Людмила Тарасова: сочинение — важный элемент аттестации
Президент России Владимир Путин поручил правительству вернуть сочинение в состав выпускного школьного экзамена по русскому языку и литературе.
Поручение президента должно быть выполнено не позднее 1 марта 2014 года, так что школьное сочинение по русскому и литературе на выпускных экзаменах может появиться уже в этом учебном году.
Комментирует Людмила Тарасова, преподаватель русского языка и литературы, руководитель лингвистического музея лицея № 9 имени А.С. Пушкина, г. Зеленодольск (Татарстан):
Сочинение — очень важный элемент аттестации! Возвращение его в программу — это здорово. В свое время, когда экзамен проводился в форме сочинения, у желающих была и возможность к нему полноценно подготовиться.
Я помню, что лет десять назад мы на уроках литературы уделяли гораздо больше времени обсуждению произведений, обмену мнениями. Мы не просто изучали, «кто есть кто», и каков сюжет того или иного произведения. Я старалась привлекать и критическую, и философскую литературу.
Сейчас такой возможности нет: основная задача будущих выпускников — подготовиться к сдаче теста ЕГЭ, выучить правила. Им не до мировоззренческих споров.
А то, что литература используется в задании ЕГЭ как источник аргументов — это какая-то профанация. Много примеров того, как эти аргументы «притягиваются за уши», примеры приводятся бездумно, практически наугад. Просто механически берется похожая тема из известного произведения, и вот — якобы готов аргумент.
Другое дело — полноценное сочиение, с анализом мотивов автора, с обращением к его мировоззрению.
Возвращение сочинения — это конструктивный шаг, но его надо рассматривать в комплексе с другими мерами. Прежде всего, это увеличение часов, выделяемых на изучение литературы.