Священник Сергий Круглов

1 июня этого года в свет вышел современный русский перевод Библии, первый (после Синодального перевода XIX века) перевод в России, над которым Российское Библейское Общество работало более 15 лет.

В составе настоящего издания Библии публикуется  современный перевод Ветхого Завета, который РБО осуществило в 1996-2010 гг. трудами М.Г. Селезнева, а также В.Ю. Вдовикова, А.Э. Графова, А.С. Десницкого, Л.Е. Когана, Л.В. Маневича, Е.Б. Рашковского, Е.Б. Смагиной, С.В. Тищенко, Я.Д. Эйделькинда, современный перевод Нового Завета выполнен В.Н. Кузнецовой при участии научно-редакционной комиссии. Назначение этого нового перевода – не богослужебное или научное, а вполне популяризаторское. Вот что об этом сказано в предисловии к новому изданию:

«Основной задачей такого перевода является его доступность для понимания и восприятия обычных людей, не имеющих специальной лингвистической и богословской подготовки.

Таким образом, современный библейский перевод ориентирован на понимание широким кругом читателей содержания Священного Писания, а также восприятие его стилистического многообразия. Поэтому он предназначен,  прежде всего, для  миссионерских, учебных  и духовно-просветительских целей».

То есть, говоря по-простому, этот перевод задуман для того, чтоб читать его и понимать, о чем сказано в Библии, мог всякий современный россиянин. О таком подходе  о.Александр Мень говорил в предисловии к книге «Сын Человеческий», цитируя слова В.Соловьева в его беседе с  К.Победоносцевым :

«Но ведь надо же наконец народу о Христе рассказать».

Как бы ни относиться к выходу нового перевода Священного Писания, но несомненно, что событие это – значительное, в  первую очередь, для Церкви, для верующих во Христа. Оно освещалось в специальных изданиях, был новостной сюжет на российском ТВ, о нем были высказаны мнения специалистов и священнослужителей (особенно много нареканий вызвал перевод Нового Завета В.Кузнецовой, который ранее выходил под названием «Радостная Весть»), в связи с новым изданием Библии происходили инциденты в самом РБО – но все-таки круг людей, интересующихся этими вопросами, показался мне не очень широким…

Меня заинтересовало, что знают о новой Библии обычные наши прихожане на приходах.  О важных событиях слухи в народе разносятся мгновенно, о том, что привезли Пояс Богородицы, люди узнавали помимо всяких объявлений, передавали эту весть из уст в уста. Передают ли из уст в уста весть о новом переводе Книги Книг на всем понятный современный язык?

photosight.ru. Фото: Дарья_Мэй_

Опросив прихожан на нашем приходе в Минусинске, установил: никто ничего не знает. О выборах без умолку говорят все – о Библии, как в новом, так, кстати,  и в старых переводах, никто не говорит. Та же картина – и на других шестнадцати  приходах Минусинского благочиния, действующих в шести районах юга Красноярского края…

Решив обратиться с вопросом о новом переводе Библии и о том, что о нем говорят верующие в российских городах и весях,  к более широким кругам, я задал его у себя в блоге Живого Журнала. Тут картина была немного более отрадна: кто-то  об этом издании слышал и держал в руках, кто-то хотел бы прочесть, но не нашёл (судя по всему, тираж разошелся мгновенно, а о том, насколько полезно это издание для верующих и надо ли его распространять по нашим приходам, у священноначалия, насколько я уразумел, единого мнения пока нет – тут я буду рад, если меня поправят).

Но  нередкими  оказались «комменты» к моему посту и такого содержания: «Спасибо за информацию, от вас первого слышим!..»

Еще раз полистав тоненькие страницы новой Библии, выписанной мною по каталогу РБО и полученной по почте, я вдохнул  любимый мой аромат свежей типографской краски, повздыхал на тему сакраментального замечания классика о том, что все мы ленивы и нелюбопытны, и еще раз залез в интернет – поискать отзывов трудящихся в других блогах и на форумах. И отзывы встретил самые разные (привожу лишь некоторые из них, без указания источников, минимально поправив орфографию):

«Переводить Слово Божие на язык смс-ок и разговоров в маршрутках  – кощунство!»

Тут же – ответ: «Понимаем ваше радение о сакральности языка Откровения – но на каком языке Бог говорил с пророками, а Иисус – с учениками, насколько специально этот язык был священнозатемнён, чтоб «не осквернили»? Неужели учение Христа – эзотерическая тайна для избранных?»

«Все разговоры про переводы Библии – протестантская тенденция, чуждая православию!»

Ответ был такой : «Ну конечно, чем предметно говорить и содержательно критиковать, лучше с ходу повесить на явление ярлык и отмести в сторону, мол, вы ученые, а мы толченые…»

«Нужно как можно больше переводов Библии, для людей разного культурного уровня и социальных групп, а то Церковь превратится в языческое место поклонения артефактам, а слово Христа вообще забудут!»

Ответ: «Простите, но уверена, что например падонкафский перевод Евангелия не захотят читать и сами падонки – с души воротить будет…Читала перевод Кузнецовой – воротило примерно так же».

«РБО – масонское гнездо, а на обложке новой Библии – три шестерки!»

«Может быть, новый перевод и несовершенен, о нем можно спорить…Но я читаю его запоем, заново открываю для себя Священное Писание, сто раз читанное в старых переводах (только Новый Завет мне все-таки ближе другой, например, в редакции еп. Безобразова, но, как говорят, на вкус и цвет…).Читаю не как «зачала» положенного молитвенного правила, а просто для души. И молюсь о здравии людей, совершивших такое Богоугодное и нужное для всех дело».

И напоследок – еще одна цитата (изменил в ней только одно место – «запикал» многоточием нецензурное слово):

«Странные вы, там нет и слова о России. На кой … такая вера нужна?»

Тут уж, как говорится, без комментариев…

Читайте также:

Книга не для чтения

Можно ли зачитаться Библией?

Без комментариев

 

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: