Вы поедете на бал?

|

Новый год, Рождество, Святки, старый Новый год — это две недели почти непрерывного праздника. Как провести их, не ударив лицом ни в грязь, ни в миску оливье? В последние годы все заметнее мода на ретро: средний класс, достигнув некоторой степени благополучия, спешит перебросить мосты к своему дореволюционному предшественнику, приобщиться к утраченным в советское время традициям. Среди них — праздничные балы и меценатство, легко объединяемые в один формат благотворительного бала. Такой бал не только приятно посетить, но и не очень трудно организовать.

Bal_

Как кикиморы стали благотворителями

Первый бал в России состоялся на свадьбе Лжедмитрия I и Марины Мнишек, но вплоть до петровской эпохи танцы в России считались для честных людей занятием неприличным. Петр I собирал на балы-ассамблеи русских боярышень и дворянок под страхом репрессий, попутно прививая им европейские манеры. Сохранился его указ: «Замечено, что жены и девицы, на ассамблеи являющиеся… как кикиморы одеты бывают. Одев робу и фижмы из атласа на грязное исподнее, потеют гораздо, от чего зело гнусный запах распространяется, приводя в смятение гостей иностранных. Указую впредь перед Ассамблеей мыться мылом и в бане с тщанием… дабы гнусным своим видом не позорить жен российских».

Манерам и модам русское общество выучилось быстро. Роскошь и великолепие балов Елизаветы Петровны и Екатерины II иностранные посланники описывали в письмах на родину с красочными деталями.

В середине XIX века период от Рождества до Масленицы светское общество проводило на балах. Возникшие в это время благотворительные общества стали устраивать собственные балы с платными билетами, лотереями, базарами и аукционами, выручка с которых шла, как сказали бы сейчас, на уставные цели.

Такие балы назывались публичными, и их надо было согласовывать с Дирекцией императорских театров. Каждое благотворительное общество имело право дать только один публичный бал в год. Также общество могло организовать один публичный бал для детей или праздник с благотворительной продажей. Маскарады благотворительным обществам устраивать было запрещено, и лишь Петербургское Дворянское собрание и Московское Благородное собрание могли устраивать до шести балов и маскарадов в год.

Как правило, на благотворительных балах собирались средства в поддержку больниц, богаделен, сиротских учреждений и школ для бедных детей. Благотворительные балы устраивали также различные диаспоры Петербурга и Москвы. Например, в 1878 году французское сообщество Петербурга устроило в Дворянском собрании бал в пользу членов семей раненных и убитых во второй Русско-турецкой войне. Собрано было 41 790 рублей 15 копеек, а истрачено на проведение бала — 12 474 рубля 91 копейка.

Благотворительные придворные балы, сопровождаемые базарами, устраивались достаточно регулярно, и сборы с них шли в пользу учреждений, состоявших под покровительством членов императорской семьи. Последний придворный благотворительный бал-маскарад состоялся в феврале 1903 года в Зимнем дворце Петербурга. Гости были одеты в русские национальные костюмы XVII века — бояр и боярынь, воевод, посадских людей и т. д. Николай II был в костюме царя Алексея Михайловича, а Александра Федоровна — в наряде царицы Марии Ильиничны, эскизы к обоим костюмам императрица нарисовала сама. Бал был организован в пользу Общества возрождения художественной Руси, занимавшегося восстановлением древних храмов, сохранением русских ремесел и популяризацией древнерусской иконописи. Для демонстрации русского декоративно-прикладного искусства, в обилии представленного в нарядах, придворный фотограф запечатлел всех присутствующих на «фототипии». Несколько сотен альбомов с фотографиями были затем проданы за высокую цену, а средства от их продажи поступили в фонд общества.

10 000 долларов за полонез с офицерами

Первая мировая война и революция не оставили в России места для балов, но в эмиграции традиция не забылась. С 1965 года в Нью-Йорке проводится ежегодный февральский бал «Петрушка» с темой русской зимы. На нем выступали Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Елена Образцова и другие известные оперные певцы. Собранные средства идут на лечение детей из России и помощь детским домам. В Осенних балах Свято-Николаевского собора Нью-Йорка участвуют как русские, так и американские предприниматели и деятели культуры. Средства, собранные на Богословских балах, идут на выплату стипендий слушателям Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, штат Нью-Йорк. Организаторы Русского бала в Торонто участвуют в реставрации православных храмов Канады, а на доход от благотворительных балов в Вашингтоне реставрируются храмы Автокефальной Православной Церкви Америки.

Мария Николаевна Благовещенская попала в Западную Европу в конце Второй мировой войны, в 1948-м, избежав репатриации в СССР, эмигрировала в Канаду; председательствует в Русско-канадском культурно-просветительном обществе, в пользу которого вот уже почти шестьдесят лет проводятся балы. « Когда мы, молодежь, приехавшая после войны в Канаду, почувствовали свободу, то решили, что нужно как-то объединяться , — вспоминает она. — Первый бал мы провели совместно с церковью, которая тут находилась, даже батюшка к нам пришел. Бал был очень бедным , конечно, по сравнению с теми, что мы сейчас устраиваем, но мы очень веселились. И с 1950-го проводим их почти каждый год , иногда даже по два-три бала — к остюмированных или обычных. На первых балах было 200-250 человек, сейчас — 350-400.

У нас всегда присутствует кто-то из священников, начинаем мы молитвой. Потом идет ужин, после ужина официальная часть, представление гостей . У нас уже великих князей не осталось, так что мы приглашаем “ простых смертных ”. В прошлом году, например, были приглашены несколько мэров городков вокруг Торонто. Иногда приглашали представителей политических партий. С кажем, Михаил Игнатьев, внук министр а образования при государе Николае II , — он возглавляет сейчас Либеральную партию. Такие гости нужны для того, чтобы напомнить , что Русское общество существует, русские люди живут и здесь .

Кончается бал танцами, священники в это время уже не присутствуют. Сначала полонез, потом — представление дебютанток , девушек , которые на бал у в первый раз. Их приводят отцы или знакомые. Они идут парами в красивых длинных платьях , очень приятно на них бывает посмотреть.

Последнее время каждый год в Торонто на изучение английского языка приезжают офицеры из России. Их селят на военной базе примерно в пятидесяти километрах от города . Они приезжают к нам на бал, с удовольствием отплясывают с нами и очень украшают танцы, мы тут их окружаем, спрашиваем, у кого какая форма (а они и армейские, и флотские, и летчики) , какое звание.

Спонсоров у балов в Торонто никогда не было. Все проводится на средства, полученные от продажи билетов, лотереи, аукционов, и все балы окупаются, приносят Русско-канадскому обществу прибыль от трех до десяти тысяч долларов».

Дух в перчатках

Возрождается традиция благотворительных балов и в России. Не первый год их проводит, например, Патриарший центр духовного развития молодежи в Даниловом монастыре, а в октябре этого года в гостиничном комплексе «Даниловский» прошел первый бал действующего при Центре добровольческого движения «Даниловцы», названный «Королевство доброты», куда были приглашены и волонтеры других московских объединений. Но допустимо ли такое времяпрепровождение для православного человека? В православной аскетике можно встретить достаточно жесткие слова про танцующих: так, «Пролог», назидательный сборник житийных фрагментов и изречений святых, приводит слова Иоанна Златоуста о танцах вообще, где святитель называет их бесовским делом, низводящим души танцующих во ад.

«Есть такая пословица: “Что русскому здорово, то немцу – смерть”, — поясняет протоиерей Максим Первозванский, духовник православного молодежного движения “Молодая Русь”, на базе которого несколько лет назад была создана танцевальная студия “Танец весны” — соорганизатор бала “Королевства доброты”. — Это относится не только к людям разных национальностей, но и разного духовного состояния. В некоторых афонских монастырях монахам запрещено любоваться красотами природы, чтобы это не отвлекало от мыслей о Боге, — а нам восхищение природой часто, наоборот, напоминает о Создателе. Есть вещи, недопустимые для христиан ни в каком случае: не убий, не укради и т. п., но танцы к ним не относятся. Занятия классическими танцами (которых, кстати, не было во времена Златоуста), возможно, повредят монахам, но для мирян это — хорошая школа культуры, манер, отношений с противоположным полом». «У нас платья целомудренные, в танцах друг к другу не прижимаются, в дресс-коде мы даже перчатки прописали (это и с нравственной, и с гигиенической точек зрения нужно), но, конечно, не выгоняли тех, у кого их не нашлось», — смеется Анастасия Ярмош-Гречкина, член бального оргкомитета «Даниловцев».

Итак, вы поедете на бал? Или, может быть, в этот раз вы приглашаете?

 Как устроить благотворительный бал

Тема. Планировать бал нужно за несколько месяцев. Выбрать тему бала — историческое или культурное событие, праздник и т.д., взрослый бал, детский или смешанный; бал-маскарад или что-то еще. Программа не должна быть слишком сложной — вы же не хотите, чтобы деньги ваших гостей ушли на наряды, а не на пожертвования.

Организационный комитет и волонтеры. Распределите обязанности. Назначьте ответственных за переписку, работу с прессой, поиск спонсоров, изготовление сувениров и печатной продукции, приглашения, поиск и оформление помещения, меню, музыку, танцы, лотереи и розыгрыши, благотворительные продажи, обеспечение безопасности, уборку и бухгалтерию. Ответственные смогут давать маленькие задания другим волонтерам. Хотя бы раз в неделю собирайтесь и обменивайтесь новостями по проекту.

Спонсоры и гости. От того, найдете ли вы спонсоров, которые профинансируют расходы на организацию бала, напрямую зависит сумма, которую вы сможете собрать на самом балу. Разработайте сайт бала, на котором сможете выкладывать свежую информацию. Укажите его адрес во всей корреспонденции и рекламной продукции. За две недели перед балом подготовьте афиши и транспаранты. Свяжитесь с местными СМИ, пригласите представителей местных властей. Не оставляйте в стороне профессоров вузов, директоров школ и колледжей: они смогут помочь найти и новых волонтеров. Минимум за три недели разошлите потенциальным гостям и спонсорам пригласительные письма — в одну страницу со ссылкой на сайт. Не забудьте указать, кто организует бал, куда будут направлены средства, последнюю дату подтверждения, ваш факс и электронную почту.

В идеале ваши организационные расходы должны покрываться спонсорами, а доход от бала идти на благотворительные цели. В реальности же спонсоры чаще помогают услугами по своему профилю в обмен на размещение логотипов в оформлении, приглашениях и СМИ. Легче всего найти спонсоров на меню, оформление, полиграфию, web -дизайн и хостинг. При успешном планировании организационные расходы составляют 15-25% от собранных средств, хотя, если мероприятие организуется впервые, не страшно, если расходы составят до 40-45%.

Помещение и программа. Аренда помещения может стать самой дорогой составляющей расходов. Если есть возможность, попробуйте что-то необычное — дворянскую усадьбу или краеведческий музей. Очень важно тщательно продумать и подготовить программу, музыку и меню.

Поделите зал для проведения бала на три части — сцена, место для танцев и столики. По периметру можно расставить прилавки для благотворительной продажи, стенды, представляющие спонсоров. В Торонто бал часто начинается с полонеза, потом идут классические танцы — фокстрот, вальс, танго. Во время перерывов устраивают молодежные танцы без оркестра — под запись. Ближе к концу бывают русские народные пляски. Похожий набор был и у «Даниловцев»: исторические и народные танцы — кадриль, полька, сиртаки, контрданс… Для тех, кто не умеет танцевать, проводили танцевальные мастер-классы, а на самом балу перед каждым танцем ведущие показывали основные фигуры.

Официальную часть лучше провести не позже чем через час после начала бала. Коротко расскажите о цели пожертвований, пригласите на сцену спонсоров и поблагодарите их, вручите им памятные подарки с символикой бала.

Меню будет определяться темой. Нужно решить, будет или нет алкоголь. Стоимость еды и напитков, а также участие в одной-двух лотереях и розыгрышах следует включить в билет, остальные лотереи, розыгрыши и конкурсы будут происходить за дополнительную оплату. Попросите ваших спонсоров предоставить выигрыши для лотерей.

Билеты. Стоимость билетов определяется после подсчета затрат на аренду и организационные расходы. Билеты нужно продавать заранее, но остановиться за неделю до начала бала. Остальные будут проданы на входе, если ваши гости захотят привести с собой друзей. На билетах нужно указать форму одежды.

Выручка. Источники выручки — это продажа билетов, благотворительный базар, соревнования и лотереи с оплатой за участие, аукцион и тарелочные сборы. «У нас обычно два или три стола заполнены лотами — пожертвованные нам картины, книги, вазы, часы, кольца, украшения. Под каждой вещью есть ценник с минимальной ценой и пустым разлинованным местом. Люди добавляют записи со своим именем и ценой, сколько они хотели бы заплатить за эту вещь», — рассказывает Мария Благовещенская. Кроме того, можно устроить «аукцион обязательств», рассказав о нуждах ваших подопечных. Так гости смогут внести свой вклад не деньгами, а услугами, в соответствии с профессиональной деятельностью — от вставки стеклопакетов в окна до медицинских услуг.

Заказ и оплата. Тщательно просчитайте бюджет! Установите предварительную договоренность, но окончательно заказывайте и оплачивайте все (аренду, угощение, музыку и т. п.) лишь после подтверждения приглашений, т. е. за неделю, когда распространение билетов уже будет остановлено.

После бала. После бала подготовьте отчет о собранных и израсходованных средствах, напишите вашим спонсорам и покажите, насколько важна оказалась их помощь.

Кристина ПЕТРОЧЕНКОВА, Сергей СЕМЕНОВ

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
«Наши ученики —  не дети из гетто»

Протоиерей Алексей Уминский о церковном образовании, подростковых проблемах и сексуальном просвещении

Патриарх Кирилл призвал старшее поколение становиться друзьями молодым людям

Необходимо стать близкими для молодого поколения и передать ему свой опыт

Социологи развенчали пять мифов о поколении «Селфи»

Правда ли, что «Молодежь – не такая, как раньше» и «Им ничего не надо»?

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: