У ребенка 2 кружка каждый день, а уроки он делает по дороге на музыку. Нейропсихолог Анна Высоцкая рассказывает, о чем говорят скука и частые болезни и почему свободная игра и прогулки важнее секций.

Ребенок истерит и плачет по незначительным причинам

Анна Высоцкая

Обычно по поведению ребенка легко заметить, что он перегружен.

Есть дети с разным типом нервной системы: изначально истощаемые, астеничные и более выносливые. Со вторыми сложнее — кажется, что они тянут нагрузку и вполне счастливы. Но и у них может накапливаться усталость. При этом ребенок может говорить, что никакие занятия бросать не хочет.

С истощаемыми детьми проще: любое нарушение режима и увеличение нагрузки сразу же отражается на поведении. Лучше всего это можно увидеть на примере первоклассников, особенно если они посещают продленку — как правило, дети в возрасте 6-8 лет устают от такой длительной статичной нагрузки и могут выдавать эмоциональные реакции: беспричинные истерики, слезы по незначительным поводам, нарушение концентрации внимания, снижение познавательной мотивации.

Болезнь — самый объективный показатель

Второй признак, который сложно не заметить — ребенок начинает болеть. При перегрузке организм и у детей, и у взрослых дает предсказуемую реакцию в виде падения иммунитета.

Фото: unsplash

Также ребенок начинает болеть, когда не хочет посещать какие-то занятия, но не может открыто сказать об этом родителям. Например, он не хочет посещать профессиональную спортивную секцию, но родители говорят, что должен, что бросать нельзя. Или, скажем, в школе какая-то стрессовая ситуация, неудачи — ребенок тоже может начать «выдавать» постоянные болезни и пропускать школу неделями.

Вообще здоровье — самый объективный, самый точный показатель.

Если ребенок не болеет, хорошо ест и спит, значит, организм с нагрузкой справляется.

Скука — сигнал о перегрузке

Бывает и третий вариант развития событий, характерный для выносливых детей с хорошим резервом по здоровью, — это так называемое «выключение» из деятельности. Ребенок посещает занятие формально, у него нет эмоциональной вовлеченности в занятие. Если его спросить, что было на занятии, он почти ничего не может рассказать, потому что, по большому счету, происходящее там его не трогает. Кажется, что он все делает вполсилы, что у него нет мотивации.

Он может говорить, что ему там скучно, неинтересно, а на самом деле транслирует явный сигнал о перегрузке. Присутствуя лишь физически на занятии и не вовлекаясь в него эмоционально, он экономит силы и энергию. Если ребенок перегружен, он просто не может во все вовлекаться на 100 процентов, поэтому с радостью бросает кружки, если появляется такая возможность. Когда мы сами перегружены на работе, мы можем внешне даже справляться со своими обязанностями, но все делаем механически, а в итоге нарастает апатия, скука и нам уже не хочется идти на работу.

Сколько нагрузки должно быть у ребенка?

Есть категория детей, которым проще жить в четком режиме. Это дети с так называемым «дефицитом энергетического обеспечения психических процессов», то есть, образно говоря, у них быстро разряжаются батарейки. Таким детям нужно обязательно чередовать работу с отдыхом.

Для здорового ребенка (мы сейчас говорим о старших дошкольниках и особенно об учащихся первых классов, когда выявляются основные проблемы с адаптацией к нагрузке) я бы рекомендовала не больше одного дополнительного занятия в день помимо посещения школы.

Фото: freepik

Ситуация, когда ребенок с одного кружка сразу идет на другой (например, после спортивной секции в студию живописи) — крайне нежелательна.

Каждое занятие ребенку надо эмоционально «переварить» — рассказать о нем родителям, поделиться впечатлениями.

Кроме того, я считаю, что минимум два дня в неделю должны быть свободными, когда ребенок полностью освобожден от дополнительных занятий.

Максимум одно занятие в выходные

И еще необходимы два свободных, разгруженных вечера в будни, когда спокойно можно сделать уроки и, например, дополнительно разобраться в какой-то сложной теме по учебе.

Очень важно хотя бы иногда проводить время с детьми не по запланированному графику, а спонтанно — просто сесть и подумать, а чего ты сам хочешь. Может быть, в свой выходной ребенок просто хочет поиграть в игрушки или полежать на диване, сходить с родителями в гости или в лес…

Но часто родители, стремясь разгрузить будни, на выходные планируют очень много занятий и, например, суббота получается самым загруженным днем на неделе. В итоге получается такой вечный «день сурка», и времени на простое общение с родителями у ребенка просто не остается.

Очень важно иногда просто быть дома и делать вместе простые вещи — что-то приготовить, пообедать всей семьей, спонтанно выйти прогуляться в парк. Дети очень ждут выходных, так как для них это переключение, разгрузка, и очень расстраиваются, когда выходные, расписанные поминутно, быстро заканчиваются. Я рекомендую оставлять выходные свободными (максимум можно поставить в график одно занятие).

2 часа на улице и свободная игра

Рекомендации уже не психологов, а физиологов — педиатров, офтальмологов — ребенок должен 1,5-2 часа проводить на улице. Это стандарты и для детей, посещающих детский сад, и для школьников. Но по факту, когда ребенок становится школьником, он почти перестает проводить время на улице в будни.

Тут можно прибегнуть к разным уловкам — спланировать график так, чтобы до какой-либо секции ребенок шел по улице, не используя транспорт. Либо же можно записаться на спортивные секции с тренировками на улице — такие варианты есть и в Москве.

Вечер желательно спланировать так, чтобы у ребенка оставался час-два на свободную игру. Но часто ребенок после сада и школы посещает спортивную секцию, еще, возможно, и далеко от дома.

Вроде график построен нормально — вечером у него остается час на уроки, а потом сразу спать. Но по факту родители не закладывают в расписание время на то, чтобы ребенок спокойно пришел домой, переоделся, поел, переключился, настроился на уроки.

При этом я категорически против того, чтобы дети засиживались с уроками до ночи. В 21-21.30 они уже должны быть в постели, особенно это касается спортсменов, у которых режим должен соблюдаться строго. Я иногда могу разрешить своим детям не доделывать уроки и пропустить школу на следующий день, если вижу, что уже очень поздно.

Важно помнить о том, что дети очень устают, если живут не в своем ритме.

У них могут появляться невротические реакции. Нам, родителям, не стоит смотреть на других детей.

Если мама Маши радостно постит в фейсбуке, как Маша делает в метро уроки между фигурным катанием и музыкальной школой, и при этом она еще и лучшая ученица в классе — что ж, здорово, можно порадоваться за Машу. Но это не значит, что такой темп жизни подойдет вашему ребенку.

Надо реалистично оценивать способности и ресурсы ребенка и уклад, ритм жизни вашей семьи.

Беседовала Ольга Лунина

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: