«Выходцев с Кавказа будут учить…». И нас, наверное, тоже

Попалась на глаза заметка на сайте радиостанции «Эхо Москвы»: «Выходцев с Северного Кавказа будут учить, как правильно себя вести, но, разумеется, не на Кавказе, а за его пределами. Причем подобный кодекс разрабатывается именно в южных республиках, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на лидера объединения «Русские» Дмитрия Демушкина». 

Попалась и, конечно же, зацепила. И чувства вызвала — противоречивые. Причем вне зависимости от того, подтвердится эта информация или же будет потом опровергнута, реализуется данная инициатива или с треском провалится, или просто забудется, разделив судьбу многих других, ей подобных. И вот, почему.

Жить в России и не замечать ненормальной, мягко говоря, ситуации с теми, кого когда-то именовали «гостями столицы» и других исконно российских городов, невозможно. Даже люди, не выискивающее специально чего-то «эдакого» по данной теме, не могут не видеть, что бесчисленные случаи применения «гостями» травматического оружия в стихийно вспыхивающих разборках, нанесение ими ножевых ран своим оппонентам из-за каких-то пустяков, лезгинка на оживленных перекрестках, демонстративно вызывающее поведение, провозглашение себя «над законом» и «над русским народом» — все это давно сложилось в некую систему. Систему, в первую очередь, поведенческую. А также в систему отношения представителей власти к подобным инцидентам. Неадекватного отношения.

И совершенно очевидно, что с этим «надо что-то делать». Потому что еще немного, и «это» что-то сделает с нами. Свидетельств тому довольно — будь то ситуация с трагической гибелью Егора Свиридова и последующие за ней волнения или же общественная реакция на освобождение Расула Мирзаева. Еще не так давно в России было министерство по делам национальностей, Миннац называлось сокращенно. Сейчас его как такового нет. Но проблема в межнациональных отношениях налицо. И также налицо тенденции к ее разрастанию.

Русский народ велик, русская земля  чрезвычайно обширна. И, видимо, поэтому, а еще в силу необыкновенной обширности также и души русской, нам никогда не было ни с кем на своей земле тесно. Мы с любовью и участием принимали всех. И эти все в России прекрасно уживались между собой, даже те народы, которые, «оставшись наедине», тотчас начинали что-то друг с другом делить, причем — кроваво.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2010/10/43-400x600.jpgПочему? Потому, очевидно, что государство было сильным, сильнее, по крайней мере, чем сейчас. А еще потому, что и правда были тогда определенные правила для проживания в нем тех, кто являлся носителем иных, сравнительно с ее народом, религиозных и культурных традиций. Чужое не отметалось, не осуждалось, но оно никогда не доминировало над своим. Чужое могло обогащать свое, чаще же — от него обогащаться. И не было никакого вреда, польза только. Но было это возможно, прежде всего, оттого, что доставало решимости свое называть своим, а чужое — чужим. Собственно, и решимости для этого не требовалось: такое отношение представлялось вполне естественным.

Сегодня же ясности с  этим нет. И во многом виной тому та «идеологическая неопределенность», в состоянии которой пребывает страна уже два с лишним десятилетия. Непонятно, что для нас в настоящий момент свое: нет единого отношения ни к настоящему, ни к будущему, ни даже к прошлому собственного Отечества. Нет единого стержня, который скреплял бы все уровни и все пласты современного российского общества — «вертикаль власти» не в счет. Нет былого ощущения величия народа, его мощи и силы. Есть, напротив, ощущение слабости и обманутости. И неважно, справедливое оно или нет. Главное, что оно есть и преобладает.

А вот у сравнительно небольших северокавказских народов  есть и единство, и стержень. И  ощущение силы есть. Пусть все это не на глобальном, может быть, уровне, на простом, доступном для «малых чисел», но — хватает.

Так и получается, что «культура и традиции гор» приносятся в Москву, Петербург, другие крупные российские города. Да и в не крупные тоже. Раньше они бы «растворились» и «обезвредились» в здоровой среде российской жизни. А в наши дни… Не в чем, судя по всему, растворяться.

Можно, конечно, винить в этом представителей данных традиций. Но вопрос «что делать?» все равно остается без ответа. Русский народ на протяжении столетий нес ответственность за те народы, которые оказались Промыслом Божиим вовлечены в орбиту его жизни. Созидал новое на земле, где проживали эти народы, строил, учил, образовывал, воспитывал. Что происходит сейчас? Мы эту ответственность с себя сложили? Или кто-то сложил ее с нас? Или она просто стала нам не под силу?

Настолько не под силу, что единственным выходом из сложившейся ситуации оказывается, если верить публикации на сайте «Эха» (а вслед за тем и на Newsru.com), разработка «кодекса поведения выходцев с Северного Кавказа за его пределами». Причем инициатива в этом, принадлежит, согласно той же публикации, министерству национальной политики Чечни (там оно есть, оказывается!), а в перспективе «будет поддержана и другими регионами».

Я потому и говорю, что  не важно, подтвердится эта информация или нет, что реальность, которая  ею оттеняется и становится оттого чуть более контрастной, не изменится. Ни в том, ни в другом случае. Потому что даже если этот проект получит какое-то развитие, то перемен к лучшему он не сулит. Максимум — лезгинку танцевать не будут, на что-то большее рассчитывать, откровенно говоря, трудно, даже если быть идеалистом. Имели ведь место отдельные обращения Юнус-Бека Евкурова и Рамзана Кадырова по этому поводу, но результат оказался весьма скромным, если он вообще был.

Допускаю, впрочем, что могу мыслить чрезмерно пессимистично, что я многого не понимаю и на самом деле вековые устои на Кавказе столь крепки, что если старший скажет, то младшие все сделают — какие бы расстояния и личные интересы их ни разделяли. Что ж, если так, то останется искренне порадоваться за Кавказ и так же искренне поскорбеть — за себя.

Следующим, вполне логичным шагом следует в таком случае ожидать появление кодекса поведения  русских людей в России, москвичей  в Москве, петербуржцев в Петербурге и т.п. (как вести себя на том  же Кавказе, нам объяснят и безо всякого кодекса, разумеется). Его ведь тоже надо как-то регламентировать… Весь вопрос только в том, кто будет его составлять. Как показывает и ставшая для этой заметки информационным поводом инициатива, и — в еще большей степени — самая жизнь, у нас подобных специалистов нет или же они по какой-то причине бездействуют. Скорее всего, придется прибегнуть к услугам Миннаца Чечни — там специалисты есть и, судя по всему, вполне реальные.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: