Жизнь и деятельность высокопреосвященного Амвросия (Ключарева), архиепископа Харьковского

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 28, 2001
Жизнь и деятельность высокопреосвященного Амвросия (Ключарева), архиепископа Харьковского

Архиепископ Амвросий (в миру Алексей Осипович Ключарев) родился 18 марта 1820 года в семье священника Иосифа Петровича Ключарева. Род Ключаревых был широко известен в городе Александрове Вла­димирской губернии и за его пределами: около двух веков Ключаревы из поколения в поколение священствовали здесь. Отец Алексея Ключарева, ревностный священнослужитель, пользовался всеобщим уважением среди духовенства и ми­рян.

Начатки образования преосвященный Амвросий полу­чил дома под руководством родителей, подготовивших его к поступлению в духовное училище. Десятилетним маль­чиком Алеша Ключарев был определен в Переславское духовное училище, которое успешно окончил в 1834 году вторым учеником по разрядному списку. Следующей сту­пенью его духовного образования стала Вифанская духов­ная семинария, основанная Московским митрополитом Пла­тоном. Здесь Алексей Ключарев учился в течение шести лет (1834–1840) и обнаружил незаурядные способ­ности, был усерден, “весьма благонравен”. Вифанскую се­минарию он окончил по первому разряду, вторым по спис­ку, и как лучший из воспитанников был направлен для продолжения богословского образования в Московскую Ду­ховную Академию.

Это было время ее расцвета. Во главе Академии и в составе ее профессоров находились люди, оставившие по себе славную память в истории Русской Церкви. Ректором Академии был известный догматист-богослов и цер­ковный историк архимандрит Филарет (Гумилевский)1, инспектором, а потом и ректором, при котором Ключарев окончил Академию, — архимандрит Евсевий (Орлинский)2, видный богослов и проповедник, а цвет профессуры Московской Академии составляли выдающиеся богословы А. В. Горский, П. С. Делицын, Е. В. Амфитеатров, И. Н. Анчиков. Особо следует назвать имя Ф. А. Голубинского, оказавшего на Ключарева самое благотворное влия­íèå.  ÷èñëå äðóçåé Êëþ÷àðåâà ïî Àêàäåìèè áûëè Ñåðãåé Ëÿïè­девский3, Сергей Смирнов4, Димитрий Кастальский5, Стефан Зернов6 и др.

На всю жизнь архиепископ Амвросий сохранил чувст­во глубочайшего уважения к своим наставникам. Москов­ская Академия была дорога его сердцу. “Он любил акаде­мию. Он благоговел к памяти своих бывших профессоров. Существовавшие в его время академические порядки он признавал безупречными и вполне рациональными в целях воспитания юношества. В них царил дух Филарета; они были делом его великого ума. Из уст преосвященного Амвросия никогда не исходило слово осуждения в отноше­нии к условиям академического воспитания в его время. Но больше всего ему нравилась простота и искренность в отношениях профессоров и студентов”7.

По окончании Московской Академии А. О. Ключарев, как один из первых магистров8, назначен был в Вифанскую духовную семинарию преподавателем логики, психо­логии и латинского языка, а в 1845 году, по утверждении в степени магистра богословия, получил звание профес­сора; с 1847 года на него было возложено также препода­вание патристики. Пребывание Алексея Осиповича в Вифанской семинарии было непродолжительным (1844–1848 годы), но он оставил по себе память как отличный препо­даватель и талантливый проповедник. Сложные научные вопросы он умел излагать с необыкновенной ясностью, лек­ции его были живыми и увлекательными.

23 октября 1848 года священнику Алексею Ключареву было предоставлено штатное место в московском Рождест­венском девичьем монастыре. В начале 1849 года митро­полит Филарет назначил его настоятелем Казанской, что у Калужских ворот, церкви, в которой он прослужил почти тридцать лет.

Боговдохновенный пастырь был нравственным цент­ром, объединявшим пасомых в духовный союз”9. В различных кругах московского общества он пользовался известностью даровитого и глубокомысленного церковного проповедника, духовника, законоучителя и духовного на­ставника. Как пишет профессор МДА И. Н. Корсунский, “он стяжал себе имя Замоскворецкого Златоуста”10.

Светская печать отдавала должное учености и разносторонней образованности А. О. Ключарева. Ему бы­ли предоставлены страницы “Московских ведомостей”. Про­поведи А. О. Ключарева печатались в журнале “Домашняя беседа” и в других светских периодических изданиях. О популярности отца Алексия Ключарева как пропо­ведника-публициста можно судить по отзыву, помещенному в 1872 году в журнале “Домашняя беседа”: «Мы весьма редко и неохотно помещали в “Домашней беседе” слова и поучения, — писал издатель Виктор Иванович Аскоченский, — но все, что выходит из уст и из-под пера знамени­того московского проповедника отца протоиерея А. О. Клю­чарева, само собою просится на возможно широкое рас­пространение. Это — один из достойных делателей нивы Христовой, о послании которых миру современному молит он сам Господа Бога»11.

Ко времени служения отца Алексия на приходе относит­ся организация им издания церковно-общественного жур­нала “Ду­øåïîëåçíîå ÷òåíèå”, èçäàòåëåì è ðåäàêòîðîì êî­торого он состоял в первые шесть лет его существования (1860–1866). Статьи, помещавшиеся в то время в “Душепо­лезном чтении”, отличались живостью, современностью, пре­красным изложением: журнал пользовался заслуженной по­пулярностью среди любителей религиозно-нравственного чтения. “С выходом журнала в свет имя отца Ключарева сделалось еще более популярным: благодаря журналу с мыслями и пером замечательного церковного деятеля мог­ли ознакомиться уже и все любители духовного просвеще­ния. По своим богословско-научным воззрениям отец Алек­сий представлял образ вдохновенного мудреца, соединяв­шего в себе строгость истинного Православия с искренним уважением к науке, религиозное воодушевление и строгость научной мысли, всестороннюю ученость и способность к глубокой критике”12.

Митрополит Филарет высоко ценил дарования и труды отца Алексия Ключарева, писавшего впоследствии: “Почти сорок лет я смотрел с благоговением на великого архи­пастыря. До самой кончины его я видел от него только милости, доверие, откровенность, какую позволяли ему его положение и характер”13. При преемнике его митрополите Иннокентии (Вениаминове) протоиерей Ключарев стал одним из самых близких сотрудников Москов­ского Владыки по епархиальному управлению14. Митрополит Иннокентий утвердил его членом-делопро­изводителем Православного Миссионерского общества (1870), а затем — председателем Комитета по устройству Московского епархиального училища иконописания (1871). Впоследствии (1873) он был избран председателем Совета и смотрителем училища. В 1874 году протоиерей Ключарев назначен был председателем Комитета по состав­лению особого фонда для духовных училищ Московской епархии15. 7 ноября 1877 года отец Алексий, следуя советам митрополита Филарета и Иннокентия, принял мо­на­øåñòâî ñ èìåíåì Àìâðîñèé, â ïàìÿòü ñâÿòèòåëÿ Àìâðîñèÿ Ìедиоланского, а 8 ноября был возведен в сан архимандри­та и назначен настоятелем Богоявленского монастыря16.

Через два месяца, 15 января 1878 года, в Петербурге сонмом русских архипастырей во главе с митрополитами Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором, Киевским и Галицким Филофеем, Московским Иннокентием, архиепис­копами — Литовским Макарием, Варшавским Леонтием и другими епископами архимандрит Амвросий был хиро­тонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии17.

Для преосвященного Амвросия открылось еще более широкое поле деятельности. После смерти митрополита Ин­нокентия (1879) и до прибытия в Москву новоназначен­ного митрополита Макария (Булгакова), преосвященный Амвросий управлял Московской епархией. Он был стар­шим викарием Московским до самой кончины митрополи­та Макария (Булгакова) (1882), а в дальнейшем занял самостоятельную Харьковскую кафедру18.

Столичное общество с сожалением прощалось с пре­освященным Амвросием. Профессор И. Н. Корсунский пи­сал, что проводы показали, “как тонко понимала и высоко ценила Москва своего энергичного церковно-общественного деятеля и талантливого проповедника”19.

26 октября 1882 года преосвященный Амвросий в по­следний раз служил литургию в Богоявленском монастыре и произнес прощальное слово на тему “Мир оставляю вам, мир даю вам”20.

Итогом московского периода проповедничества Владыки было издание второго сборника его избранных проповедей.

Прибытие преосвященного Амвро­сия в Харьков 30 октября 1882 года вылилось в большое церковное празднество, в котором приняли участие харь­ковское духовенство во главе с викарием Харьковской епархии Преосвященным епископом Вениамином, админи­страция духовных школ, члены консистории и множество народа.

Преосвященный Амвросий вступил на кафедру Харь­ковских архиереев в 62-летнем возрасте, но был полон ду­ховных сил. “Проповеди его харьковского периода, — пишет один из биографов святителя, — имеют темы опять новые, сравнительно с прежними, но не менее прежних важные и глубоко поучительные для современного общества. В них также затрагиваются самые живые струны общественной жизни, самые тонкие и неуловимые для обыкновенного, заурядного взгляда черты духовного склада и характера современного общества”21. Преосвященный Амвросий развивает на новом месте разностороннюю церковно-общественную деятельность по управлению епархией: он благоговейно совершает богослужения, проповедует Слово Божие, вводит единообразие в церковном пении, ориентируясь на московскую традицию.

Преосвященный основал в Харькове (1884) богословско-фило­софский журнал “Вера и разум” с “Листком для Харьковской епархии”, заменившим прежние “Епархиальные ведомости”.

В журнале сотрудничали видные профессора духовных академийи университетов — В. Д. Кудрявцев-Платонов, П. И. Линицкий, И. Н. Корсунский, В. П. Бузескул,В. К. Надлер, И. В. Платонов, А. Н. Хайницкий, М. А. Остро­умов, А. С. Лебедев и др.22.

По инициативе преосвященного Амвросия в Харькове были открыты воскресные внебогослужебные собеседования. Для борьбы с расколом и сектантством с разрешения Святейшего Синода Преосвященным был учрежден Миссионерский Совет.

В 1886 году владыка Амвросий был возведен в сан архиепископа23.

17 ноября 1898 года харьковское епархиальное духо­венство, представители правительственных, общественных и сословных учреждений, ректор и профессора универси­тета, множество народа торжественно отметили пятидесятилетний юбилей служения выдающегося архипастыря в свя­щенном сане.

В адрес юбиляра со всех концов России были получе­ны приветственные телеграммы; прежде всего от членов Святейшего Синода и многих архипастырей Русской Пра­вославной Церкви, а также от Московской Духовной Ака­демии, от видных деятелей Церкви, профессоров и ученых России; в посланиях выражалось признание заслуг и под­черкивалось значение трудов архиепископа Амвросия для Русской Церкви и русского общества24.

18 марта 1900 года высокопреосвященному Амвросию исполнилось 80 лет. Этот юбилей Владыка отметил скром­но, в кругу близких ему лиц, но замечательная дата вызва­ла горячий отклик общественности, посвятившей любимо­му пастырю ряд статей.

В последние дни своей жизни святитель особенно ча­сто повторял предсмертные слова святого Иоанна Злато­уста: “Слава Богу за все”25.

Первый год нового столетия был последним годом жиз­ни знаменитого витии.

Утром 1 сентября 1901 года Владыка почувствовал себя нездоровым и послал за духовником, который приоб­щил его Святых Тайн. Прибывшие врачи констатировали у Владыки кровоизлияние в мозг. Вечером 1 сентября над болящим Владыкой было совершено таинство Елеосвяще­ния епископом Иннокентием, викарием Харьковской епар­хии.

Кончина Преосвященного последовала 3 сентября26.

Отпевание почившего архипастыря было совершено 7 сентября митрополитом Московским и Коломенским Вла­димиром и епископом Сумским Иннокентием в сослужении многочисленного духовенства в кафедральном соборе г. Харькова.

Лишь только сомкнулись навеки уста вдохновенного проповедника, как в ответ на его блаженную кончину раз­далась проповедь народа о нем как признание его высоких заслуг пред Русской Православной Церковью, Отечеством и народом.

Московская Духовная Академия называла его великим святителем Русской Церкви27. Киевская Духовная Академия почитала его как “славного архипастыря Церкви Российской, мудрого учителя, Православия охранителя”28, Казанская Духовная Академия “оплакивала го­рестную утрату великого столпа Российской Церкви, муд­рого поборника веры и благочестия, верного и талантли­вого служителя Слова Божия”29.

Профессор МДА А. И. Введенский в статье, опублико­ванной “Московскими ведомостями”, посвященной памяти архиепископа Амвросия, называл покойного Владыку “стра­жем христианского просвещения”30, а основанный им журнал “Вера и разум” — “Компендиумом христиан­ской философии, который должен служить неистощимым источником философского знания для каждого ума, про­никнутого жаждой христианской философии”31.

Газета “Южный край” писала о высокопреосвященном Амвросии: “Заслуги святителя Амвросия громадны и никогда не будут забыты историей Харьковской епархии, как они не будут забыты и в истории Русской Церкви, и в истории русского просвещения <…> Святитель Амвросий по­истине был светильником второй половины XIX è íà÷àëà XX âåêà, è ñâåòèëüíèêîì íå òîëüêî ðàçóìà, íî òàêæå Öåðêâè è Âåðû”32.

В слове при погребении почившего Владыки профес­сор Харьковского университета протоиерей Тимофей Буткевич, характеризуя проповедничество преосвященного Амвросия, говорил: “Его голосу внимала вся Россия, его проповеди и речи были читаемы в самых отдаленных угол­ках нашего обширного Отечества и — не только православ­ными, но и иноверцами”33.

В своих взглядах на проповедническую деятельность архипастырь разделял убеждения великого своего учителя — митрополита Московского Филарета34.

Главным предметом проповеди преосвященного Ам­вросия был современный человек во всей полноте его богозданной природы. “Церковная проповедь, — говорит преосвященный Амвросий, — должна иметь дело с жи­выми людьми: отвечать на их вопросы, удовлетворять их потребностям, сочувствовать их радостям и печалям”35. Характерной чертой проповедей Преосвященного является объективность в изображении явлений, спокой­ная и беспристрастная оценка их. “Миросозерцание пре­освященного Амвросия, как церковного оратора, — пи­шет исследователь его проповеднических трудов, — чрез­вычайно оригинально, особенно если сопоставить его взгля­ды с воззрениями других проповедников.

В его проповедях глубина содержания сочетается с изящнейшей формой, в которых отражается личность про­поведника, его живая и глубокая мысль, его национальное самосознание. В этом отношении Преосвященный являет­ся удивительно типичным, в духе Православия и народно­сти, пастырем Церкви, верным сыном своей отчизны”36.

Преосвященный Амвросий — глубокий психолог. Пси­хологический аспект проповедей преосвященного Амвро­сия составляет душу его проповеднического таланта, а нравственно-учительный характер определяет их содержа­ние.

У преосвященного Амвросия нет проповедей чисто догматического характера. “Он отдает предпочтение воп­росам христианской нравственности, и личной, и общественной, подвергая строгой критике, с точки зрения хри­стианского мировоззрения, погрешности и заблуждения в этой области”37.

Сам преосвященный Амвросий говорил: “Я по опыту знаю, что догматическое учение можно излагать с пользою для простых, только взявши предмет частный, одну мысль и изъясняя ее всеми способами, выводами, приложениями, примерами, сравнениями и т. п., как делал святитель Тихон Воронежский — единственный народный учитель наш”38.

То же следует сказать и о сочинениях преосвященно­го Амвросия об аскетизме. “Судя по себе, — говорит он, — я заключаю, что они хорошо расшевеливают засыпающую совесть и пристыжают леность и мирянина”39. Свой взгляд на аскетизм он высказал в 1869 году в проповеди, произнесенной в Московском Успенском соборе. В ней излагается христианское учение об аскетизме, опро­вергаются все обычные возражения против него и указы­вается его незаменимое значение для развития нравственной жизни народов. “Аскетизм, как проявление нравственной силы, — говорит проповедник, — обличает примером под­вижников человеческие слабости и малодушие, а в высо­ких достоинствах их открывает высшие стороны челове­ческой природы и тем возбуждает соревнование и подра­жание. Нет сомнения, что несколько истинных аскетов в состоянии освежить и обновить умственную и нравствен­ную жизнь многих испорченных людей, и умножение их надобно почитать притоком нравственной силы, которая дает великих деятелей во всех отраслях жизни, способных восстановлять целые народы”40.

Настольной книгой проповедника стал замечательный труд преосвященного Амвросия “Живое слово”. Это совер­шенно оригинальное гомилетическое исследование, пред­ставляющее собою опыт соединения теории и психологии проповеднического творчества и гомилетического искусст­ва в целом.

Живое слово” исследует вопрос о том, чем должна быть современная проповедь, дает множество полезных со­ветов и указаний, заслуживающих глубокого внимания.

Имя архиепископа Амвросия никогда не умрет в цер­ковном сознании русского народа. На нас лежит долг изу­чать труды этого архипастыря и делать их достоянием воз­можно большего числа людей.

Список трудов Преосвященного Амвросия,
вышедших отдельными изданиями

1. Слово о современной проповеди, произнесенное 4 апреля в московском Успенском соборе протоиереем А. Ключаревым. М., 1872. 14 с.

2. Несколько проповедей протоиерея Алексия Ключарева. М., 1873. 231 с.

3. Слово о правах совести протоиерея Алексия Ключарева. М., 1876. 12 с.

4. Московская церковная кафедра. Проповедь еписко­па Амвросия. М., 1879. 15 с.

5. Проповеди Амвросия, епископа Дмитровского, вика­рия Московского, за последние годы его служения в Моск­ве 1873–1882. М., 1883. 336 с.

6. Слово преосвященного Амвросия, епископа Харьков­ского, об удовольствиях. Харьков, 1884. 12 с.

7. Речь преосвященного Амвросия, епископа Харьковского, к студентам Харьковского Технологического инсти­тута. Харьков, 1885. 7 с.

8. Слово преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, о христианском прогрессе. Харьков, 1890. 17 с.

9. Слово преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, по освящении храма в Харьковской третьей мужской гимназии. Об участии мирян в деле церковного учительства. Харьков, 1893. 20 с.

10. Проповеди преосвященного Амвросия, архиеписко­па Харьковского, произнесенные во время служения его в Харьковской епархии 1882–1894. С приложениями. Харь­ков, 1895. 672 с.

11. Амвросий, архиепископ Харьковский. О дела­телях на жатве Божией. Речь, произнесенная в актовом за­ле Харьковской духовной семинарии 18 марта 1901 года. М., 1901. 32 с.

12. Архиепископ Амвросий. Евангельское повест­вование об исцелении Господом десяти прокаженных. Харь­ков, 1902. 27 с.

13. Архиепископ Амвросий. Об обязанности каж­дого православного христианина поучаться в слове Божием. Харьков. 1902. 51 с.

14. Полное собрание проповедей Высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского. Харьков, 1902. Т. 1. 205 с.; При­ложение к 1-му тому. 416 с.; Т. 2. 274 с.; Т. 3. 558 с.; Т. 4. 371 с.; 1903. Т. 5 (дополнительный). 494 с.

15. Архиепископ Амвросий. Живое слово. Харь­ков, 1892. 133 с.

1Скончался в сане архиепископа Черниговского в 1866 г.

2Впоследствии архиепископ Могилевский.

© Подготовка текста. “Альфа и Омега”, 2001

3Митрополит Московский, скончался 11 февраля 1898 г.

4Будущий профессор и ректор Московской Духовной Академии (†1889).

5Профессор Казанской Духовной Академии, скончал­ся в сане протоиерея в Москве, в 1892 г.

6Впоследствии профессор МДА, скончался в сане про­тоиерея в Москве, в 1886 г.

7Протоиерей Т. И. Буткевич. Высокопреосвящен­ный Амвросий, архиепископ Харьковский. Биографический очерк. Харьков, 1902. С. 22.

8Магистерское сочинение было написано на тему “Преосвященный Тихон I, åïèñêîï Âîðîíåæñêèé è Åëåö­кий”.

9Багрецов Л. Последние дни жизни Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковско­го и Ахтырского, его кончина, перенесение тела из Всехсвятского в харьковский кафедральный собор, отпевание его и погребение // Âåðà è ðàçóì. 1901. ¹ 18. Ñ. 401.

10Корсунский И. Н., проф. МДА. Высокопреос­вященный Амвросий, архиепископ Харьковский. По случаю 50-летнего юбилея его священства. М., 1899. С. 41.

11Там же. С. 4.

12Багрецов Л. Указ. соч. С. 403.

13Архиепископ Харьковский Амвросий. Воспоми­нания о приснопамятном святителе Филарете, митрополи­те Московском // Ïðèáàâëåíèå ê Öåðêîâíûì âедомостям. 1897. Ìàðò. ¹ 11. Ñ. 396, 400.

14Митисов И. Высокопреосвященнейший Амвро­сий, архиепископ Харьковский и Ахтырский // Православ­ный собеседник. 1901. Октябрь. С. 518–519.

15Багрецов Л. Указ. соч. С. 403.

16Голубинский Д., проф. Памяти архиепископа Харьковского Амвросия. М., 1902. С. 4.

17Корсунский И. Н. Указ. соч. С. 20.

18Митисов И. Указ. соч. С. 521.

19Корсунский И. Н. Указ. соч. С. 23.

20ПротоиерейТ. И. Буткевич. Указ. соч. С. 129.

21Корсунский И. Н. Указ. соч. С. 44–45.

22Протоиерей Т. И. Буткевич. Указ. соч. С. 195.

23Багрецов Л. Указ. соч. С. 405.

24Пятидесятилетний юбилей Высокопреосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского и Ахтырского. Харь­ков, 1898. С. 13–86.

25Слово при погребении Высокопреосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского и Ахтырского, произнесенное в харьковском кафедральном Успенском соборе 7 октября 1901 года профессором богословия протоиереем Т. Буткевичем // Вера и разум. 1901. № 17. С. 325.

26Протоиерей Т. И. Буткевич. Указ. соч. С. 348.

27Багрецов Л. Указ. соч. С. 432.

28Там же. С. 433.

29Там же.

30Там же. С. 439.

31Там же. С. 440.

32Там же. С. 441–442.

33Слово при погребении Высокопреосвященного Амвросия… С. 322.

34Корольков А. Светильник Церкви Христовой. Памяти Высокопреосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского // Странник. 1901. Ноябрь. С. 5.

35Корсунский И. Н. Указ. соч. С. 46.

36Корольков А. Указ. соч. С. 4.

37Там же. С. 9.

38Протоиерей Т. И. Буткевич. Указ. соч. С. 53.

39Там же. С. 72.

40Несколько проповедей протоиерея Алексия Ключарева. М., 1873.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: