Материк
Кто и зачем придумывает новые слова на латинском, почему растет интерес к древним языкам, зачем современным школьникам изучать латынь и как на ее фоне выглядит наш родной язык? Об особенностях языков, простоте и логике латинского рассказывает Анастасия Золотухина, кандидат филологических наук, старший преподаватель классической филологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

– Недавно я впервые услышал, что есть «просто» латынь, а есть разговорный латинский язык. В чем разница? 

Анастасия Золотухина

Настоящий латинист, конечно, скажет, что есть только одна латынь и это та, на которой писал, например, Цицерон. Но просто потому что история развивается, реалии жизни меняются, появляются новые понятия и явления, необходимо придумывать новые слова на латыни, которые их обозначают. То есть простая насущная задача. В идеале, конечно, «новая» латынь по строю не должна ничем отличаться от классической. Есть даже специальная комиссия, которая занимается «придумыванием» неологизмов. 

– Она где-то конкретно заседает? 

Нет, это скорее виртуальное сообщество, которое регулярно проводит конференции в разных местах, у нас в Москве 3 раза проводились подобные собрания. Общение там ведется исключительно на латинском.

– То есть не знающему латынь нет смысла идти…

Есть. Можно узнать много интересного на самом деле. Обсуждаются разные проблемы, и эти мероприятия лишний раз подтверждают как раз то, что латинский остается живым языком общения, языком науки.

– Насколько на таких конференциях весом вклад российских специалистов? Мы не отстаем от зарубежных коллег? 

Правда ли, что все языки произошли от русского
Подробнее

Могу с уверенностью сказать, что вклад ощутимый. Латинский вообще хорош именно тем, что он реально является метаязыком науки и никому – никакой стране или народу – не принадлежит, и каждое государство может внести свою лепту в общее дело на равных. Поэтому классическая филология – это действительно интернациональное явление.

– Как Антарктида…

Да, совершенно верно. Латынь – это материк свободы, который никому не принадлежит. И у нас в стране есть ученые-латинисты, которые совершенно по своему уровню не уступают зарубежным специалистам.

– Какая сейчас повестка дня мирового сообщества латинистов? 

В первую очередь – создание, конструирование неологизмов. Новых явлений становится все больше. И, конечно, как всегда остается проблематика научных переводов.

Латынь – погружение в мир логичности

– Есть ли смысл простым школьникам изучать древние языки? Не слишком ли много времени это у них забирает? 

На школьном уровне нет углубления такого специфического, как на вышеупомянутых конференциях, это понятно. В школе латынь – это прежде всего инструмент. И вообще, вокруг латыни ходит слишком много предрассудков – мол, это какой-то зверь неведомый, что очень мудрено и сложно. На самом деле латинский даже проще английского языка, который в свою очередь совсем не сложный для изучения. На латыни гораздо проще формулировать мысли. 

– А это убеждение, будто латынь – как высшая математика, откуда взялось у наших людей? Советское наследие? 

Нет, это еще раньше началось – с гимназий XIX века, тогда уже считалось, что это якобы все сложно, и вообще сама наука как таковая ассоциировалась с латынью и наоборот. Даже Чехов в своем «Человеке в футляре» добавил малоприятных штрихов латыни на примере своего героя – педагога, который живет в сером скучном мире. Да, в XIX веке латынь много где преподавали, и от самого учителя зависело отношение ученика к предмету – как, например, многим советским школьникам сложным казался немецкий язык. 

Но на самом деле – и я стремлюсь это показывать на своих уроках – та же грамматика латыни весьма простая, а самое главное – логичная. Латынь – логический язык, поэтому он упорядочивает сознание, структурирует мышление. Пожалуй, это его главное достоинство и значение. 

– Сколько процентов школьников в современной России имеет доступ к качественному обучению латыни? 

В процентах трудно сказать, но их немало. Здесь все зависит от учительского кадрового состава, который могут обеспечить, конечно, не все вузы. В России это прежде всего МГУ, РГГУ. Ну в Москве, например, наберется с десяток школ, где преподают латинский. Между ними проводятся олимпиады, где школьники демонстрируют достаточно высокий уровень знаний. Еще и спектакли показывают на латинском языке.

– А международное сотрудничество по линии школ? 

Да, это тоже есть. Наши школьники ездят в различные европейские страны, где устраивают языковые лагеря с интенсивным изучением греческого и латыни. 

– Вы представляете себе жизнь современного школьника – она никакой своей стороной прямо с этим древним языком не связана. Возникает чувство, что он учит что-то древнее, не имеющее органической связи с его реальной жизнью – разве не так?

Николай Казанский: Наука – это то, что можно объяснить ребенку
Подробнее

Можно тут по-разному ответить. Начнем с того, что да, со стороны кажется, что жизнь школьника и так слишком тяжела, чтобы еще на него и латынь навешивать – у него эти бесконечные экзамены, постоянный выбор, подготовка к ЕГЭ. И в этом потоке формул и штампованных ответов они часто не могут понять, кто они и зачем это делают. Так вот латынь как раз и помогает им в первую очередь понять, кто они сами такие. Это очень важно! Школьник понимает, к какой традиции он как личность относится – он относится к европейской традиции, к европейской цивилизации, и в дальнейшем в любой изучаемой им науке он видит эти следы, эту связь с древней традицией. 

Кроме того, он получает доступ к огромному количеству текстов, документов. И он понимает: те ученые, которых он изучает в школе, сами учились на латыни. И он может освоить первоисточник непосредственно. А работать в деле добывания знаний без посредников – это же навык самостоятельности, который впоследствии в жизни всегда пригодится. 

Латынь – это вообще погружение в мир большей «понятности», логичности. И она как раз учит, что школа, да и вообще учеба – это не достижение каких-то узкопрактических знаний. Это не накопление суммы знаний. А образование – это прежде всего личный, личностный рост, развитие сознания, широкий кругозор, который позволяет тебе оставаться свободным человеком в разных обстоятельствах. 

И еще раз подчеркну – латынь научает человека мыслить, потому что это очень логичный язык. Развивая логику, она развивает и речь человека, учит его выражать, формулировать свои мысли. Это важнейший навык! Ведь многие родители жалуются, что дети совсем не умеют выражать свои мысли. 

– То есть это в буквальном – древнеславянском – смысле «правильный» язык, он исправляет, структурирует «хаос» в головах людей – а хаоса у нас и вправду там многовато…

Да, именно так. Латынь – логичный язык, имеющий гармоничный строй. Вспомним, кто его исторические носители – древние римляне. Именно они являются «авторами» и самого феномена, и понятия «цивилизация». Цивилизованными странами и народами мы называем тех, кто живет по их образу, по той модели государственного и социального устройства, которое они по природе своей выработали. И цивилизованным мы называем человека, который мыслит в той системе координат, которую опять же они выработали. Плюс они создали свод законов, который регулирует деятельность и государства, и человека, гражданина. 

Римляне – народ, который имел талант строить империю. А империя – это всегда понятный порядок, четкий механизм. Поэтому латынь и по сей день упорядочивает мышление, это действительно так. 

Мы свободно спорили с учителями

– Вы окончили Классическую гимназию при Греко-латинском кабинете Ю.А.Шичалина. Почему вы – или, наверное, все-таки родители – выбрали именно эту школу? 

Да, я училась здесь с 5-го класса, с 1997 года, поступлению предшествовала серьезная подготовка и последующие вступительные экзамены, выпускалась в 2004 году. Занятия проходили в МГУ – история искусств, Древнего мира, латинский язык.

Ну, конечно, пойти в эту гимназию было собственно решением моих родителей. Я училась в обычной школе, и они видели, что мне не хватает нагрузки, я могу справляться с большим объемом занятий, плюс у меня есть способность к языкам. И вот решили, что именно в такой классической гимназии мне могут дать самое полное образование.

– На фоне обычной школы гимназия вам какой запомнилась? 

Почему не стоит искать «бесов» в безобидных словах. Лингвистика – против магии «тех-кого-нельзя-называть»
Подробнее

Вспоминаю с огромным удовольствием школьные годы, с теплотой. Мне странно даже слышать, когда кто-то вспоминает о школе с недовольством, с неприятием. В нашей гимназии всегда был не просто индивидуальный подход, а теплое дружеское отношение со стороны одноклассников и учителей. Маленький дружный класс, театр, регулярные поездки, новые языки – для меня это все было очень интересно. Поездки были частые. Практически каждые выходные, на праздники, в том числе на церковные, мы посещали различные достопримечательности. 

– Вы общались в основном со своей школьной компанией или друзья вне гимназии тоже были? Чувствовали разницу в культурном уровне? 

Ну общались, разумеется, с разными людьми, мы же не какое-то закрытое сообщество. Я, если честно, разницу чувствовала, но не могу сказать, что это было критично. Хотя у большинства сверстников не видела такого интереса к поэзии, к литературе, но ощущения собственной изоляции не было, наоборот – нравилось делиться с другими новыми знаниями. То есть, разумеется, гимназическая принадлежность не была барьером к общению с другими сверстниками. Но я понимала, что мне надо формировать свой круг общения, по интересам.

– Можно ли сказать, что в классической гимназии формируется более свободный тип личности? 

Смею сказать, что да. Например, на таких уроках, как литература, история, нам всегда давали высказать свою точку зрения, мы свободно спорили с учителями. Ну и в Афинах зародилась демократия, а мы изучали древнегреческий, и это не могло не отразиться на атмосфере учебы (смеется).

– Нет сомнений, что подготовка в средних и старших классах была хорошая. Сложно было выбрать, в какой вуз поступать? 

Почти сразу выбрала МГУ. Но долго думала, на какое именно направление. Конечно, понимала, что пойду на гуманитарное, а конкретно – на языковое. Вначале хотела идти по линии английского языка, но потом – за 2 месяца до экзаменов – сменила на классическую филологию. Знала, что поступить сложно, усиленно готовилась эти 2 месяца и в итоге без проблем поступила – за это опять же спасибо школе.

Языки не оценивают по шкале «хорошо – плохо»

– Какими языками вы владеете? 

Ну кроме древних – латинского и древнегреческого, в школе учила еще английский и французский, а потом выучила немецкий, итальянский и новогреческий. 

– А на фоне, страшно сказать, латыни каким вообще выглядит русский язык? Мы, русские, так привыкли им гордиться…

Языки вообще-то не оценивают по шкале «хорошо – плохо». Но могу сказать, что он по сравнению с латинским менее логичный. 

– А в палитре мировых языков насколько русский – интересное явление, с филологической точки зрения? 

Малые языки России – почему исчезают и можно ли спасти
Подробнее

Интересное явление, интересное. У каждого языка свои достоинства. Например, на латинском трудновато писать стихи, заниматься поэзией. Он хоть и стройный, но заниматься на нем «художественным рифмованием» все-таки сложно. Но римские поэты все же смогли это сделать – и именно за это в первую очередь, за то, что они совершили такой литературный подвиг, мы высоко ценим эту поэзию. 

По этой же причине – в силу своей логичности, однозначности – латынь становится языком науки. То, что написано на латинском, как правило исключает двоякую трактовку. А точность смысла – именно то, что нужно науке.

А вот греческий – и русский язык в этом смысле очень похож на него – можно понять по-разному. Поэтому для поэзии он подходит гораздо больше. 

И хотя сами русскоязычные литераторы говорят, что русский язык создан не для того, чтобы прояснять, а для того, чтобы затуманивать – все-таки я вижу в нем много плюсов. И вообще – учитывая, что он отчасти унаследовал греческую грамматику, понимаю, почему сложился именно такой строй языка и для чего он подходит. 

– И для чего он подходит? 

Русский – это язык поэзии, художественной литературы. Особенно – для передачи различных оттенков, нюансов эмоциональных, душевных переживаний. У нас достаточно слова поменять местами в предложении – и сразу же появляется новый смысл. 

– Иногда кажется, что русский язык мало подходит для законотворчества, для сочинения нормативных актов и как следствие функционирования бюрократической системы, а значит, и всего государства как такового. То есть поэзия у нас и вправду, наверное, одна из самых глубоких и насыщенных оттенками, но вот юридическое право создавать на нем трудно… Словом, нам всем надо выучить латынь и писать на ней законы.

Да, можно и так поступить. Но есть и другой вариант – обучать человека с детства риторике ведь это тоже древнее, античное искусство, и тогда даже на русском языке можно будет точно формулировать законы, то есть переносить идеи из «головы» на бумагу максимально точно и ясно.

– Как вам кажется, у современных греков есть такой снобизм – вот, мол, мы дали миру философию, поэзию, искусства, а «русским варварам» еще и веру дали, и азбуку, и календарь, да и вообще – цивилизацию? 

Думаю, да, есть, но они сами, кстати, в реальности совсем не всегда «владеют» своим наследием хорошо, и сами во многом не разбираются. И вообще – это наследие, оно же не им только принадлежит, оно уже давно общее, мировое, и «пользоваться» плодами этого наследия может каждый народ, в том числе и мы. 

И я очень рада, что интерес к древним языкам возрастает. Это для меня верный показатель того, что наше общество будет сохранять уровень культуры, культурный минимум, необходимый для цивилизованной жизни.

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.