«Любовь
О главных идеях семи книг о мальчике-волшебнике рассуждает писатель Джон Грейнджер. Публикуем фрагмент из его книги «Как Гарри заколдовал мир. Скрытые смыслы произведений Дж. К. Роулинг», которая недавно вышла в издательстве «Никея».

Главная тема семи книг

Начальной точкой историй о Гарри Поттере можно считать убийство в Хэллоуин Джеймса и Лили Поттер; и после этого, от первых глав «Философского камня» до эпилога «Даров Смерти», в поле зрения читателя постоянно маячит смерть. 

Как мы уже отмечали, в каждой книге Гарри символически умирает. В «Кубке огня», «Ордене Феникса» и «Принце-полукровке» погибают насильственной смертью персонажи, которых читатели уже успели полюбить. Смысл смерти Гарри пытается понять и в конце «Феникса», и в конце «Принца»; а вся книга «Дары Смерти» — от цитат из Эсхила и Пенна в эпиграфе до сражения в Большом зале в последней главе — не что иное, как обширное исследование смерти и любви. 

Следовательно, справедливо будет сказать, что «Гарри Поттер» — книги о любви и смерти; но, если бы пришлось выбирать что-то одно, я бы сказал, что это книги о смерти. Почему я так уверен? Потому что об этом прямо говорит сама Роулинг. Это ее слова: «В сущности, смерть, оплакивание умерших, значение смерти — это, я бы сказала, одна из центральных тем для всех семи книг». Едва ли можно выразиться яснее. 

Почему же молодая женщина во цвете лет пишет серию книг о смерти и скорби по умершим? Лучшая догадка, которую мне случалось читать, основана на здравом смысле: она пережила потерю тех, кого любила, и ей есть что сказать об этом. 

Каждая книга разрабатывает тему любви, торжествующей над смертью. Давайте пробежимся по книгам о Гарри и посмотрим, как он учится тому, что любовь — сила, побеждающая смерть, и как не удается усвоить этот урок Темному Лорду. 

Смерть в «Гарри Поттере и философском камне» 

В первый год Гарри в Хогвартсе Альбус Дамблдор, величайший волшебник своего времени и директор школы чародейства и волшебства, дважды ведет с ним серьезные разговоры. В первый раз — после того, как Гарри находит зеркало Еиналеж, и во второй — после того, как побеждает перед зеркалом профессора Квиррелла. 

Гарри узнает от Дамблдора, что тот уничтожил камень. Это шокирует Гарри: ведь он знает, что друзья Дамблдора, Николас Фламель и его жена, живы только благодаря эликсиру жизни, который получают из камня.

Дамлбдор объясняет Гарри, что «для высокоорганизованного ума смерть — это очередное приключение».

Такое определение смерти — как приключения, о котором стоит думать, но не бояться, — лишь часть этого разговора, который Гарри потом слово в слово передает Рону и Гермионе. 

Дальше Гарри спрашивает, как ему удалось победить профессора Квиррелла, почему руки профессора при соприкосновении с кожей Гарри начали гореть. Дамблдор отвечает: все дело в любви. Твоя мать умерла, пытаясь спасти тебя. Если есть на свете что-то, чего Вольдеморт не в силах понять, — это любовь. Он не мог осознать, что любовь — такая сильная любовь, которую испытывала к тебе твоя мать, — оставляет свой след. Это не шрам, этот след вообще невидим… Если тебя так крепко любят, даже если тот, кто любит тебя, умер, ты навсегда остаешься под его защитой. Твоя защита кроется в твоей коже. Именно поэтому Квиррелл, полный ненависти, жадности и амбиций, разделивший свою душу с Вольдемортом, не смог прикоснуться к тебе. Прикосновение к человеку, отмеченному таким сильным и добрым чувством, как любовь, вызывало у него нестерпимую боль. 

Так в книге, открывающей серию, Роулинг и открыто учит нас тому, что такое смерть, и говорит о важности любви усопших, которая продолжает защищать нас даже в их отсутствие. Особенно если это жертвенная любовь. 

Смерть в «Гарри Поттере и Тайной комнате» 

Встречи Гарри с Дамблдором в следующей книге включают в себя короткий разговор в кабинете директора и еще один — после битвы Гарри с юным Вольдемортом и его ручным василиском. В обоих случаях о смерти они не говорят. 

Однако в «Тайной комнате» Гарри переживает близость смерти. Убитый василиск успел его ранить, и Вольдеморт-Риддл злорадно сообщает Гарри, что тот «умирает». Но дальше Гарри спасают целительные слезы феникса Фоукса, любимца Дамблдора. 

Встретившись в битве с неминуемой смертью от руки старшего и более опытного волшебника, не говоря уж о гигантском ядовитом ручном василиске, Гарри побеждает благодаря верности Дамблдору и благодатной помощи Фоукса. Перед нами не что иное, как символическое, иносказательное учение о том, как спастись от смерти через любовь. 

Смерть в «Гарри Поттере и узнике Азкабана» 

Заглавие «Узник Азкабана» эта книга носит не случайно, однако ее можно было бы назвать и «Гарри Поттер и дементоры» — такое внимание в ней уделено встрече Гарри с этими чудовищами, высасывающими души. 

Дементоры вызывают в своих жертвах самые болезненные воспоминания, чтобы лишить их радости и надежды; для Гарри самое тяжелое воспоминание — об убийстве его родителей. 

Повторного переживания этого опыта Гарри боится больше, чем Вольдеморта; боль от того, что он снова увидит, как умирают отец и мать, для него хуже собственной смерти. 

Так что большую часть этой книги Гарри проводит со своим учителем и «психоаналитиком» профессором Люпином, учась заклинанию Патронус, защищающему от дементоров. Неудивительно, что Патронус Гарри тесно связан с его покойным отцом. 

Его встреча с Дамблдором после причудливой кульминации «Узника Азкабана» продолжает разговор, начатый в первой книге, о смерти и о наших отношениях с мертвыми, которые нас любили. Гарри признается Дамблдору: кажется, он видел, что от поцелуя дементора его спас покойный отец. Дамблдор отвечает на это: мертвые, которых мы любим, «на самом деле нас не покидают». Джеймс Поттер «живет в тебе, Гарри, и он, очевидно, явил себя, когда ты так в нем нуждался». 

Здесь мы возвращаемся к тому, что узнали о любви и смерти от Дамблдора в конце первой книги: любовь ушедших продолжает жить в нас как оберегающая благодать — а это значит, что умершие на самом деле не «уходят». Это отзвук христианских представлений о том, что в Любви, которая есть Христос, святые образуют «облако свидетелей», вечно окружающее тех, кто соединен с Ним в Его Церкви (см. Евр. 12: 1). <…> 

Смерть и трансцендентный смысл «Гарри Поттера» 

Сама Роулинг говорит, что смерть — центральная тема ее книг. Можно ли сказать, что огромная и все еще необъясненная популярность романов о Гарри Поттере связана с духовным, даже религиозным раскрытием этой темы? Думаю, можно. 

Прежде чем говорить о победе Гарри над смертью в «Дарах Смерти», попробуем сравнить то, что знают о смерти христиане, с сюжетом Роулинг. Цель Воплощения Бога как Иисуса из Назарета состояла в том, чтобы смертью смерть попрать. Сама Любовь стала человеком, жила безгрешно, принесла Себя в жертву из любви к Своему творению — и, образно выражаясь, проделала дыру в завесе. Со смертью Иисуса даже буквально «завеса в храме раздралась надвое» (Мф. 27: 51) и для людей открылся путь к вечной жизни с Ним вместе в вечной славе Божией (также называемой Его любовью и милосердием). Как могут люди, состоящие из тела и души, участвовать в Воскресении Христовом? Как отдельным личностям разделить Христову победу над смертью? Прежде всего, живя в любви. Все наши нравственные добродетели и добрые дела — ничто, если мы любви — Его любви — не имеем (см. 1 Кор. 13). 

Говоря языком Роулинг, когда мы находим «убежище» в «узах крови» — под которой христиане понимают жертвенную кровь Христа, пролитую на Кресте, — сама Любовь защищает нас от смерти. Павел учит, что «плата за грех — смерть» (Рим. 6: 23). Иными словами, смерть — не что иное, как жизнь, прожитая в эгоистичном поиске личной выгоды, а не в Боге, который есть Любовь и Жизнь. Такая псевдожизнь в отрыве от Бога — более смерть, чем физическая смерть, поскольку она сулит вечность во тьме вне славы Божьей. 

Человек тогда живет истинной жизнью, когда делает выбор противостоять смерти, когда выбирает жизнь в любви, в сопротивлении эгоизму и злу, когда ищет общения с Богом.

Истинная жизнь — в победе над смертью, той победе, которая стала возможна благодаря жизни и разрушившему смерть Воскресению Христа. 

Вплоть до «Даров Смерти» христианское учение о смерти не излагается в «Гарри Поттере» открыто, но Дамблдор подходит к этому довольно близко. Смерть, говорит он нам в «Философском камне», «для высокоорганизованного ума — лишь очередное приключение». Жизнь — не самоценность; ценно то, что мы созидаем своим выбором, когда выбираем не самое легкое, а самое верное. Те, кто нас любит, после смерти продолжают жить в нас благодаря этой любви: в ней их бессмертие, она защищает нас; эту Любовь христиане узнают в Христе.

Дамблдор учит Гарри не так страшиться смерти, как жизни без любви: она и есть настоящая смерть. Поразительно, как Роулинг вновь и вновь обыгрывает эту тему в сюжете: в каждой книге мы вместе с Гарри героически отдаем жизнь в борьбе со злом, а затем вместе с ним восстаем из мертвых, чтобы поговорить об этом с Дамблдором и с теми, кого любим. 

На случай, если вам еще не очевидны параллели с Пасхой, обратите внимание: в «Философском камне» воскресение происходит через три дня. Этим катарсисом смерти-воскресения Роулинг заставляет нас ощутить в себе жизнь, прожитую в любви и противостоянии тьме — в этом огромная радость, облегчение и урок каждой книги. Смерть — еще не конец. Смерть побеждается Любовью. 

А в «Дарах Смерти»? Роулинг заканчивает серию именно так, как мы ожидали, — победой любви над смертью и указанием, что на этот вопрос существует конкретный христианский ответ. Вот три короткие аллюзии из «Даров Смерти»: 

  • Книга начинается с цитаты из Уильяма Пенна, известного христианского нонконформиста, и с отрывка о бессмертии и присутствии рядом с нами дорогих умерших. 
  • В ключевой сцене на кладбище при церкви Гарри читает на надгробных камнях две цитаты из Писания: одна из Нагорной проповеди («Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», Мф. 6: 21), другая из послания апостола Павла («Последний враг истребится — смерть», 1 Кор. 15: 26). Гермиона объясняет Гарри: «Имеется в виду… ну, ты знаешь… жизнь после смерти». В 2007 году в интервью во время Открытого книжного турне Роулинг говорила об этом так: «Думаю, те две цитаты, что он находит на могильных камнях в Годриковой Лощине, они подытоживают, если хотите, выражают смысл всей серии». 
  • Гарри, как жертвенный агнец, отдает свою жизнь, чтобы победить Лукавого, и входит Крестным путем в Запретный лес в сопровождении своей матери и троицы друзей. Он оказывается на вокзале Кингс-Кросс, но возвращается в Лес, где его «пронзили ногти Нарциссы». Он притворяется мертвым, но на восходе солнца открывает себя и побеждает Темного Лорда истиной, призывом к покаянию и обращением смертельного проклятия на него самого. Палочка Гарри из остролиста с пером феникса в сердцевине восстанавливается, так что он может отказаться от Бузинной палочки, которую использовал до того. 

Посмотрите, сколько аллюзий в этом финале: самопожертвование из любви, вокзал Кингс-Кросс — «Царский Крест», пронзание плоти, шипы — и воскресение из мертвых, побеждающее само воплощение смерти. 

Может быть, для некоторых читателей все это еще не вполне ясно, но и ничего особенно темного и запутанного в этом нет. Даже журналист MTV в упомянутом выше интервью заметил, что отрывки из Писания и их объяснение, данное Гермионой, — «центральные основы богословия Воскресения». Роулинг оканчивает эпос о Поттере некоей параллелью евангельским Страстям, данной в художественной форме. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» (1 Кор. 15:55). Любовь победила смерть. 

Иллюстрации: нейросеть Midjourney

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.