«Мы
Выразительные номера, за которыми — тяжелая работа артистов и педагогов, переполненный зал и громкие аплодисменты. 23 сентября на сцене театра «Et Cetera» прошел спектакль «Наш Балаганчик». Журналист Кирилл Мартемьянов по реакции зрителей понял, что в инклюзии нуждаются не только люди с особенностями развития, но и обычные, здоровые. 

Название спектакля отсылает к стихотворению Александра Блока «Балаганчик», написанному в 1905 году, и его же одноименной пьесе, созданной годом позже. С пьесой, однако, представленный спектакль не имел ничего общего, кроме названия и, может быть, идеи. У Блока в его произведении — сарказм, пародия, критика, а в «Нашем Балаганчике» — интонация, меняющаяся от нежности до бунтующего вызова, но неизменно искренняя. У Блока — атмосфера разобщенности, глухоты к внутренней боли ближнего, а в «Нашем Балаганчике» за театральным действием — порой трагическим — просвечивает радость сплоченности, заботы друг о друге. Уже к концу спектакля эта радость будет выражена пятнадцатилетним Андреем Солововым через стихи Бориса Пастернака «Нас всех друг к другу посылает Бог».

Афиша спектакля. Фото: et-cetera.ru

Форма спектакля напоминала калейдоскоп: стремительные смены коротких, художественно насыщенных этюдов дополняли друг друга. Юные артисты читали стихотворения авторов Серебряного века под живую музыку собственного исполнения.

Именно в театре мы увидели, как особый ребенок начал взрослеть
Подробнее

После вводной массовой сцены начались индивидуальные выступления — открыл их девятилетний Коля Сомов, мальчик с блестящим, уверенным взглядом. Ловко управляя инвалидной коляской, он подъехал к краю сцены и задорно выкрикнул первую строчку «Балаганчика»: «Вот открыт балаганчик для веселых и славных детей!» Затем Коля слез с коляски и обошел ее по кругу под бойкую, веселую музыку. От него исходило ощущение молодой силы, веселья, легкости. Лишь после спектакля режиссер Наталья Шумилкина рассказала о тяжелом психологическом барьере, через который пришлось переступать Коле в театре:

«На многих репетициях он не мог сказать ни слова — рыдал, плакал. Мы преодолевали это с ним вместе».

Девятнадцать артистов, приковавших зрительское внимание на этот вечер, оказались воспитанниками образовательного и реабилитационного центра «Городок Незнайки», созданного благотворительным фондом «Дети.мск.ру». У каждого из артистов своя непростая судьба: болезнь, сиротство, жизнь в интернате. Через свою личную судьбу, которой невозможно не сочувствовать, артисты делают зрителя соучастниками этого большого действия, в котором реальность проступает сквозь свет софитов и пыль сцены, а живая боль — сквозь выученные монологи и отрепетированные движения.

Сцена из спектакля «Наш Балаганчик»

Особенный эффект имели выступления, в которых, кажется, уничтожалась дистанция между искусством и жизнью, между эмоцией поэта прошлого века и современным актером. Так тринадцатилетняя Елизавета Ефанкина читала цветаевский «Роландов рог», и в этих словах чувство предельного одиночества сплеталось с горячим желанием «жить вопреки»:

Как нежный шут о злом своем уродстве,
Я повествую о своем сиротстве.
….
Под свист глупца и мещанина смех —
Одна из всех — за всех — противу всех! —
Стою и шлю, закаменев от взлету,
Сей громкий зов в небесные пустоты.
….

Запомнилась прекрасная девушка, словно сошедшая с экрана немого кино, — Анастасия Кузьмищева. В этот вечер она появлялась на сцене в сопровождении режиссера Натальи Шумилкиной: после недавно перенесенной операции на голосовых связках у девушки еще не было голоса. 

Сцена из спектакля «Наш Балаганчик»

В своем первом появлении на сцене Настя беззвучно читала стихотворение Анны Ахматовой «Любовь», выразительно проживая его в жестах и мимике. «Голосом» девушки была режиссер, она безошибочно угадывала все оттенки ее чувств и передавала их в своей речи. Казалось, что они живут единой эмоцией, разделив на двоих один голос. Органичность этого дуэта указывала на большую историю взаимоотношений, скрытую от зрительского взгляда, — на длинные репетиции, личные разговоры, преодоление себя. 

«Это потрясающий ход, — комментирует Алексей Обухов, ведущий эксперт Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ. — Что произошло бы в обычном школьном театре, если бы актриса, пережившая непростую операцию, не смогла бы исполнить свою роль в ее изначальном виде? Ее бы просто заменили другой актрисой. В крайнем случае — вывели бы на сцену, но с предельно суженной задачей: персонаж оказался бы вырезанным из спектакля. Тут ей дали реализовать весь актерский потенциал, — несмотря на то, что она физически не может сейчас говорить. Такой подход — урок для педагогов».

По сути, весь спектакль пронизан интонацией борьбы, вызова, утверждения себя в этом мире.

Не случайно одним из ключевых поэтов вечера стал Маяковский. Его читали артисты Илья Ишутин и Александр Полх, а Павел Наливкин прожил на сцене «Хорошее отношение к лошадям». В образе упавшей на мостовую лошади, которую обступили смеющиеся зеваки и которая все же «рванулась, встала на́ ноги, ржанула и пошла», — читалось мироощущение многих артистов. Спектакль стал для них способом преодоления своей непохожести на других, принятия себя, творческого самовыражения.

Сцена из спектакля «Наш Балаганчик»

К концу спектакля зрителю было понятно: каждый из девятнадцати артистов рассказал ему в этот вечер всю свою жизнь, раскрыл душу, поделился опытом преодоления страха. Чем меньше эта тревога была заметна на сцене, тем более внушительной казалась победа каждого.

«Чтобы в голову не приходил вопрос: на сцене человек с инвалидностью или нет?»
Подробнее

Но важно и другое — параллельно с криком самоутверждения слышался и другой «аккорд», другой голос, другой призыв, который к концу спектакля уже явно преобладал над первой интонацией.

Безусловно, лучшим музыкальным номером стало коллективное исполнение песни, в которой Александр Блок и Боб Марли оказались соавторами. Результат их «тандема» — произведение, в котором беззаботная радость ямайского музыканта не просто контрастирует с мрачным, трагическим мироощущением русского поэта, но дополняет его, пребывает в диалоге с ним, как бы исправляя ошибки и залечивая душевные раны поэта. Лирическая героиня стихотворения «Превратила все в шутку сначала» — женщина, которая страдает, вероятно, из-за разрыва с близким человеком:

Превратила все в шутку сначала,
Поняла — принялась укорять,
Головою красивой качала,
Стала слезы платком вытирать.
И, зубами дразня, хохотала,
Неожиданно все позабыв.
Вдруг припомнила все — зарыдала,
Десять шпилек на стол уронив.

Исполнив куплет с этим текстом, молодые артисты тут же «реагируют» на слезы блоковской героини призывом из знаменитой песни Марли: «No, woman, no cry!» («Нет, женщина, не плачь!»). Это кажется их ответом самим себе, нам, ушедшему Блоку, их призывом к радости и счастью. 

Сцена из спектакля «Наш Балаганчик»

Сначала робко, потом — со все нарастающей силой артисты начинают говорить о любви и благодарности — за жизнь, за друзей, за эту сцену и зрителя. Бальмонтовский призыв «Страшись безлюбья!» стал апофеозом вечера:

Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мертвый звон.

Зал гремел аплодисментами. Рассчитанный на 500 мест, он вместил в этот вечер около 700 зрителей.

Может быть, переполненность зала — лучшее свидетельство перемен в обществе, которое медленно созревает не просто для инклюзивного искусства, но для принятия всех непохожих, особенных, странных, романтиков, поэтов, пилигримов.

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.