Введение единой электронной карты: мнения священнослужителей

Мосгордума приняла закон о введении в Москве универсальной электронной карты. Немало граждан с подозрением отнеслись к нововведению. Среди них было несколько священников и православных мирян, которые 9 марта, в день обсуждения закона пикетировали вход в Городскую Думу в знак протеста.

Почему некоторых православных так встревожила перспектива получения электронной карты? Существует ли духовная опасность, связанная с новым документом? Порталу «Православие и мир» ответили священнослужители Русской Православной Церкви.

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, выразил надежду, что людей не будут принуждать к принятию нового электронного документа и что они смогут сами сделать выбор, пользоваться им или нет.

– Нерешенной остается проблема гарантий того, что люди, отказавшиеся от использования карты, не окажутся лишены социальных благ – в частности, медицинской помощи – и не будут постепенно превращаться в граждан второго сорта. Надеюсь, что и эта проблема получит разрешение. Мы со спикером Мосгордумы  Платоновым договорились о том, что с участием специалистов подумаем о вариантах ее разрешения – на уровне или закона, или подзаконных актов, время покажет, – сказал о. Всеволод.

Он заметил, что подобные явления представляют собой общемировую проблему. Есть опасность того, что тотальный контроль над всеми сторонами жизни человека может легко превратиться в контроль идеологический или мировоззренческий. Уже сейчас, по его словам, принимаются в некоторых странах западной, а теперь и центральной Европы, такие законы и установки, с которыми православная совесть согласиться не может.

– Человек, который не согласен с введением тех или иных идеологем в правовое поле, может существовать в обществе, где есть свобода частной жизни, но как только ее не будет, такому человеку жить будет сложно … Поэтому связь между тайной частной жизни, между свободой не открывать о себе того, что ты не хочешь открывать, и мировоззренческой свободой – очень прямая, – подчеркнул протоиерей.

Протоиерей Александр Ильяшенко считает, что с духовной точки зрения электронные карты опасности не представляют. Тем не менее, их использование может причинить владельцам вред в практическом отношении. В случае утери карты, или похищения ее мошенником, или недобросовестности программиста или операциониста, заводящего на карту данные, человек становится социально недееспособным. Такие прецеденты уже имели место с банковскими картами.

– И еще один важный момент. На изготовление электронных карт уходят большие деньги. У нас в стране очень много социальных и нравственных проблем — и вот на них у нас бюджетных средств не хватает… А на разработку никому не нужной карты, по поводу которой у многих возникают опасения, – пожалуйста, деньги отстегиваются в большом количестве! Мне кажется, это проявление неуважения к своему народу. Как любой большой проект, электронные карты выгодны его разработчикам, нежели рядовым гражданам: денежный поток, который порождается кампанией по массовому внедрению карт, с большой долей вероятности будет поделен между чиновниками.

Подводя итог, скажу, что в целом использование электронной карты не противоречит Писанию. Но то, что люди переживают, беспокоятся, возмущаются – это ведь тоже сторона духовной жизни, значит, с этой точки зрения разработка электронных карт недопустима, – сказал о. Александр.

Полный текст бесед:

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Тотальный контроль может превратиться в идеологический»

Использование универсальной электронной карты не противоречит Писанию

Еще по теме:

Протоиерей Всеволод Чаплин об электронной идентификации и межэтнических конфликтах

Станем ли мы «безындами», или Снова об электронных карточках

 

 

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале
Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: