«На
Фото: tatmitropolia.ru
Фото: tatmitropolia.ru
«Сегодня куда ни взгляни — а вокруг столько беды и страданий. Вот он, Пермский крест, а чуть ранее был Казанский. Едешь мимо больницы и видишь у морга 15 катафалков, и это тоже крест». В праздник Воздвижения Креста Господня священник Андрей Мизюк рассуждает, о чем стоит помнить, когда «краев у горя и боли нет». 

«Поставить крест» 

Священник Андрей Мизюк

Помню, на заре воцерковления в какой-то определенный момент мне как-то очень неприятно стали резать слух обычные такие житейские фразы: «а он на себе крест поставил», «на ней повсюду поставили крест». Первая фраза, скорее всего, означает, что на свою жизнь человек махнул рукой, устал жить и пустил все на самотек, как говорится, будь что будет. А если кто-то на ком-то «поставил крест», то это означает, что для человека в жизни начались большие трудности, его отовсюду изгнали, ему не доверяют, его избегают, игнорируют.

Откуда это? Неужели по ассоциации с погребальным ритуалом, когда на холм похороненного человека ставили крест? Это стало нести негативный оттенок? То есть, вот — для человека все закончено и финальной точкой его жизни стал крест? Неужели так?

Открывал фразеологический словарь и, действительно, среди значений «поставить крест» — именно то, о чем я так часто слышал или читал. И как же это, все-таки, неправильно и плохо.

В конце сентября Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это «един­ствен­ный дву­на­де­ся­тый празд­ник (то есть один из две­на­дца­ти ве­ли­чай­ших празд­ни­ков го­до­во­го цик­ла), исто­ри­че­ской ос­но­вой ко­то­ро­го яви­лись не только но­во­за­вет­ные со­бытия, но и бо­лее позд­ние — из об­ла­сти цер­ков­ной исто­рии. В этот день пра­во­слав­ные хри­сти­а­не вс­по­ми­на­ют два со­бытия…

Как го­во­рит Свя­щен­ное Пре­да­ние, Крест был най­ден в 326 го­ду в Иеру­са­ли­ме. Про­изо­шло это око­ло го­ры Гол­го­фы, где был рас­пят Спа­си­тель. И вто­рое со­бытие — воз­вра­ще­ние Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста из Пер­сии, где он на­хо­дил­ся в пле­ну. В VII ве­ке его вер­нул в Иеру­са­лим гре­че­ский им­пе­ра­тор Ирак­лий. Оба со­бытия объеди­ня­ет в на­зва­нии празд­ни­ка то, что об­ре­тен­ный Крест пе­ред на­ро­дом воз­дви­га­ли, то есть под­ни­ма­ли.

«Не могу заходить в храм — там все напоминает кладбище»

Да, мы, воцерковленные христиане, прекрасно помним историю праздника и, как минимум, трижды в год совершаем особые богослужения в честь Честнаго и Животворящего Креста Господня. Однако почему у многих наших ближних и близких, особенно далеких от Церкви, такое стойкое негативное (и чего уж там — суеверное) восприятие Креста?

Моя давняя знакомая как-то раз пожаловалась, что совсем не может заходить в храм — ей все там напоминает кладбище. Я уточнил, а что именно? И вот тогда она сказала: кресты.

Просто она нецерковный человек, у нее такое же восприятие, как и у подавляющего большинства наших с вами крещенных/православных соотечественников. Многие из них заглядывают в храм два-три раза в год и ездят на кладбище, может быть, с такой же периодичностью. Поэтому, мне кажется, более чем понятно, откуда такое отношение и такое восприятие.

И мне не хочется переубеждать наших нецерковных братьев и сестер в обратном, используя сложные слова и цитаты. Крест действительно является напоминанием о смерти. Только не со знаком минус, а наоборот.

Я и сам когда-то в детстве сложно переживал поездки на кладбище. Это было неприятно и страшно. Ликбеза в отношении вопросов жизни и смерти дома никогда не было, а место, где вокруг тебя под слоем земли лежат мертвые люди, много мертвых людей, вызывало тошнотворное ощущение. И потом на несколько дней оставалось своеобразное эмоциональное послевкусие.

Нет, для меня не было новостью то, что люди умирают, но мне не очень сильно хотелось сталкиваться с этой правдой, а тем более видеть место торжества смерти, которым я считал кладбище. И да, это во многом отсюда — этот суеверный, непонятный страх, это ощущение беспомощности и неизвестности. Эти неуклюжие, неправильно сваренные железные кресты, эти надгробия, холмики, фотографии с уже неживущими людьми, которые, как мне казалось, смотрят на тебя с укоризной и завистью… Это все говорило о смерти. Но с тем самым неправильным знаком минус.

Крест — начало, а не конец

Крест, как я уже выше сказал, это именно напоминание о Смерти, но в большей степени это еще и напоминание о Правде. Как справедливо и точно об этом написал протопресвитер Александр Шмеман: «Крест — это символ прежде всего беспощадной правды, вошедшей в мир, и потому способность обличить, выявить зло как зло. Христос не потому принимает страдания и крест, чтобы научить нас терпеть, а потому что на этом крестном пути все время на деле торжествует Он, то есть правда».

Именно об этой Правде напоминает Крест. На груди священника, у крещальной купели и на свежем могильном холме крест говорит о Правде и о том, что с этой Правдой мы с вами живем и идем уже две тысячи лет.

Возможно, мы не подозреваем об этом, отмахиваемся и не воспринимаем это всерьез, стараемся об этом не думать, надеемся на то, что жизнь как-нибудь наладится сама собой, без Правды. Но наладится ли?

Для меня самого когда-то давно крест навсегда связался именно со Христом. Не с жутким костлявым призраком с косой, не со стаканом перед фотографией на поминках, не с детскими страхами и глупыми суевериями, а со Христом. И именно тогда все стало на свои места и изменилось отношение к смерти и кладбищам, которые я теперь люблю. Особенно старые — потому что это место великой и непознанной тайны, место, в котором Садовник посеял зерна и с любовью ожидает иной весны, чтобы они взошли. Место, где Христос уврачевывает разбитые от страшного горя сердца ожиданием и надеждой на встречу. Место, в котором и я сам, надеюсь, однажды перед самим собой увижу эту великую Правду и до времени воскресения упокоюсь, уповая на нее.

На Кресте Господь, сквозь невыносимую, страшную боль веков человеческого греха, обнимает всех идущих сквозь времена и пространства. 

Путь, лежавший прежде лишь в смертную тень и ужас, отныне и в вечные веки исправлен на Кресте. И потому-то в святой тайне Крещения на каждом из нас действительно поставлен крест, но он становится началом, а не концом, маяком и путеводной нитью, связующей колыбель и Царство Небесное. И даже на могильном холме крест становится напоминанием о том, что путь человека еще не окончен.

Как нести свой крест

Мне немного досадно, что иногда в больницах, в ковид-отделениях, видя на мне крест, люди вжимаются в кровати и пугаются. Но мне не страшно, потому что я сам из такого же детства. И сам когда-то делал открытия и сам когда-то начинал этот путь. Я благодарен Богу, что во всех сложностях этой дороги, сквозь ошибки и поражения, Он напоминает мне о том, что Его объятия все равно и навсегда открыты. Я вспоминаю одну женщину, которая угасала, задыхаясь уже даже на кислородной маске. Я успел ее причастить, а последнее, что я смог для нее сделать, это вложить в ее руку маленький крестик. И она крепко сжала его. Именно в эту секунду я понял, что это ее последнее усилие, возможно, стало самым главным и важным шагом в ее жизни. 

И я ощутил покой и понял, что сейчас произошло что-то очень важное, то, в чем я уже не участвую, но их по-прежнему осталось двое: она и Он.

Как нести крест? Свой Крест… Сегодня куда ни взгляни — а вокруг столько беды и страданий. Вот он, Пермский крест, а чуть ранее был Казанский. Едешь мимо больницы и видишь у морга 15 катафалков, и это тоже крест.

За эти десять лет службы я видел смерть очень много раз. И сожженный наполовину электрическим током подросток, прыгающий по электричкам — еще какой крест. И родители у гроба убитой девочки — крест.

Но при всем этом, когда реальность тебя почти убедила, что краев у горя и боли нет, просто помни, что все это и Его боль, та самая — нестерпимая и огромная, как вся вселенная, через которую Он обнимает всех идущих. В конце всего этого страшного и непреодолимого обязательно будет Правда.

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.