Как составить свое мнение о происходящем в условиях тревоги и паники, и какая опасность может угрожать обществу в ситуации эпидемии, кроме заражения? Умеем ли мы слушать друг друга и принимать мнение другого, даже если с ним не согласны, размышляет протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге

— Отец Дионисий, у себя в соцсетях вы сказали, что под предлогом борьбы с коронавирусом человечество не одержало бы победу над разумом. Что вы имели в виду?

Многие люди поддаются панике, руководствуются в своих действиях и словах эмоциями, не критически подходят к информации, которую они получают.   Иногда эта информация не из официальных источников, а из СМИ, блогов, каких-то рассылок. Мы видим порой, как те или иные не очень добросовестные журналисты распространяют слухи, под воздействием которых люди или группы людей принимают не вполне адекватные решения. Иногда даже речь о людях, имеющих некоторую социальную ответственность. Так что важно, с одной стороны, избежать безответственного игнорирования информации, с другой   ее некритической оценки.

— Нередко те, кто считает, что нет никакой опасности и вообще коронавирус — это миф,  и те, кто уверен — опасность реальна и заболевание опасно, оскорбляют других, называют стадом и готовы чуть ли не избить друг друга… Почему так происходит?

«Люди вернутся в обычную жизнь обновленными». Протоиерей Андрей Кордочкин — о свободе, здоровье и богослужениях
Подробнее

Из-за отсутствия культуры и неготовности друг друга слышать, из-за неадекватного восприятия ситуации, как бы ни казалась собственная позиция таким людям адекватной. Нужно составлять свое мнение, прежде всего, читая блоги профессиональных медиков, которые работают с этим заболеванием,  с этой эпидемией. На мой взгляд, в данном случае лучше всего доверять врачам. Ни в одном врачебном комментарии я не видел высокого уровня тревоги и паники. Да, проблема есть, она решаема и с ней надо работать, паники не должно быть, как и легкомысленного отсутствия реакция на те меры, к которым врачи призывают. Странно говорить, что заболевания не существует, видны его результаты и печальные итоги. Понятно, что оно не сопоставимо с эпидемиями древности чума, холера, оспа и не представляет такой опасности абсолютно для всех. Но меры предосторожности разумны.

Составляя свое мнение, не следует его агрессивно навязывать другим, потому что эффект от агрессии всегда противоположный.

— Как изменилось китайское общество после эпидемии, жестких карантинных мер?

Еще рано говорить, потому что не до конца пройден этот этап. Но уже видно, как меняются  социальные привычки людей. В целом, я думаю, эта ситуация будет работать на разобщение людей. Потому что объединявшие их социальные привычки, которые были характерными маркерами этой общественной среды на протяжении тысячи лет, очень быстро уходят. В том числе те, что касались совместной трапезы, того или иного обычая находиться вместе все это будет ослабевать.  Например, обычай заказывать еду на всех участников трапезы, несколько больших блюд, из которых потом все раскладывают по своим тарелкам.

В целом происходит изменение уклада жизни.

— Если в России еще больше начнет усиливаться разобщенность, не приведет ли это и к росту напряженности, в том числе социальной?

Сама ситуация эпидемии не способствует росту напряженности в формате массовых выступлений. Напряженность растет, но внутри. Она имеет естественные причины: очень сильное влияние эпидемии на экономику, на бизнес людей, на их работу, заработок. И речь не только о России. В целом это достаточно болезненно люди несут убытки. В этом смысле мы можем ожидать ухудшение настроения народа.

«Страх за ближних учит нас любви». Протоиерей Алексий Уминский — о вере и ответственности во время эпидемии
Подробнее

Я смотрю на происходящее в китайском обществе в этой ситуации как на позитивный пример: люди выступили консолидированно и были  готовы понести серьёзные ограничения в их жизни ради того, чтобы справиться с эпидемией. В этом смысле народ, к некоторой даже неожиданности, оказался даже более готов, чем власти. Люди стали слушать и соблюдать все, что рекомендовали медики, а уже позднее стали выполнять довольно строгие правила по самоизоляции, по карантину.   Власти несколько припоздали, хотя они тоже отреагировали достаточно быстро. Мы уже можем говорить о том, что пик эпидемии в Китае пройден, болезнь идет на спад, несколько дней не фиксируются случаи местного заражения, только у приезжающих из-за границы. И предварительная победа над эпидемией, в первую очередь, — заслуга народа, и уже во вторую очередь властей.

— Судя по общественным настроениям, у нас никто консолидироваться не собирается… 

Да, думаю, для России это будет более проблематично и может не быть консенсуса в действиях общества и властей. Это тревожная ситуация. В Китае как раз был полный консенсус между действиями властей и обществом. Хотя, как я уже сказал, власти действовали несколько медленнее, чем реагировало само общество, которое ожидало от властей именно тех мер, что были предприняты.  И власти быстро исправляли ошибки. Все, что они предлагали, люди воспринимали спокойно, никто не сопротивлялся, все вошли в режим действующей чрезвычайной ситуации и внутренне согласились с тем, что их обычный уклад жизни, обычные права должны быть ограничены какое-то время.

— Главная опасность, которая может угрожать российскому обществу в ситуации эпидемии, помимо исключительно медицинской?

В разобщении людей. Может усилиться их неготовность слушать друг друга, принимать друг друга. Противостояния обостряются, потому что у нас в обществе между людьми в принципе мало взаимного уважения. Мы с трудом даем другим членам нашего общества право на ошибку. А ведь каждый имеет право ошибаться, и мы не можем не уважать или игнорировать это право.

Не маловерие, а забота. Священники — о правилах профилактики коронавируса в храмах
Подробнее

Сейчас, в кризисной ситуации, надо обращать внимание на то, чтобы мы никого не обидели и тех, с кем мы согласны, и тех, с кем мы не согласны. И уважать, повторяю, право каждого человека на ошибку. Сами мы должны оградиться от этой ошибки, попытаться избежать ее так, как мы это понимаем.

Я не считаю, что кризис будет очень глубоким, и не думаю, что он категорично разрушит отношения между людьми. Но это повод задуматься о том, насколько наша вера соответствует нашей жизни.

— Да, разобщенность, к сожалению, в нашем обществе, наблюдается и у христиан. После появления документа Русской Православной Церкви о правилах причащения во время эпидемии коронавируса некоторые православные стали меряться силой веры, упрекать тех, кто за соблюдение каких-то санитарных-гигиенических мер, в маловерии. Что вы думаете по этому поводу? 

Это просто неприлично. Кичиться своей верой и упрекать других в маловерии самое последнее дело для христианина. Если у тебя есть великая вера, ну и поступай по ней, но как ты можешь быть судьей веры твоего брата во Христе?

— Почему многие православные христиане оказались не готовы к такому испытанию, которое принесла ситуация с распространением коронавируса? Казалось бы, мы должны стать примером единения, любви к ближнему…

Думаю потому, что христианство больше в головах людей, как идеология, но далеко от сердец, от жизни. Если вся наша правильность не достигает любви, взаимного терпения, взаимного приятия, тогда грош цена таким убеждениям и такому христианству.

— То есть, нет дилеммы для христианина — или соблюдать санитарно-гигиенические нормы, или быть с Богом?

Человека от Бога «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь» (Рим. 8:38-39) не может отлучить. А  уж тем более здравые правила гигиены. Не вижу угрозы вере. От Христа никто отречься не заставляет, а устроить свою жизнь по-христиански можно в самых разнообразных условиях, в том числе в условиях эпидемии и жесткого карантина.

Фото: orthodoxy.hk

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.