Новая
У нас нет весомого профессионального сообщества, которое могло бы поднять голос против внезапных новшеств безо всякого их предварительного обдумывания, без профессионального обсуждения, без обкатки на практике.

В России началось обсуждение концепции преподавания школьного курса литературы. Документ «Концепция преподавания литературы в контексте отечественной культуры» был подготовлен рабочей группой комиссии ОП РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия совместно с представителями профессионального сообщества — преподавателями педагогических и гуманитарных вузов.

Преподаватель литературы в школе «Интеллектуал», писатель и публицист Ирина Лукьянова – о новой концепции преподавания школьного курса литературы.

К сожалению, преподавание литературы в школе – это такая область, в которой специалистом себя считает каждый. А решения в этой области принимаются внезапно, безо всякого обсуждения профессионалами, на основании того, что кто-то когда-то сказал президенту.

Ирина Лукьянова

Ирина Лукьянова

Сказал президенту писатель Варламов, что в школе нехорошо без сочинения – оп! – и сочинение моментально возвращается в школу. Еще никто ничего не успел обсудить и выработать в масштабе страны – но московские десятиклассники уже написали сочинение 25 апреля.

Ведь Московский департамент образования решил, что столичные школьники ко всему заведомо готовы, МИОО стремительно написал методические рекомендации, школы в добровольно-принудительном порядке приняли участие – и дети внезапно получили новый экзамен в виде «сочинения-рассуждения, выражающего личностную позицию ученика по общественно-значимым вопросам».

А учителя литературы оказались обязаны это рассуждение считать аттестацией по своему предмету, хотя оно имеет к литературе очень косвенное отношение («обучающийся раскрыл тему сочинения в литературном контексте» и «2–3 цитаты»).

Такое принятие решений вообще очень характерно в нашем деле. К сожалению, у нас нет весомого профессионального сообщества, которое могло бы поднять голос против внезапных новшеств безо всякого их предварительного обдумывания, без профессионального обсуждения, без обкатки на практике.

Вот и получается: заинтересовался член общественной палаты, профессиональный военный Пожигайло преподаванием литературы, понес в массы идею «эстетика – плохо, этика – хорошо» – и оп! – в Общественной палате уже представляют новую концепцию преподавания литературы, и, по всей вероятности, нам очень скоро ее навяжут, даже не спрашивая людей, которые хоть сколько-нибудь разбираются в предмете.

Попробую объяснить через аналогию.

Ну вот, допустим, я попаду на какую-нибудь встречу журналистов или учителей с президентом – и выскочу с идеей, что один год армии – это очень плохая идея, надо бы вернуть два года, и хорошо бы отменить все отсрочки.

А ведь и правда, задумчиво скажет президент. Тут нужные люди засуетятся – и оп! – все, кто собирался демобилизоваться, остаются в армии еще на год, а у кого была отсрочка – отправляются служить. И при этом никого не беспокоит, что будет с их учебой в вузах, на какие деньги одевать и кормить всех этих солдат, где они будут жить, кто их будет обучать. Главное – волшебной палочкой уже махнули, и – оп!

Или, допустим, сделаюсь я членом Общественной палаты. И с ее трибуны понесу в массы мысль, что простудные заболевания у детей вообще лечить не надо, что нигде в мире их не лечат, что нужно только обливать детей холодной водой и поить чаем с малиной, а то придумали тоже – чуть засопливит – сразу к врачу и антибиотики!

И правда, подумают в Минздраве: а педиатры-то бегают по этим больным… и экономия какая бюджету будет… И оп! – создается рабочая комиссия из альтернативно мыслящих педиатров, знахарей и академиков народной медицины – и общество получает концепцию «детские простуды вообще не лечить», а служба вызовов на дом с завтрашнего дня ликвидируется.

Медики вопят, родители протестуют, но волшебной палочкой уже махнули – и оп! – отыграть назад уже ничего нельзя.

Как-то уже надоели эти волшебные «оп».

Ну, не говоря уже о самой идее преподавать литературу как нравственность. Это предмет отдельного, долгого и мучительного разговора. Делать из курса литературы практический курс нравственности – и глупо, и непрофессионально, и в первую очередь – безнравственно.

Любой христианин знает, что даже ежедневное чтение Евангелия – не гарантия моральной безупречности.

А принуждение к ежедневному чтению Евангелия – лучший способ воспитать атеиста.

И это относится не только к Книге книг, но и к тем книгам, которые входят в школьный курс литературы.

Если заставить учителя говорить на уроках исключительно о духовности и нравственности – дети не станут ни духовнее, ни нравственнее.

И русская классика не делится на нравственную и безнравственную, патриотичную и антипатриотичную.

Прямолинейная моральная проповедь и запреты вместо стремления научить человека самостоятельно думать, простые решения вместо умения видеть явления в их сложности, ханжество вместо серьезного разговора о трудных вопросах, воинствующая патриотическая риторика вместо решения сложных социальных проблем – все это губительно и для преподавания литературы, и для воспитания детей, и для развития общества.

Ну, и в заключение можно порекомендовать всем, кто озабочен патриотическим воспитанием, перечитать, что говорится о патриотизме в «Мертвых душах». Особенно – притчу про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.