Мы ответили на 14297 вопросов
Опубликованы ответы на 2314 вопросов
Навигация
Человек
Задать вопрос священнику Наши священники

Если Бог не может «насильно» спасти душу человека и отвратить его от зла, значит Он не всемогущ?

Благословите, отче! Вопрос такой: если Бог не может "насильно" спасти душу человека и отвратить его от зла значит Он не всемогущ? Я к тому что существует догмат о том что все происходит либо по воле либо по попущению Господа, но раз человек существо со свободной волей, соответственно сотворимое им зло - это результат свободной воли человека, которой Бог "насильно" на практике не препятствует, не "пресекает". Потому что иначе бы потерялся бы тот самый прекрасный замысел о человеке, который задуман любить Бога свободно по своей собственной воле. Либо же все совершается непременно с "попущения" Божья, т.е. если не будет попущения рука на курке убийцы замрет. Так, что ли? Петр.
священник Филипп Парфенов

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Бог да благословит Вас, дорогой Петр!

Ваш вопрос из тех, которые логически не разрешимы и четких ответов не имеют. Здесь тайна, к которой прикоснуться можно с разных сторон. Во-первых, что такое зло? То, что нам неприятно, что кажется злом, что мы не можем видеть или переносить, всегда ли является этим безусловным злом? Отнюдь нет. Очень часто впоследствии оказывается, что в этом зле могло быть и что-то доброе, поскольку добро и зло вообще в нашей жизни перемешаны, и оцениваем мы добро и зло весьма по-разному, субъективно. Во вторых, что такое всемогущество? И что мы можем подразумевать, когда утверждаем, что Бог всемогущ? Может ли Он создать камень, который сам бы не смог сдвинуть, как рассуждали по этому поводу средневековые мыслители? Скорее да, по мнению Н. Бердяева, и этот камень есть сам человек. Значит, выходит дело, что не такой уж Он всемогущий, как сначала нам кажется. Или, может ли Бог перестать существовать вообще? Если нет, Он также не всемогущ и т.д. Или же надо просто признать, что все наши слова о Боге весьма приблизительны и не могут выразить Его тайну. Прежде всего Бог – «неизреченен, неведом, невидим, непостижим», как об этом мы молимся на литургии Иоанна Златоуста. Если бы Бога можно было понять, Он просто не был бы Богом по определению.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Поделиться

Читайте также

Вопросы и ответы в рубриках:

Православие