Святительские надгробные плиты

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 45, 2006
Святительские надгробные плиты

Одним из Радонежских святых является Новгородский архиепископ Серапион (1506–1509; †1516; пам. 16 марта)1. Первоначально он был игуменом в Троице-Сергиевом монастыре в 1495–1506 годы, а затем был поставлен на древнейшую архиерейскую кафедру Великого Новгорода и Пскова. В результате возникших нестроений с преподобным Иосифом Волоцким (†1515; пам. 9 сент.) он был сведен с престола и жил на покое в Троицком монастыре. В житии иерарха говорится о его праведной кончине: «Потом же великий в старости глубоце исполнь днии и провиде отшествие свое к Богу. И призва к себе игумена Иякова и братию, и прощение всем дав, и сам от всех прощение приим. И поучив всех о ползе и приемлет добраго спутника — Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. И глагола: “Господи! В руце Твои предаю дух мой”. И сия рек, отиде ко Господу, преставися в добрей старости мастите, и приложися ко отцем своим в лето 7024 (1516) месяца марта 16 в неделю цветоносную»2. Преподание всем прощения, испросивши себе прощение, это главная мысль прощальных грамот, которые традиционно перед своей кончиной писали Предстоятели Русской Церкви. Далее в житии Святителя говорится, как игумен Иаков (1515–1520), его ученик, позаботился о его погребении: “Игу­мен же и братия скорбию объятии быша, опрятавше честное и многотрудное его тело со псалмы и песньми надгробными, и положиша близ церкве Святыя Троица на южной стране, идеже ныне от гроба его Бог знамение творит”3. Еще будучи Троицким настоятелем, игумен Серапион предрек архидиакону Иакову, что тот будет игуменом. “Сей Ияков игумен и погребе Серапиона, сего великого отца”4. На могилу иерарха была положена изготовленная из белого камня плита.

Надгробная плита архиепископа Серапиона

Надгробная плита архиепископа Серапиона

Во время проведения ремонтных работ в Серапионовой палатке в феврале 2006 года были обнаружены надгробные плиты двух Святителей XVI âåêà: Ìèòðîïîëèòà Èîàñàôà (1539–1542; †1555; ïàì. 27 èþëÿ) è Íîâãîðîäñêîãî àðõèåïèñêîïà Ñåðàïèîíà (1506–1509; †1516; ïàì. 16 ìàðòà). Ðÿäîì ñ þæíîé ñòåíîé íà ðàññòîÿíèè ìåíåå ìåòðà íàõîäèòñÿ íàäãðîáíàÿ ïëèòà ñâÿòèòåëÿ Ñåðàïèîíà ñ õîðîøî ñîõðàíèâøåéñÿ íàäïèñüþ:

“В лето 7024-го

а марта в 16

день преставися пресвященный архие

пископъ Великого Новаго

рода и Пско

ва владыка

Серапионъ”.

Медальоны на алтарном семисвечнике Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с изображением архиепископа Новгородского Серапиона  и Митрополита Московского Иоасафа

Медальоны на алтарном семисвечнике
Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
с изображением архиепископа Новгородского Серапиона
и Митрополита Московского Иоасафа

Надгробная плита Новгородского владыки имеет только надпись и совершенно лишена всякой орнаментики.

Есть предположение, что Житие Новгородского архиепископа Серапиона написал Митрополит Иоасаф (1539–1542; пам. 27 июля), проживавший последние годы своей жизни, как и Новгородский владыка, в Троицком монастыре на покое5. Одновременно с плитой Новгородского владыки при проведении ремонтных работ, несколько далее от южной стены собора, была обнаружена и надгробная плита Митрополита Иоасафа. Древнего жития Митрополита Иоасафа не существует6, однако до наших дней сохранились некоторые сведения, относящиеся ко времени его пребывания на покое в Троицкой обители и свидетельствующие о его активности. В 1548 году возникла переписка Митрополитов Макария и Иоасафа в связи с “Исаком Собакой”, которого Митрополит Иоасаф в свое время возвратил из заключения и возвел затем в настоятели Симонова монастыря7. В 1551 году в Троицкий монастырь привозили на отзыв постановления Стоглавого Собора. Последняя глава соборных материалов является ответом-рецензией Митрополита Иоасафа8. Он дает оценку некоторым постановлениям либо оговаривает особые случаи, выходящие за рамки соборных решений9. В 1552 году бывший Митрополит встретил в обители преподобного Сергия возвращавшегося из победного похода царя, покорителя Казани10. Скончался Митрополит Иоасаф на покое 27 июля 1555 года в обители своего пострижения — в Троице-Сергиевом монастыре и был погребен в келье преподобного Сергия11. В “Троицком Патерике” читаем: “Мощи святителя Иоасафа почивают под спудом в южном притворе Троицкого собора в Серапионовой палатке, прямо против входа”12. Надпись на обнаруженной его плите гласит:

“Лета 7063 месяца июля в 2[7] день

на память святаго великомученика Пан

делеимона преставися пресвященный Ио

асафъ Митрополитъ и положенъ

бы великой лавре Живона

ныя Троицы Сергиева мона

стыря”.

Плита Первосвятителя имеет скромный орнаментальный фриз по своему периметру.

Память Митрополита Иосафа отмечена в Лаврском Месяцеслове13, его имя входит в состав собора Радонежских святых14. Это был второй Предстоятель Русской Церкви, нашедший место упокоения в Троицком монастыре, так как ранее здесь был погребен скончавшийся Митрополит Феодосий (1461–1464; †1475)15. Но со временем гробница Митрополита XV века утратилась16, как обычно в силу разных исторических обстоятельств утрачивались со временем гробницы Предстоятелей Русской Церкви, которые были погребены не в Успенском соборе в Кремле. Однако благодаря почитанию святителя Иоасафа в Троице-Сергиевой Лавре как местночтимого святого память его сохранилась, и обнаружение его надгробной плиты, несомненно, является важным событием.

Позднее, в XVI âåêå ïîáëèçîñòè îò íèõ áûë ïîãðåáåí åïископ Рязанский Филофей. Он скончался «3 января 1594 г. “в 14 час нощи” (то есть ранним утром 4 января) и погребен в каменной гробнице перед южными вратами Троицкого собора»17. Еще ранее в Троицкой обители были погребены Ростовские архиепископы Алексий (1543–1548; † после 1551)18 и Никандр (1549–†1567)19, которых рукополагал святитель Макарий20.

Новооткрытые плиты — голоса прошлого, которые из далекого XVI века свидетельствуют об известных в свое время именах и церковных событиях. Есть нечто общее в судьбе иерархов XVI века, Митрополита Иоасафа и архиепископа Серапиона. Скончавшись в разное время, они нашли упокоение рядом друг с другом и их надгробные плиты были открыты одновременно.

Список сокращений

ПСРЛ

Полное собрание русских летописей.

ТОДРЛ

Труды Отдела древнерусской литературы Института русского языка и литературы (Пушкинский дом).

1Троицкий Патерик, или сказания о святых угодниках Божиих, под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 169–173.

2Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона // ТОДРЛ. Т. 21: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литературы. М.–Л., 1965. С. 164.

3Там же. С. 165.

4Там же. С. 164.

5А(рсени)й и(ером). Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 1. М., 1878. С. 218. Впрочем, это утверждение ныне отвергнуто; см. Моисеева Г. Н. Указ. соч. С. 151.

6См. о нем: Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 259–262; Троицкий Патерик. С. 354–356; Архиепископ Черниговский Филарет. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Изд. 3. Май, Июнь, Июль, Август. СПб., 1882. С. 447–450; Архимандрит Макарий. Митрополит Иоасаф и Троице-Сергиев монастырь // Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы Международной конференции 21 сентября — 1 октября 1998 г. М., 2000. С. 85–102.

7Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 131. О Соборе, осудившем “Исаака Собаку”, см. Архимандрит Макарий. Церковный Собор 1549 года // Альфа и Омега. 1998. № 2(16). С. 141–145.

8Российское законодательство Х–ХХ веков. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1885. С. 374–376.

9Там же.

10ПСРЛ. Т. 29. М., 1965. С. 206–207.

11Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 года. М., 1880. С. 9. № 66.

12Троицкий Патерик… С. 356.

13Смирнов С. К. Церковно-исторический Месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1850. С. 15.

14Минея Июль. Изд. Московской Патриархии. 1988. Ч. 1. С. 359.

15В наше время в Лавре были погребены Святейшие Патриархи Алексий I (1945–†1970) и Пимен (1971–†1990).

16“По описи монастырской 1641 г. над могилою его была гробница, неизвестно когда упраздненная”. — Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре… С. 9.

17Архимандрит Макарий. Епископ Филофей Рязанский // Макариевские чтения. Иерархия в Древней Руси. Материалы XII Росийской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2005. Вып. 12. С. 27. Однако сведений о погребении в Лавре епископа Филофея не сохранилось; см.: Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре… Впрочем, данный список не является полным и исчерпывающим; см. об этом: Ткаченко В. А. Список погребенных 1880 г. как источник по истории некрополя Троице-Сергиевой Лавры // Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы II Международной конференции 4–6 октября 2000 г. Сергиев Посад, 2002. С. 265–276.

18Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре… С. 71. № 778.

19Там же. С. 35. № 364. Сохранилась могильная плита Ростовского владыки. “В XVIIIâåêå îíà áûëà èñïîëüçîâàíà êàê ñòðîèòåëüíûé ìàòåðèàë”. Ñîõðàíèвшаяся надпись на ней гласит: “Месяца сентября в 26 день преставися преосвященный архиепископ Никандр Ростовский”. — Николаева Т. В. Новые надписи на каменных плитах XVXVII ââ. èç Òðîèöå-Ñåðãèåâîé Ëàâðû // Íóìèçìàòèêà è ýïèãðàôèêà. Ì., 1966. Âûï. 6. Ñ. 232.

20В 1571 году в Троицком монастыре нашел место своего упокоения дворецкий Митрополита Макария, принявший монашество — старец Порфирий (Фо­мин). — Архимандрит Макарий. Митрополичий дворецкий // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2003. № 3(13). С. 101–104.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: