«Человечкина
Мир изменился. Евгений Туголуков, основатель группы компаний «Медскан», рассуждает, какую роль в этом новом мире должен на себя взять бизнес. И в чем — социальная ответственность.

«Я понял одну нехитрую истину.
Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками
»

 Александр Грин, «Алые паруса», 1922 г.

Кризис для общества — шанс для катарсиса

Евгений Туголуков

В древнекитайских источниках нет никаких подтверждений тому, что крылатая фраза «не дай вам Бог жить в эпоху перемен!» принадлежит именно Конфуцию. Однако великий мыслитель, после кончины которого началась эпоха «Сражающихся царств», вполне мог сказать что-то подобное.

Мое поколение вступало во взрослую жизнь как раз в период глобальных перемен, связанных с крушением СССР и всего «социалистического лагеря». Тогда многим казалось, что новый мировой порядок и принятая в победивших в Холодной войне странах модель общественного устройства восторжествовала раз и навсегда, что наступил «конец истории».

Сегодня стало окончательно ясно, что они ошибались. 30 лет спустя человеческая цивилизация вступила в очередной цикл трансформации, которая приведет к коренному переустройству как миропорядка, так и уклада жизни на микроуровне. Новый мир будет характеризоваться многополярностью во всем, то есть прежде всего отсутствием единого глобального организующего центра, постулирующего шкалу ценностей и диктующего правила поведения.

Этот хаос, конечно, может привести к вполне предсказуемым потерям. С другой стороны, кризис для общества — это шанс катарсиса, то есть очищения, оздоровления и выхода на новый уровень развития. 

Трудности и лишения гальванизируют пребывающих в спячке людей, заставляя их творчески мыслить и трудиться.

Парадигмы XX века, связанные с противопоставлением капитализма социализму, либеральных ценностей тоталитарной системе, вскоре потеряют актуальность. Дело в том, что стремительное развитие технологий ставит перед человечеством проблемы, которые неразрешимы в рамках классических моделей. Например, роботизация производства товаров и предоставления услуг, использование искусственного интеллекта оставят за бортом активной трудовой деятельности огромное число людей. Для них это может привести как к материальным лишениям, так и психологическим травмам, ведь раньше они не просто получали деньги на пропитание, а вознаграждение за работу, которая востребована обществом.    

Каждый человек, созданный по образу и подобию Божьему, является носителем уникальной информации. В неповторимости — одно из его главных преимуществ. Каждую секунду своей жизни он формирует данные, которые сами по себе составляют вклад в этот мир. Это ценность, за использование которой он должен получать какой-то доход. Кроме того, каждый человек обладает теми или иными уникальными способностями. Сверхзадачей для тех, кому доверено судьбой управлять — в государстве, в бизнесе, в общественной и культурной жизни, в медиа — является раскрытие этого безграничного потенциала. В этом заключается их социальная ответственность и гуманитарная миссия — не эксплуатировать человеческий капитал в своих интересах, корыстных или идеологических, а способствовать его развитию.

«Аглицкую блоху подковали!»

Если внимательно читать притчу Николая Лескова «Левша», то в ней можно увидеть концептуальный заочный спор между двумя братьями-императорами — Александром и Николаем.

Вот как описывает классик путешествие Александра Благословенного с донским казаком Платовым в Санкт-Петербург из Лондона, где победившему Наполеона русскому царю была подарена механическая блоха:

«Дорогой у них с Платовым очень мало приятного разговора было, потому они совсем разных мыслей сделались: государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве, а Платов доводил, что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного ученья нет».

Не в пример Александру лесковский Николай Павлович, получивший от покойного брата в наследство заморскую игрушку, был, как и Платов, уверен, что свои умельцы «никого не хуже». Поэтому, когда разглядел в «мелкоскоп» результат работы тульских мастеров, «так весь и просиял — взял левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и сказал: “Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!”»

Иллюстрация к сказу Лескова «Левша». Кукрыниксы

Золотые слова писателя о «полезном ученье» (Лесков, несомненно, вкладывал свои мысли в уста атамана) являются ключом к успеху. Постоянное обучение, переобучение и передача знаний в сферах социальной направленности будет способствовать формированию справедливых отношений в обществе. Слои населения, не задействованные в современном автоматизированном производстве, должны быть вовлечены в социально-экономические процессы, с которыми они соприкасаются каждый день, и получать блага от этого вовлечения. Нам необходимо создать институт социальных медиаторов, которые должны помогать сближению госучреждений и людей, поставщиков услуг и клиентов. На близком мне примере медицины речь об отношениях врачей и пациентов, когда обе стороны должны быть равноправными субъектами, обладающими правами и достоинством.

После всего, что произошло за последнее время, уже очевидно, что мерилом жизненного успеха является не количество денег на счетах, которые могут быть обнулены в любой момент (даже если речь идет о криптовалютах), а дела и достижения, ставшие результатом упорной работы, интеллектуальных усилий и исканий творческого духа. 

Побеждают пассионарные, талантливые люди труда и добра.

Как бы скептически мы ни относились к советской эпохе, в годы моего детства именно они были в почете и ставились в пример. Не вижу ничего дурного в том, чтобы вспомнить эти традиции на новом витке диалектической спирали. Мотивация имеет отнюдь не только материальную составляющую — общественное признание не менее важно. Недаром «Левша» заканчивается такими строками: «Работники, конечно, умеют ценить выгоды, доставляемые им практическими приспособлениями механической науки, но о прежней старине они вспоминают с гордостью и любовью. Это их эпос, и притом с очень “человечкиной душою”».

Слово «инвалид» изжило себя

Устойчивое развитие нашей цивилизации — это не только про окружающую среду, климат, выбросы парниковых газов и переработку отходов. Это про нравственное измерение в практической деятельности. В аббревиатуре ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance — концепция управления, построенная на вовлечении бизнеса в решение экологических и социальных проблем) давно пора поменять местами первую и вторую букву. Компании должны перевести социальную ответственность и нагрузку в статус адекватных им по размеру и значимости проектов, закладывая такие нормы экономической эффективности, где прямой финансовый результат важен только для устойчивости, а главная ценность лежит в способствовании движению к достойной и качественной жизни. Оценивать их надо именно по таким критериям, всячески приветствуя диверсификацию, причем не только по видам бизнеса и отраслям, но и по сферам жизни общества.

Существует такой термин — «инклюзивность». Он означает стремление вовлечь индивидуальные личности в общее дело, выравнивая условия для всех участников процесса, вне зависимости от их физических особенностей, уровня достатка, интеллектуального развития и так далее. Мне не нравится, когда у нас злоупотребляют англицизмами, и сторожа становятся «секьюрити», а товароведы «мерчендайзерами», но ведь русский язык богат заимствованиями, и в данном случае оно вполне уместно (тем более, что миллионам россиян, побывавшим на турецких курортах, «инклюзивность» как система питания не чужда, что, в принципе, соответствует общему контексту).

Паралимпийская чемпионка Беатрис Хесс. Фото: Wikimedia Commons

У меня есть друг, который на практике показывает, что такое инклюзивность — Олег Колпащиков, основатель волонтерского проекта «Белая трость» в Екатеринбурге. Мы вместе выросли на улицах этого города, который в то время был Свердловском. Как вы поняли, название организации связано со слепыми людьми. Помню момент, когда Олег в результате несчастного случая потерял зрение, но не сломался.

Он начинал свой путь как человек, который думал, что на что-то не способен. Затем стал тем, кто подстраивается под условия социальной среды, которую формирует общество, государственные учреждения. Но потом Олег почувствовал, что у него открылись новые, дополнительные способности. По закону природы, если где-то убавляется, то обязательно в другом месте прибавляется. У человека, лишенного одной из способностей, автоматически развивается другая, как компенсация для выживания. Никто из здоровых людей не обладает такой усидчивостью, как колясочники, и никто из здоровых людей не может действовать в условиях ограниченной информации так, как это делают слепые.

Этого ему показалось мало. Олег стал пытаться дотягиваться до людей без таких особенностей, чтобы они могли учиться у него. Отсюда родилась целая философия «экстрабилити» (от англ. extra — дополнительный, высокого качества, высокого уровня, ability — способность) — это способности, которые развиваются в процессе успешной социализации людей с ограниченными возможностями по здоровью. Люди с ОВЗ являются самым большим меньшинством в мире — по данным ООН, оно составляет около миллиарда человек, то есть 15% жителей Земли. 

Наша совместная задача — не просто материально помочь людям, чьи физические возможности ограничены из-за травмы или болезни, но и изменить отношение к ним со стороны общества.

Надо перестать относиться к инвалидам как больным и ущербным, которых следует лечить для галочки или перечислять деньги для очистки совести. Зачастую способности этих людей — как в плане интеллекта, так и практических трудовых навыков — гораздо выше, чем у тех, у кого все замечательно со зрением, слухом или опорно-двигательным аппаратом. Новая культура общения должна побудить нас изменить, в том числе, привычную терминологию. К примеру, слово «инвалид», которое в переводе с латыни означает «немощный», практически изжило себя.

Один из наиболее вдохновляющих и оптимистичных шедевров русской литературы прошлого века — романтическая поэма в прозе «Алые паруса» — была написана Александром Грином в годы Первой мировой и Гражданской войны, когда на долю писателя выпали арест, мобилизация, сыпной тиф и полуголодное отшельническое существование. Слова о чуде, вынесенные в эпиграф этой статьи, сказал главный герой повести-феерии, капитан Грэй, объясняя своему верному помощнику Пантену смысл затеи с парусами. Олег Колпащиков и его сподвижники каждый день буднично творят обыкновенное чудо. Не случайно их самый впечатляющий проект — регаты с участием людей с ограниченными возможностями — называется «Паруса духа».

Давайте вместе сделаем так, чтобы это стало инклюзивной нормой, а не эксклюзивным исключением из правил. Тогда и никакие бури нам не страшны. 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.