Вечер памяти протоиерея Георгия Флоровского прошел в Москве

Вечер памяти протоиерея Георгия Флоровского (1893-1979) состоялся 20 октября в Москве в здании Традиционной гимназии, сообщает Благовест-Инфо.

Организаторы вечера — исторический и богословский факультеты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) — посвятили его тридцатилетию со дня кончины выдающегося православного богослова ХХ века, философа и историка святоотеческого наследия и русской богословской мысли.

Памятное мероприятие началось с литии: в домовом храме Традиционной гимназии студенты и преподаватели ПСТГУ молились о упокоении души отца Георгия.

Открывая вечер, директор Традиционной гимназии, декан исторического факультета ПСТГУ священник Андрей Постернак отметил, что богословское наследие протоиерея Георгия Флоровского еще не оценено в полной мере. Это и побудило два факультета известного православного вуза рассмотреть разные аспекты творчества отца Георгия.

Отец Андрей напомнил основные вехи жизни священника, остановившись на его работе в Свято-Сергиевском институте в Париже и в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Упомянув о фундаментальных богословских трудах отца Георгия, декан подчеркнул, что известнейший богослов ХХ века не получил систематического богословского образования, был «самородком, самоучкой».

Далее преподаватели ПСТГУ выступили с докладами, посвященными разным аспектам сочинений отца Георгия Флоровского. Так, сообщение Георгия Захарова «Тринитарные споры IV века в свете неопатристического синтеза протоиерея Георгия Флоровского» носило полемический характер: отдавая должное глубине богословского анализа отца Георгия, докладчик не во всем соглашался с ним. Говоря о «плодотворности и актуальности» подхода известного богослова, преподаватель ПСТГУ вместе с тем отмечал некоторую односторонность и «неполноту взглядов» отца Георгия, у которого, по словам докладчика, «неопатристический синтез в какой-то мере перевешивает собственно патристический», а некоторые наиболее интересующие отца Георгия проблемы (например, творение и искупление) затмевают собой все остальные.

С докладами выступили также:

  • П. Михайлов «Философия истории отца Георгия Флоровского»;
  • священник Георгий Ореханов «Протоиерей Георгий Флоровский и религиозный кризис в России во второй половине XIX века»;
  • Н. Сухова «Взгляд протоиерея Георгия Флоровского на духовно-учебные реформы»;
  • Ф. Гайда «Отец Георгий Флоровский и М. Хайдеггер: взгляд на историю и задачи историка» и другие.

Справка

Протоиерей Георгий Васильевич Флоровский (1893—1979) — религиозный мыслитель, богослов и историк. Родился 28 августа / 9 сентября 1893 года в Елизаветграде. В 1916 году окончил историко-филологическое отделение Новороссийского университета (в Одессе). В 1919 году — приват-доцент кафедры философии и психологии. С начала 1920-х гг. — в эмиграции. В эти годы Флоровский стал одним из основателей евразийского движения, вместе с Н.С. Трубецким, П.Н. Савицким, П.П. Сувчинским и др. В 1923 году защитил в Праге магистерскую диссертацию «Историческая философия Герцена», преподавал на Русском юридическом факультете (1923–1926). Постепенно вошел в идейный конфликт с лидерами движения и, в конечном счете, порвал с евразийством после публикации статьи «Евразийский соблазн». В 1926 году Г.В. Флоровский переехал в Париж. С 1926 года — профессор кафедры патрологии Русского института богословия в Париже. Лекционные курсы по истории патристики стали основой двухтомного исследования: «Восточные отцы IV в.» (Париж, 1931) и «Византийские отцы V–VIII вв.» (Париж, 1933). В 1932 году принял сан священника. В 1948 году переехал в США. Участвовал в экуменическом движении, избирался в исполнительный комитет Всемирного Совета Церквей (1948). В 1948–1955 годах — профессор (с 1951 года — декан) Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке. С 1956 года — профессор истории Восточной Церкви в Гарвардском университете. В последние годы жизни преподавал в Принстонском университете на отделении богословия и славяноведения.

В основе богословской и философской позиции Флоровского лежит идея «неопатристического синтеза», возвращения к учению отцов Церкви. Такой путь, по его убеждению, предполагает восприятие и синтез метафизического содержания патристики с учетом современного философского опыта («Вперед — к отцам»). Этой установке Флоровский был верен и при рассмотрении истории русской религиозно-философской мысли в книге «Пути русского богословия» (1937). 14 томов собрания сочинений Флоровского издано в США. Протоиерей Георгий Флоровский скончался в Принстоне 11 августа 1979 года.

Источники: «Благовест-инфо», Патриархия.ru, http://www.vehi.net/florovsky/index.html

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Как геймеры помогают найти лекарство от смертельных болезней
Как сделать историю интересной для подростков

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: