День знаний: напутствие Патриарха
На молебне перед началом учебного года, перед Днём знаний, Святейший Патриарх поздравил школьников и студентов с праздником и, в частности, сказал:
Мы будем молиться о ваших успехах. Мы должны крепко Богу молиться об этом, потому что от того, как пройдет ваше становление, ваше образование, ваше воспитание, от того, кем вы будете, во многом зависит лицо нашей страны. Сегодня очень важно иметь хорошее образование, ведь мир становится таким, что без знаний даже человеку, не занимающемуся наукой, очень трудно устроить правильно свою жизнь — слишком много информации, которую нужно уметь воспринимать, уметь правильно использовать, уметь отсеивать ненужное.
Такую способность человеку дает образование. Но есть и еще нечто важное, может быть, самое важное. Человек может быть образованным и при этом неудачником в жизни. Человек может быть образованным и вместе с тем преступником — и таких сегодня очень много. Человек может быть образованным и не иметь ни друзей, ни тех, кого он любит, ни тех, кто его любит. А это означает, что образование не является синонимом счастья.
Чтобы быть счастливым, нужно образовывать не только свой ум, но и свою душу, свое сердце. Для того чтобы быть счастливым, нужно уметь делать счастливым других. А сделать счастливым другого может только добрый человек — тот, кто способен другому отдавать часть того, что имеет сам — время, внимание, заботу, кто способен делиться с другим материальными благами.
Православная вера учит нас быть добрыми людьми. И не просто учит — она дает нам рекомендации, рецепты, следуя которым, мы действительно можем стать добрыми, а значит, счастливыми людьми, создающими вокруг себя поле любви, доброжелательности и счастья.
То, что я говорю, одинаково относится к студентам университетов, институтов, духовных семинарий, средних учебных заведений, к ученикам младших и старших классов, к преподавателям и воспитателям.
День знаний
В современном образовании все вопреки образованию
Начинается новый учебный год, и вновь актуальным становится вопрос о качестве школьного образования. Какие проблемы сегодня есть в школе? Есть ли возможность их решить?
1 Сен 2010 | Елена Анатольевна Глазьева | Продолжение
В первый раз в первый класс (наши первоклашки)
Очень важно, когда вы сталкиваетесь с нежеланием ребенка идти в школу или сад, что вы делаете его не противником, а союзником и вместе справляетесь с этой ситуацией как с общим затруднением. Надо сказать: «Давай придумаем, что сделать, может, съедим что-то вкусное».
30 Авг 2010 | Екатерина Бурмистрова | Продолжение
Советы психолога родителям первоклассника
Помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку.
30 Авг 2010 | С.Н. Солохович | Продолжение
Школьный вопрос: «Мой особенный!..» Как не проглядеть талант?
Родители постоянно говорят об интеллектуальных достижениях своих малышей и обсуждают, в какую школу «для одаренных» пойти. Но, может, все это только родительские амбиции? А с другой стороны, если таланты есть, надо же их начать развивать как можно раньше?
11 Авг 2010 | Журнал «Нескучный Сад» | Продолжение
Глаза современной России – цвета морской воды
Главным делом своей жизни Дмитрий Быков считает работу учителем. Уроки литературы в частной московской школе «Золотое сечение» он называет символом счастья и вслед за своей мамой – учителем словесности со стажем – любит повторять: «Школа омывает душу».
28 Июн 2010 | Дмитрий Быков | Продолжение
Сериал Школа: 69 против 0
Сегодня завершается показ сериала «Школа». Позади – 69 серий, недели ожесточенных споров и попыток осмысления, комментарии и интервью от Патриарха до министра образования. Авторы фильма просили досмотреть сериал до конца, чтобы понять их замысел.
27 мая 2010 | Анна Данилова | Продолжение
Школы Квебека – достижимый идеал
Ключевые моменты: – уважение к личности ученика и его человеческому достоинству; – искренний интерес к каждому ученику; – возможность во время обучения близко познакомиться с огромным спектром профессий; – отработка базовых навыков работы в команде, подготовки проектов, библиотечной работы, оформления документов, устных докладов и презентаций; – развитие личностных качеств, формирование христианского мировоззрения…
27 мая 2010 | Татьяна Федорова | Продолжение
Священник Илия Шугаев: Научить ребенка добывать информацию, а не пичкать ею
Школа превращается в конвейер по производству этих самых винтиков, а не развитых личностей… Если учителям и удается что-то сделать, то не благодаря, а вопреки ей.
26 мая 2010 | Священник Илия Шугаев | Продолжение
Как нужно менять современную школу?
Сейчас 700-800 тысяч человек – в заключении, около миллиона детей брошены в детских домах при живых родителях, растет преступность среди подростков, ужасающая коррупция, регулярно приходят сообщения о страшных правонарушениях сотрудников правоохранительных органов. Все эти люди получили образование в школе, а некоторые и в высшей школе, то есть все это – результат действующей системы образования.
4 мая 2010 | Протоиерей Александр Ильяшенко | Продолжение
Школьный вопрос: Родитель у учебного станка
Допускаю – мой ребенок из медленно адаптирующихся. Но если программа рассчитана на среднестатистического ребенка, то первоклассники должны самостоятельно справляться с домашним заданием? Почему все родители вынуждены «вытягивать» своих детей? Отвечает Леонид КЛЕЙН, педагог
27 Апр 2010 | Журнал «Нескучный Сад» | Продолжение
Осторожно: «Школа» закрывается?
Еще не доломаны копья вокруг начала показа нашумевшего сериала, а «Первый» уже всеми силами подогревает интерес к своему «продукту». Вчера его якобы сняли из сетки вещания – причем сделали это без комментариев, признав только то, что в программе передач его больше нет, несмотря на то, что отснято более 50 серий.
9 Фев 2010 | Татьяна Аксютина | Продолжение
Нулевой вариант
Хорошо, что эксперимент с ОПК критикуют в целом — на то он и эксперимент. Глупо только критиковать саму идею эксперимента, думая, что без него «ничего не будет», что все удастся привести к нулевому варианту, полному отделению религии от школы.
8 Фев 2010 | Алексей Соколов | Продолжение
О чем молчат СМИ: обзор образцовых православных проектов
Нужно, чтобы об этих образцовых проектах знали все так же хорошо, как знают о существовании сериала «Школа». Если на слуху будет успех православных, то вопрос к государственным мужам «А почему вы не помогаете, почему не тиражируете положительный опыт?» – встанет сам собой.
2 Фев 2010 | Константин Поваров | Продолжение
Основы православной культуры – главы нового учебника протодиакона Андрея Кураева
Один и тот же человек может быть очень разным. И в преступнике вдруг может блеснуть луч солнышка. И у добряка может случиться затмение совести. Кроме того, дойти до вершины и удержаться на ней – не одно и то же. Вот человек отогнал от котенка бродячую собаку. А через полчаса этот же герой побоялся сказать маме о полученной в школе двойке.
15 Дек 2009 | Протодиакон Андрей Кураев | Продолжение
3 причины, по которым я не отдам своих детей изучать основы православной культуры по учебнику протодиакона Андрея Кураева
О.протодиакон, без сомнения, талантливый публицист и успешный миссионер. Он умеет завладеть вниманием взрослой аудитории. Лекции, которые он читает в разных городах, снискали ему заслуженное признание и многих привели на порог православного храма.
15 Дек 2009 | Журнал «Нескучный Сад» | Продолжение
Митрополит Ювеналий: Нужно чтобы «Основы православной культуры» не вызвали отторжение у современных детей
Перед нами школьник, который смотрит фильмы наполненные ужасами и насилием, а подчас и безнравственным содержанием, привыкший к равнодушию взрослых к проблемам внутренней жизни человека и все свободное время проводящий или на улице, или перед компьютером. А мы хотим ему предложить уроки «Основ Православной культуры» или «Духовного краеведения Подмосковья».
14 Дек 2009 | Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий | Продолжение
И все они были счастливы…
По мысли апостола Павла, супружеская жизнь — пространство свободы в любви; это внутреннее дело семьи, которое не подлежит никакой иной регламентации, кроме взаимного согласия и евхаристического благочестия:
9 Дек 2009 | Альманах «Призвание» | Продолжение
Поставив добро и зло на одну доску, мы потеряем свою систему координат
Один молодой человек выхватил у девушки в вагоне метро мобильный телефон, когда поезд выходил из туннеля и подходил к платформе. Он очень умело открыл дверь вагона, хотя это сделать непросто, и выпрыгнул из него — в надежде, что окажется на платформе и убежит до того, как поезд остановится. Но он промахнулся и погиб.
12 Ноя 2009 | Святейший Патриарх Кирилл | Продолжение
Семья и школа: закадычные враги?
Введение «Основ православной культуры» может развить у ребенка двойные стандарты: на уроке ему говорят о высоких образцах христианской святости, а, перейдя в соседний кабинет или выйдя в коридор, он встречает отношение к себе учителей и одноклассников, которое исходит из совершенно иных нравственных координат
9 Ноя 2009 | Ксения Лученко | Продолжение
Основы православной культуры. Каким будет новый учебник?
В идеале преподавать по новому учебнику должен будет светский учитель-атеист. Человек совершенно не церковный, но профессионал, любящий детей, свой предмет и себя в своей профессии…
4 Ноя 2009 | Протодиакон Андрей Кураев | Продолжение
Мамам невундеркиндов посвящается…
Давным-давно, в далёкой юности, когда у меня ещё не было никакого жизненного опыта, зато было высшее педагогическое образование, я была свято уверена в том, что дети, с которыми регулярно занимаются, просто не могут не быть успешными в школе. То есть, другими словами, занимайся с ребенком, учи читать-писать, разговаривать-думать-рассуждать, считать-угадывать-строить — и всё будет более чем прекрасно.
3 Ноя 2009 | Елена Дунаева | Продолжение
Тайны орфографической зоркости
До сих пор многие авторы учебников забывают или вовсе не понимают, что теорию надо давать системно: отрывочные сведения теоретического характера не дают системы знаний. Когда теория перемежается с орфографическими и пунктуационными правилами, основанными на этой теории, они запоминаются лучше.
29 Окт 2009 | Юлия Линде | Продолжение
Наркомания и дети: проверять всех школьников?
В Великую Отечественную войну наши спецслужбы переиграли немецкие спецслужбы – неужели сейчас государство не может переиграть наркодилеров? Что эффективнее – проверить миллионы школьников или остановить деятельность нескольких десятков дилеров?
9 Сен 2009 | Протоиерей Александр Ильяшенко | Продолжение
Святые и светское образование
«Пусть ребенок идет в православную школу, там его плохому не научат, а в неправославной школе-то как можно развратиться», – услышала я как-то от одной мамы. «Я мечтаю перейти из своего вуза в православный институт, там община, молятся перед занятиями, не надо читать нечестивую литературу», – это уже студентка прекрасного московского вуза.
8 Сен 2009 | Анна Данилова | Продолжение
Не пугайте ребенка школой!
Сейчас очень модно давать детям в школу мобильные телефоны. Мамы тревожно звонят и говорят: «Ну как ты, Петенька, как перемена прошла?» Вот тогда мы действительно подменяем общением с собой общение в детском коллективе.
1 Сен 2009 | Редакция портала «Правмир» | Продолжение
Средняя школа и высшая школа: дайджест материалов портала «Правмир»
Закончились каникулы. У школьников началась учеба, а перед родителями встают все новые и новые вопросы. На сайте «Правмир» можно найти ответы на многие из них.
1 Сен 2009 | Мария Абушкина | Продолжение
Первый класс вроде института?
Ребенку через год — в первый класс. У знакомых одна забота — где найти получше занятия по подготовке к школе, как научить малышей читать, считать, и даже писать прописными буквами. Говорят, без хорошей подготовки в нормальную школу не возьмут. Есть ли сейчас какие-то нормы, что должен уметь будущий первоклассник, нужно ли его так «натаскивать»?
27 Авг 2009 | Журнал «Нескучный Сад» | Продолжение
ОПК как вызов покемонам
Безграмотность российских детей такова, что переводчики седьмого тома про Гарри Поттера были вынуждены маркировать надпись, выбитую на могилах его родных и близких, такой вставкой – «изречение из Библии». В английском оригинале этого пояснения нет.
23 Июл 2009 | Иеромонах Димитрий (Першин) | Продолжение
По лезвию ножа: Вифания. Часть 2
Любая христианская школа очень ценится в обществе, по качеству образования – это небо и земля по сравнению с обычной школой. Поэтому каждый уважающий себя араб соберёт последние гроши, но отдаст ребёнка именно в частную христианскую школу.
7 Июл 2009 | Александра Никифорова | Продолжение
По лезвию ножа: Вифания. Часть 1
Из 348 учащихся лишь 13 православных и 2 католички, остальные – мусульманки. «Иногда наш диалог ведётся, словно по лезвию ножа», – говорит директор школы. Каждый маленький конфликт в конечном итоге вырастает в противостояние христиане-мусульмане.
6 Июл 2009 | Александра Никифорова | Продолжение