конфессиональная аттестация учебного заведения в центре сдачи ЕГЭ никого не интересует.

С другой стороны, нюансы всё-таки есть. Связаны они, в первую очередь, с тем, что православные школы, как правило, малокомплектны. Среди них даже в Москве есть немало таких, где, в выпускном классе может быть всего 5-10 человек. Отсюда получаем все «пляски арифметики»: любой неуспешно сдавший ученик на общую статистику повлияет здесь гораздо сильнее, чем в классе обычной наполненности. Впрочем, и успешный тоже. То есть, разброс результатов получится больше.

Нередко выпуска православных школ не хватает даже на то, чтобы «закрыть» собой все предметы по выбору. Ну, не выбрал никто из класса в пять человек химию, физику, английский или информатику – имеют право. А «среднюю температуру» по таким результатам – как хотите, так и считайте.

Отдельный, и крайне непростой, вопрос состоит в том, кто вообще обучается у нас в малокомплектных школах – хоть в конфессиональных, хоть в частных, хоть государственных, которых, увы, остаётся всё меньше.

Ведь, если речь идёт о Москве, а не об отдалённом селе, где, так уж случилось по жизни, на четыре первых класса осталось человек тридцать детей, то получается, что маленькую школу для ребёнка сознательно выбирают родители.

Вывод прост: ученики малокомплектных школ – это нередко «особенные» дети. Причём отнюдь не всегда речь идёт об отпрысках состоятельных фамилий. По опыту, обучение в подобных школах часто выбирают и не вполне обеспеченные семьи, вынужденные порой искать даже денег на оплату учёбы для ребёнка просто потому, что в общей школе ему будет некомфортно.

Слабое здоровье, гиперактивность или наоборот, проблемы в общении, пробелы в освоении программы, которые внешне могут проявляться хоть как проблемы с письмом, хоть как повышенная возбудимость – всё, на что в общей школе махнут рукой и шёпотом неофициально пошлют к репетиторам, – поводов искать учебное заведение, где ребёнку будет обеспечен индивидуальный подход, может быть великое множество.

И при этом небольшие школы совсем необязательно работают как коррекционные. В маленьком классе, где темп урока ниже, а внимания каждому ребёнку можно уделить больше, ученики вполне в состоянии работать по общей программе, и даже углублённой.

Но вот недостатки тестовой формы экзамена для таких детей усиливаются многократно. Даже в прежние времена, подобный ребёнок, будучи, например, гениальным стилистом, в нервозной обстановке экзамена вполне мог перепутать диктант с сочинением (было в моей личной практике). А уж без огрехов заполнить все хитрые клеточки на большом листе и при этом уложиться в строго отведённое время, для него и вовсе – труд непосильный.

Плюс – выход в центр сдачи, в незнакомую обстановку и под видеокамеры – для таких деток – именно тот стресс, которого много лет пытались избежать родители, выбирая маленькую школу – родную и уютную.

И наконец, ещё один немаловажный фактор, позволяющий по результатам экзаменов ребёнка судить о работе школы, — понимание того, как долго он проучился именно здесь. Увы, до конца заполнить некоторые пробелы в знаниях выпускника в том случае, если он пришёл в школу за год-два до выпуска, просто невозможно. И подобные случаи в православных школах – не редкость. А то, на что нужно в таких случаях смотреть – личная динамика ребёнка, – статистике одного года недоступно.

Впрочем, экзамен сдан. Некоторые директора православных школ согласились поделиться результатами своих учеников с «Правмиром». Обо всём остальном – судите сами. Если, конечно, здесь можно о чём-то судить. Потому что была ли достигнута православной школой её основная цель – воспитание в христианском духе – с помощью ЕГЭ не проверяется.

(Таблица заполнена по сведениям, предоставленным дирекциями школ. В таблице приводится средний балл, полученный учащимися по данному предмету. Прочерки означают, что никем из учащихся данный предмет по выбору выбран не был).

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.