Про
Можно ли исповедоваться по книжкам? Есть ведь издания, в которых приведен перечень грехов, и люди, готовясь к исповеди, выписывают себе «нужное из списка». Может ли данный подход быть постоянной практикой, или же так допустимо поступать в определенных случаях? И какой именно литературой лучше пользоваться для подготовки к исповеди? О научном подходе и опасных соблазнах в борьбе с собственным невежеством – протоиерей Григорий Крыжановский, клирик храма Свято-Троицкого Ионинского монастыря, духовник первой на Украине православной общины людей с недостатками слуха.

По мере осознания себя человеком

Можно ли готовиться к исповеди по книжкам?

Священник Григорий Крыжановский

Священник Григорий Крыжановский

– Некорректен сам вопрос. Исповедь – это покаяние. А по-гречески «покаяние» – метанойя – изменение ума. То есть человек начинает понимать, что он что-то делает не так. Как, допустим, ребенок не понимал, что плохо кого-то ударить или укусить – он испытывал негативную эмоцию и тут же вымещал ее на своем друге или маме-папе. А тут до него доходит, что этого не должно делать, потому что мама и папа не дают ему конфетку или запрещают «сунуть палец в розетку» не со зла, а для его же блага.

Понимание греха – и есть исповедь.

И это происходит по мере осознания себя человеком – детки же не исповедуются. Но одни с семи лет, другие с восьми, а некоторые с двенадцати лет – в зависимости от духовного роста отроки начинают исповедоваться.

И зачастую, как это происходит в семьях, где есть традиция православная, ребенок, скорее всего, не по книжкам будет исповедоваться. Он будет готовиться к исповеди, глядя на родителей, прихожан, бабушку, дедушку.

И по мере того, как совесть его и личность будут устремляться в направлении светлого и ясного Бога, будет происходить Богопознание и миропознание, знакомство со Священным Писанием, с Божественным Откровением. И он будет узнавать о том, каков есть Бог и каков есть человек. Потому что так уж случилось, что мы всё понимаем в сравнении.

Неполезно и даже опасно

Можно исповедоваться по Книге жизни – Библии. Безусловно, мы, читая Библию, узнаем Божьи заповеди, понимаем свое несоответствие им и исповедуемся. А если брать какую-то специальную литературу, то, в худшем случае, это будет перечень грехов. Такие книжки нельзя открывать и читать – это неполезно и даже опасно.

Как-то в юношеском возрасте я увидел книжку, где был перечень грехов – и буквально через несколько страниц понял, что встретил грех, который мне неизвестен. А любопытство юношеское разбирает: что же это такое? И это соблазн.

Поэтому категорически опасно читать чужие грехи. Есть же даже такой грех как интерес к чужому греху, праздное любопытство.

Если человек хочет исповедоваться, он должен тщательнейшим образом инвентаризировать свои чувства. А для этого подойдут книги нравственного созидательного характера: старца Паисия Святогорца, митрополита Антония Сурожского, святителя Игнатия (Брянчанинова), дневники праведного Иоанна Кронштадтского. Где мы видим, как другой человек исповедуется, и понимаем, чего нам не хватает в нашей исповеди – какой живости, какого огня. Может быть, ответственности и честности.

Эти авторы – наши современники. Потому что есть много книг, духовная степень которых как высшая математика. А зачем, изучая алгебру, открывать книгу по высшей математике?! Это можно сделать, но это опасно. Так же, как, умея ездить только на велосипеде, садиться на мотоцикл.

Протоиерей Григорий Крыжановский

Протоиерей Григорий Крыжановский

Время всё корректирует

Зачем же издают книжки в помощь кающимся?

– Для того, чтобы их продавать. И это было во все времена – наряду с духовной литературой продается всякое. И это надо понимать. В церковных лавках иногда продается то, что потом оттуда изымается и сжигается.

И такое происходит как раз из-за того, что люди приходят в Церковь и сразу начинают действовать без должного руководства духовного. Просят дать благословение писать книгу – мол, и писатель я, и верую. А благословение можно получить, изощрившись и представив часть книги, а потом дописать некую часть – могут быть разные варианты.

И благословение на книгу есть, а вот какого она будет характера?! Но время всё корректирует: есть авторы, которые станут святыми, подвижниками и окажут свое колоссальнейшее влияние на Церковь и народ Божий. А есть книги, которые умрут вместе с автором и, может быть, даже будут ему поводом для стыда и горения на Божием Суде.

Невежество устраняется знакомством со Христом

Как же быть людям, которые начинают ходить в церковь в зрелом возрасте и видят там множество разной литературы?

– Они тоже дети. Это младенцы веры, неофиты – люди, неумягченные сердцем. Причем человек может 30 лет проходить в храм и остаться неофитом. Тут нет стандарта. Бог к каждому находит свой подход, лишь бы человек открывал свое сердце. А для этого нужна работа.

И исповедь, причастие – это в первую очередь исследование Писания. Молитва очень помогает, и надо навыкать в молитве – ходить на богослужения, слушать богослужебные тексты, псалмы, стихи, песни.

 

Но ведь часто бывает, что человек чуть ли не впервые приходит в храм сразу с желанием исповедоваться и спрашивает, как это сделать.

– Есть люди, которые приходят лечиться в аптеку, а есть те, которые идут лечиться к врачу. И если вы пришли лечиться в церковную лавку – это ваши проблемы и ваша незрелость. Такой подход к решению проблемы – ненаучный и невзвешенный.

А научный подход – обратиться к врачу. И если у меня будут сомнения во враче, то я пойду к главврачу и профессору. Потрачу на это средства и время, самое драгоценное время – утро воскресенья.

Но народ темен. И не потому, что он не умеет читать и писать. Советская власть научила народ это делать, но люди стали писать анонимки, а не читать Священное Писание.

В народе мало Божественного Света, а масса невежества и несостоятельности. Невежество же устраняется знакомством со Христом, посредством исследования, а не простого чтения, Священного Писания. Нужно и ознакомление с текстом, и занятия с катехизатором. Для этого существуют целые институты катехизации, как в Киево-Печерской лавре и Ионинском монастыре, как во всём мире.

Понимание греха в нас есть

И каков должен быть первый шаг новоначального к исповеди?

– Нужно обратиться к священнику – компетентному специалисту в этом вопросе. А читать надо святых авторов, признанных Церковью, при подготовке к исповеди и причастию. И рекомендовать такую литературу должен, конечно же, священник. Ведь если человек собирается строить дом, он сначала обращается к архитектору, а не сразу к прорабу.

Слова «Батюшка, я хочу исповедоваться и не знаю, как это сделать» и будут началом исповеди – он уже исповедуется в невежестве. Ведь это нонсенс, чтобы человек пришел на исповедь, и не знал, что ему говорить. Понимание греха в нас есть.

Но ведь много людей не хотят исповедоваться и говорят «у меня нет грехов».

– Это и есть незнакомство со Христом. Осознание греха появляется в человеке, когда Божественный Свет проливается на его душу. В душе человека тьма, пока он не повстречается со Христом. Это не лирика и не поэзия – это в поэтической форме передача сущности происходящего.

Только Дух Святой оживляет человеческую душу. А иначе о ком Христос говорит «оставь мертвым погребать своих мертвецов»?! Христос говорит сыну о мертвом отце, что родственники его, которые не приняли Духа, для Него мертвецы. И покуда человек не видит в себе греха, он – мертвый, он – статуя.

Если хочешь живого общения…

Когда человек видит книги с рекомендациями по подготовке к исповеди, как ему реагировать?

протоиерей Григорий Крыжановский2

Протоиерей Григорий Крыжановский

– Человеку надо видеть ближнего и Бога, а потом – книги. Нужно идти к священнику и читать Новый Завет. Пусть он смирится и послушает рекомендации священника.

Человек, который хочет идти к Богу, должен задуматься над тем, что Богу нужно, для чего Бог создал человека, что Бог от него хочет. Ответы на эти вопросы есть в Священном Писании. Постигая Божественное Откровение через Священное Писание, человек понимает, что в нем не так, и что он не так делает. И об этом он сожалеет, и в этом он кается.

А простое перечисление грехов никому не нужно. Даже исповедь с листочка не является хорошим тоном – это плохой стиль. Человек может составить список грехов, подготавливаясь к исповеди.

Но этот листик – как шпаргалка. Не нужно подглядывать в шпаргалку на экзамене.

И сочинение пишется от сердца, иначе человек ограничивает себя – не будет полета мысли. Поэтому на исповеди листик со списком грехов не нужно доставать. Если хочешь живого общения – говори, общайся.

И книга никогда не заменит живое общение. В книгах пишутся базовые основы, но они не дают возможности человеку получить системное образование. Если бы можно было учиться только по книгам, люди бы в институты не ходили.

Есть одна лишь книга – Священное Писание, которая содержит в себе живое слово Живого Бога, которое при внимательном духовном созидательном исследовании вызывает в человеке необходимые мысли и чувства, и живет, и действует в нем. Другой такой книги нет.

Подготовила Марина Богданова


Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.