Как подготовиться к Великому посту?

Как подготовиться к Великому посту?

Вот и масляная. Эту неделю именно так в народе называют. В церковном же календаре она обозначена как «мясопустная».

Дыхание грядущего поста уже слышно не только в евангельских чтениях и церковных проповедях, но и в обиходе верующих. Задумывается народ православный, как в этом году поститься, как из чисто физических ограничений к ограничению собственного греха прийти.

Нелегкие это раздумья.

Тому, кто впервые решил пост соблюдать, часто все простым и ясным кажется; те же, у кого опыт постовой десятилетиями измеряется, скромны в ожиданиях, немногоречивы в обещаниях. Они лишь в надеждах, что Бог поможет достойно Четыредесятницу провести.

Откуда такая осторожность, которую некоторые за духовную несостоятельность, а то и за пессимизм принимают?

Да из-за воспоминаний о прошлых постах, ведь сколько ни проживи, как ни молись, а знаменитое «постовое искушение» обязательно произойдет, причем такое, которого не ожидаешь, то бишь то, чего раньше никогда не было.
Прот. Александр Авдюгин

Собственный постовой опыт — дело доброе и хорошее, но и соперник у каждого отнюдь не прост. Недаром его лукавым называют. Он вместе с тобой «совершенствуется» и твои слабые стороны четко изучает, а иногда и лучше тебя их знает.

Именно поэтому, когда спрашивают, какие книги рекомендуются во время поста, чтобы реже хотелось телевизор включить и во всех и вся проникший интернет заглядывать, я, наряду со святоотеческой и доброй классической художественной литературой, всегда советую «Письма Баламута» известного христианского апологета и писателя Клайва Стейплза Льюиса перечитать. Не беда, что Льюис англиканином был — конфессиональная принадлежность не помешала ему полноценно, ярко и образно раскрыть хитрую и разносторонне злобствующую сущность врага рода человеческого.

Еще одна причина, почему необходимо очень серьезно готовиться к посту, — то, что мы очень часто переоцениваем свои возможности, и когда выясняется, что критерии, поставленные перед собой, невыполнимы, то следует разочарование, нередко заканчивающееся отказом от поста вообще.

Дело в том, что единой меры постового воздержания не существует. Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться выполнять в силу своих реальных возможностей, а не «превосходить себя». Знаменитое выражение — «постовой подвиг», которое так часто мы слышим в проповедях и в советах, не надобно понимать буквально и ставить перед собой задачи, непосильные для организма и для души. Обязательно необходимо учитывать возрастной критерий.

Приведу в качестве примера такой весенний диалог священника с прихожанкой:

— Скажи-ка, радость моя, картошку уже из подвала вытащила, чтобы проросла немного к посадке?

— Конечно, батюшка! Под кроватью ящики стоят.

— И как, так же десять соток сажать и в этом году будешь?

— Что вы, отче! Нет тех сил, что раньше. Дай Бог крепости хоть соток пять осилить.

— Вот видишь, картошку, как всегда, посадить сил не хватает, а правила постовые на себя возложила такие, что и молодой не осилит…

Подобные диалоги на любых приходах возникают — и на сельских, и на городских. Любой священник может вам сказать, сколь часто приходится ему объяснять, что не надо на себя налагать «бремена неудобоносимые», то есть того правила, на которое не хватит сил физических. Душа-то в любые годы молода, а тело имеет свойство стареть и, соответственно, слабеть.

Чтобы не ошибиться в своих планах постовых, посоветуйтесь со священником, которому исповедуетесь, и реально оцените свои силы. Воздержание в пище должно не к болезни и упадку здоровья привести, а к видению грехов своих и желанию от них избавиться.

Еще одна проблема — это пост по чьей-то «методике», то есть проецирование на свою душу и тело чужой телесной и молитвенной практики. Пост, навязанный извне, оскорбляет человека. Тот же, который принят на себя добровольно и соответствует вашему нынешнему духовному состоянию, всегда будет благоприятен для спасения души.

Есть много прекрасных советов, книг и наставлений о том, как правильно провести пост, но нужно обязательно учитывать и разграничивать, в какое время, кому и при каких обстоятельствах эти рекомендации давались. Нельзя правило для афонских монахов брать «за основу» собственного поста: по мощам — миро, по веку — действо.

Особенно надобно быть осторожным с теми советами и книгами, которые имеют характеристику «очень популярно». Они продаются большими тиражами, о них много говорят. К сожалению, в большинстве случаев перед нами очередная грань откровенного оккультизма. За примером далеко ходить не надобно.

В последнее время в наших городах и весях усиленно распространяется книжка и ее принтерные распечатки, где под православным заголовком «Оздоровление организма по системе священномученика Серафима Чичагова» мы находим «систему», никакого отношения к православию и нашей вере не имеющую. Много там рассуждений и о посте. Используя личность нашего священномученика, «жонглируя» православными терминами, «доктор» Ксения Кравченко, автор сего опуса, подчиняет читающих своей «системе», творя новый идол.

Есть такой известный совет: «Входя в храм Божий, надобно снимать шапку, а не голову», — поэтому, прежде чем возложить на себя постовые «вериги», подумайте, помолитесь, спросите совета у священника, «чтобы вера ваша «утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор. 2:5).

Мы говорим о «радости поста» не от констатации того, что прихожане похудели и молятся чаще, а потому, что глаза их духовные прозорливей стали, что меньше страсти, злобы и непонимания вокруг определилось.

Для некоторых пост — лишь хороший повод сбросить вес через ограничение от скоромной пищи, отказа от сладостей и вина, но для христианина постовое воздержание — способ уйти от второстепенного к главному, от шума плоти к тишине духа.

Доброго вам поста!

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Вовремя подать Христу скальпель и зажим

Стать ассистентом Бога во время Успенского поста

Успенский пост: уйти от внешнего

Очень хорошо этим постом каждый день почитать акафист Матери Божией

«Остановиться, чтобы идти»

Пост есть удивительное время, когда нужно учиться простым вопросам

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: