Великий Пяток. Цена свободы от греха

В авторской передаче Инны Орловой «Мелиса пчела» протоиерей Павел Великанов рассказывает о Страстной седмице и подготовке к Пасхе – день за днем.
Протоиерей Павел Великанов

Протоиерей Павел Великанов

Сегодня Великий Пяток – апогей драматических событий недели. Воспоминание суда, распятия и погребения Христа. Исполняется то, ради чего Бог стал человеком – чтобы Его можно было убить. Бога убить невозможно, но, став человеком, Он может принять смерть. Всё внимание приковано к Жертве Христа. Вместо всего человечества на кресте умирает Богочеловек, и Его смерть избавляет от смерти нас.

Идея заместительной жертвы была присуща едва ли не всем религиозным культам, религиозным культурам с глубокой древности. Жертва, и обязательно с пролитием крови, призвана преодолеть пропасть между грешным человеком и святым Богом. И жертвенное животное становилось своего рода выкупом, заменой. Перед тем, как его закалывали, человек возлагал на него руки и тем самым как бы говорил: «Это я! Я сам достоин смерти за свои грехи, признаю это. Я не могу приблизиться к Тебе. Но, Господи, вместо своей крови я приношу кровь этого барашка и прошу у Тебя прощения».

У языческих народов высшей жертвой, которой можно было надеяться разрешить самую сложную ситуацию, была жертва единственным наследником царя. В Ветхом Завете все эти страшные человеческие жертвы были решительно отвергнуты. Но вот, сегодня Сам Бог приносит в жертву Своего Единородного Сына ради спасения человеческого рода.

Нам крайне сложно понять, почему по-другому невозможно было простить и исцелить преступление Адама. Но грех – это действительно серьезно. Цена греха – смерть. Это как горная лавина, вызванная неосторожно брошенным камнем. Но Бог сам принял эту лавину на Себя и закрыл от нее человека. Он не пожелал просто взять и отменить лавину, сделать недействительной причинно-следственную связь. Ведь и Христос ничего не предпринимал специально, чтобы взойти на Крест. Сам мир, пропитанный грехом, вытолкнул Его как нечто чужеродное, так же, как вода выталкивает надутый воздухом мяч. Подлинное, настоящее добро в падшем мире не может привести никуда, кроме Голгофы. Но отныне всякий восходящий на нее видит, что там он не один. Христос пришел туда первым и взял всё самое тяжкое и страшное на Себя.

Сегодня на Кресте Бог уничтожает грех совершенно не так, как обычно мы пытаемся противостоять злу. Он не сопротивляется ему, Он принимает его внутрь Себя, и это зло распадается, прекращает свое существование. Всё то, обо что спотыкается ежедневно человек – страх смерти, страх страданий – во Христе прекращает быть неразрешимой проблемой.

Отныне Христос – наш Вождь, за спиной которого нам уже не страшен диавол, какими бы ухищрениями ни пытался нас сбить с толку, какой бы кажущейся силой ни пытался принудить нас признать его всевластие. Теперь в наших руках знамя спасения – Крест Христов. Не какой-то магический знак, но образ нашего Бога, свидетельство Его любви к нам. Как же важно всегда помнить, какой ценой дарована нам свобода от греха.

Авторская передача Инны Орловой «Мелиса пчела», подготовленная для радио «Вера», представлена миссионерским факультетом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и митрополией Лимассола при поддержке благотворительного фонда «Ориентир».

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Для кого в Церкви нет запретов

Метаться между «накажут» и «наградят» — это не христианство

Что и кому запрещает православие?

Приоритеты в христианском мировоззрении - любовь и свобода

Православие – религия запретов?

Под видом церковных предписаний часто продавливаются личные стереотипы и комплексы