Традиционные ценности в предпринимательстве: итоги круглого стола

|
Всероссийский предпринимательский форум «Малый бизнес – национальная идея?» открылся в Москве 19 января 2016 года. О традиционных российских ценностях в предпринимательстве в рамках форума говорили в частности участники комиссии «Опоры России» по ценностно-ориентированному предпринимательству в рамках проекта «Опора-Созидание».


Выступления на Круглом столе «Традиционные российские ценности в предпринимательстве: история и современность» открыл Сергей Глазьев, Советник президента Российской Федерации, Академик РАН.

«То, что наши люди не довольствуются только денежным мерилом успеха – наше преимущество»

По мнению Сергея Глазьева, существующая система регулирования экономики поощряет недобросовестные антисоциальные виды бизнеса. Советник президента напомнил о документе, который был разработан более пяти лет назад по поручению Святейшего Патриарха Кирилла «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании».

Процитировав первый пункт документа, «не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны», Сергей Глазьев отметил, что при нынешней системе макроэкономического регулирования трудно требовать от наших предпринимателей заботиться о благе ближнего, если вся прибыль уходит в проценты за кредит. Процентные ставки выжимают из предприятия оборотный капитал. Сергей Глазьев посетовал на то, что бизнес ориентируют на достижение краткосрочной сверхприбыли, а государство не обеспечивает защиту тем, кто ориентирован на долгосрочные перспективы. Культура долгосрочных деловых отношений между государством и бизнесом, по его мнению, не может развиваться на доверии. Доверие в свою очередь подрывается нестабильной кредитной ставки. Экономическое регулирование сейчас игнорирует рекомендации РАН, – сказал Сергей Глазьев, являющийся академиком РАН.

«Те свойства нашей культуры, которые связаны с ориентацией нашего человека на поиск смысла жизни, на творческую самореализацию, то, что наши люди не довольствуются только денежным мерилом успеха – это не наш недостаток, как считают монетаристы, а наше преимущество», – заключил он.

DZH_7665

«Православный – не профессия»

Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви начал свое выступление с притчи.

«Поскольку по одному из своих образований я – журналист, позволю себе начать несколько легкомысленно, и напомню вам одну притчу, чтобы не использовать слово анекдот:

Предприниматель умер и предстоит перед известными дверями. Поскольку это был православный предприниматель, он уверен, что его посмертная учесть вполне предопределена, а его не пускают и говорят, что ему в другое место. «Нет, вы не понимаете, я православный предприниматель», – объясняет он. «Мы очень хорошо вас знаем, проходите, куда вас отправляют», – отвечают ему. Предприниматель возражает: «я восстановил десять церквей, построил три монастыря, я столько денег потратил на Церковь… В ответ ему звучит гениальная фраза «деньги мы вам вернем».

«Мы очень часто используем это определение «православный предприниматель», причем не только применительно к предпринимателям, а к любой профессии», – сказал Владимир Легойда. «Что значит «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное» (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24; Евангелие от Луки, гл. 18, ст. 25).? Понятно, что это непросто».

«Важно не забывать, что православный – мировоззренческая категория, она не может относиться к профессии, она относится к человеку. Когда мы говорим «православные предприниматели», «православные врачи», не нужно думать, что эти люди делают все «православно». Они носят православные галстуки, у них православные костюмы… Так мы договоримся до православных летчиков, которые по-православному выполняют петлю Нестерова», – отметил председатель СИНФО.

DZH_7672

По мнению Владимира Легойды, человек должен менять не профессиональные принципы работы, а менять содержательно себя. Не надо менять профессию, чтобы она стала православной, надо менять себя, чтобы в этой профессии оставаться христианином.

Владимир Легойда призвал предпринимателей не забывать о человеческом достоинстве и не использовать человеческие слабости. «Нет никакой предпринимательской христианской морали, существует Евангелие, по которому мы должны стараться прожить свою жизнь», – отметил он.

На вопрос «какого человека можно назвать успешным?» Владимир Легойда ответил, что «нельзя назвать успешным человека, который превращает мир вокруг себя в пустыню».

«Бизнес, который не стремится к прибыли, самоуничтожается», – сказал председатель СИНФО о целеполагании бизнеса, отметив, что, по его мнению, очень важно понимать, – будут ситуации выбора, в которых выбирать придется не в сторону прибыли.

Владимир Легойда отметил также недопустимость нищеты людей с учеными степенями и профессорскими званиями. «Я помню, как меня душили слезы, когда я оказался в квартире у очень известного профессора, члена-корреспондента Академии наук, мне было ужасно стыдно. Мы не можем допустить, чтобы человек, который столько дал нашей стране, так жил». «Вы можете спросить «причем тут мы?», – заявил Владимир Легойда, – «Мы все здесь причем», отметив, что нельзя сводить результаты образования к экономической эффективности.

Мария Захарова, директор коммуникаций и социального развития Группы компаний «Новард» рассказала о проекте рабочей комиссии «Опора-Созидание», отметив, что проект – это большой круг единомышленников и партнеров, которые его поддерживают. Среди задач проекта – сохранение популяризации исторического наследия, разработка и продвижение российской модели бизнеса, основанной на традиционных ценностях, популяризация благотворительности.

DZH_7834

Владислав Жукович, председатель Союза православных предпринимателей сказал, что ситуация для малого и среднего бизнеса сейчас складывается не в лучшую сторону, существуют системные проблемы, описав региональные проекты Союза православных предпринимателей, призвав реализовать всестороннюю поддержку в реализации модели ценностноориентированного предпринимательства.

DZH_7762

Александр Дударенко, глава Общества купцов и промышленников напомнил о нашем опыте промышленников по созданию идеальных условий рабочим, отметив, что забота о рабочих и служащих – часть российской предпринимательской традиции.

DZH_7794

Андрей Илиопуло, член Президиума «Опоры России», президент Группы компаний «Новард» в центр выступления поставил вопрос о том,  «что такое успех в бизнесе?». «Успех с точки зрения западной модели – это финансовый результат, капитализация, доля рынка», – отметил Андрей Илиопуло, – «на мой взгляд, основная разница между западным и российским подходом может заключаться в том, что материальные и нематериальные факторы занимают разные позиции. Материальные факторы в западной модели очевидны и являются главным двигателем в предпринимательской деятельности, то для российского предпринимателя исторически нематериальный фактор, иррациональное отношение к бизнесу, превалирует».

DZH_7798

Виктор Семенов, один из учредителей холдинга «Белая Дача» и один из основателей движения «Русь Православная» продолжил тему связей ценностей и бизнеса. Виктор Семенов сказал о необходимости создания морального кодекса предпринимателей, отметив, что в каждой религии базовые ценности примерно одинаковы.

«Государство должны стимулировать объединение предпринимательства в союзы и ассоциации», – заявил Виктор Семенов, предложив изгонять из подобных ассоциаций нечестных предпринимателей, производящих, например, контрафактный продукт. «Разгильдяй – это тот, кого изгнали из гильдии. Тот, с кем никто дела не имеет», – напомнил Виктор Семенов.

DZH_7912

Андрей Диваев, руководитель проекта блока по инновациям Компании «Росатом» опроверг миф о том, что русский народ «ленивый и некреативный», приведя в пример русской креативности самолет «Илья Муромец», лучший бомбардировщик Первой Мировой войны и первый пассажирский лайнер.

DZH_7936

«Традиционные ценности – та сила, которая может бизнес объединить. Если говорить о регионах, то это – создание клубов православных предпринимателей. Православное предпринимательство может стать опорой для власти», – сказал руководитель Ассоциации рестораторов и руководителей общественного питания Липецка Андрей Плотников.

«Можно сочетать ценностный и прагматичный подходы», – поделилась директор некоммерческой организации «Агентство социальной информации» Елена Тополева-Солдунова, отметив, что нельзя компенсировать неправедное ведение бизнеса благотворительностью и социальными проектами. «Наша задача – задуматься о том, как сочетать подходы и открыть малому бизнесу ворота к социальной ответственности», – заключила она.DZH_7713

DZH_7603

DZH_7930

DZH_7809

DZH_7839

DZH_7715

DZH_7652

DZH_7632

DZH_7619

DZH_7614

DZH_7866

DZH_7605

DZH_7744

Видео: Виктор Аромштам

Фото: Иван Джабир

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Девять добрых дел декабря

Благотворительные ярмарки, сборы подарков и письма в дома престарелых

«Без рук, зато с головой»

Сначала он себя похоронил, а потом открыл собственный бизнес