Великий Пяток. Цена свободы от греха

В авторской передаче Инны Орловой «Мелиса пчела» протоиерей Павел Великанов рассказывает о Страстной седмице и подготовке к Пасхе – день за днем.
Протоиерей Павел Великанов

Протоиерей Павел Великанов

Сегодня Великий Пяток – апогей драматических событий недели. Воспоминание суда, распятия и погребения Христа. Исполняется то, ради чего Бог стал человеком – чтобы Его можно было убить. Бога убить невозможно, но, став человеком, Он может принять смерть. Всё внимание приковано к Жертве Христа. Вместо всего человечества на кресте умирает Богочеловек, и Его смерть избавляет от смерти нас.

Идея заместительной жертвы была присуща едва ли не всем религиозным культам, религиозным культурам с глубокой древности. Жертва, и обязательно с пролитием крови, призвана преодолеть пропасть между грешным человеком и святым Богом. И жертвенное животное становилось своего рода выкупом, заменой. Перед тем, как его закалывали, человек возлагал на него руки и тем самым как бы говорил: «Это я! Я сам достоин смерти за свои грехи, признаю это. Я не могу приблизиться к Тебе. Но, Господи, вместо своей крови я приношу кровь этого барашка и прошу у Тебя прощения».

У языческих народов высшей жертвой, которой можно было надеяться разрешить самую сложную ситуацию, была жертва единственным наследником царя. В Ветхом Завете все эти страшные человеческие жертвы были решительно отвергнуты. Но вот, сегодня Сам Бог приносит в жертву Своего Единородного Сына ради спасения человеческого рода.

Нам крайне сложно понять, почему по-другому невозможно было простить и исцелить преступление Адама. Но грех – это действительно серьезно. Цена греха – смерть. Это как горная лавина, вызванная неосторожно брошенным камнем. Но Бог сам принял эту лавину на Себя и закрыл от нее человека. Он не пожелал просто взять и отменить лавину, сделать недействительной причинно-следственную связь. Ведь и Христос ничего не предпринимал специально, чтобы взойти на Крест. Сам мир, пропитанный грехом, вытолкнул Его как нечто чужеродное, так же, как вода выталкивает надутый воздухом мяч. Подлинное, настоящее добро в падшем мире не может привести никуда, кроме Голгофы. Но отныне всякий восходящий на нее видит, что там он не один. Христос пришел туда первым и взял всё самое тяжкое и страшное на Себя.

Сегодня на Кресте Бог уничтожает грех совершенно не так, как обычно мы пытаемся противостоять злу. Он не сопротивляется ему, Он принимает его внутрь Себя, и это зло распадается, прекращает свое существование. Всё то, обо что спотыкается ежедневно человек – страх смерти, страх страданий – во Христе прекращает быть неразрешимой проблемой.

Отныне Христос – наш Вождь, за спиной которого нам уже не страшен диавол, какими бы ухищрениями ни пытался нас сбить с толку, какой бы кажущейся силой ни пытался принудить нас признать его всевластие. Теперь в наших руках знамя спасения – Крест Христов. Не какой-то магический знак, но образ нашего Бога, свидетельство Его любви к нам. Как же важно всегда помнить, какой ценой дарована нам свобода от греха.

Авторская передача Инны Орловой «Мелиса пчела», подготовленная для радио «Вера», представлена миссионерским факультетом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и митрополией Лимассола при поддержке благотворительного фонда «Ориентир».

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Для кого в Церкви нет запретов

Метаться между «накажут» и «наградят» — это не христианство

Что и кому запрещает православие?

Приоритеты в христианском мировоззрении - любовь и свобода

Православие – религия запретов?

Под видом церковных предписаний часто продавливаются личные стереотипы и комплексы

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: