Новая попытка украинской автокефалии – чего опасаться

|
Президент Украины Петр Порошенко попросил Константинопольского Патриарха Варфоломея предоставить автокефалию единой поместной украинской Церкви. Верховная рада поддержала обращение. Чем нынешняя попытка украинской автокефалии отличается от предыдущих и к каким последствиям она может привести - размышляет доктор церковной истории, кандидат богословия, профессор Владислав Петрушко.

Владислав Петрушко

Обращение Порошенко и Верховной рады, которая его поддержала, можно расценивать как вмешательство государства в дела Церкви – то есть прямое нарушение конституции Украины. Но, учитывая то, что власть на Украине – явление весьма своеобразное, эта администрация пришла к власти путем переворота, конечно, о соблюдении законности говорить не приходится.

Жаль, конечно, что Константинопольский Патриархат не расценил это сразу соответствующим образом, а сообщил о том, что эта просьба будет рассматриваться Синодом Константинопольской Церкви. Определенные опасения это вызывает, хотя это далеко не первое подобное обращение – началось все во времена Кравчука, продолжалось при Кучме, при Ющенко – их было довольно много. Однако опасения может вызывать то, что данная акция может вписываться уже не столько в контекст внутриукраинской политической жизни, сколько стать одним из звеньев в цепи событий той пропагандистской, антироссийской кампании, если не сказать, истерии, которую мы наблюдаем в последнее время.

В данном случае речь может идти не столько о позиции Порошенко и его команды, сколько о тех, кто этими марионетками командует. К сожалению это может стать событием, которое, увы, не только касается Украины и ее религиозной жизни, а может быть направлено против Русской Православной Церкви, и через это – против России.

Но умеренный оптимизм внушает то, что Константинопольский Патриархат уже объявил, что этот вопрос будет рассматриваться с учетом мнения других поместных православных церквей, то есть и Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви под омофором Московского Патриархата.

Это дает надежду на то, что вряд ли Константинополь может легко отказаться от тех договоренностей, которые были приняты на совещании в Шамбези перед Критским собором и которые предусматривали, что консенсус всех поместных православных Церквей будет необходим в случае предоставления автокефалии.

Мне кажется, это отрадный эпизод, который показывает, что Константинополь отдает себе отчет в том, что если в одностороннем порядке он предоставит такую автокефалию Церкви, это будет означать катастрофу внутри православного мира. Означать это будет, во-первых, разрыв отношений между Константинополем и Москвой, а во-вторых будет чревато без преувеличений  религиозной войной на Украине. Безусловно, это усугубит ситуацию. Сейчас происходят постоянные захваты храмов раскольниками у канонической Церкви, это превратится в неконтролируемый процесс. И если в Вашингтоне это в общем-то никого не волнует, то я думаю, что Константинопольский Патриарх, который претендует на то, чтобы считаться лидером православных всего мира, должен отдавать себе отчет и принимать на себя ответственность за то, что произойдет в результате такого шага.

Влияние политики на церковную жизнь может оказаться для нас неожиданным, но неприятным сюрпризом. К сожалению, Патриарх Варфоломей очень зависим от своей американской диаспоры, греческой архиепископии, которой фактически руководят представители греческой диаспоры Соединенных Штатов, плотно укорененные в элите американского общества.

К сожалению по этой линии давление на него оказывается, и то, насколько он захочет и сможет этому давлению противостоять, может сказаться на ситуации на Украине в ее церковной жизни.

Определенный оптимизм основывается на том, что таких попыток уже предпринималось много, однако сегодняшняя ситуация, на мой взгляд, отличается от тех ситуаций, в которых такие попытки предпринимались ранее.

Записала Ирина Якушева

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Что происходит с верой в самом светском регионе планеты – исследование Pew Research Center
Пишите шпаргалки, а в случае неудачи – покажите другой путь
Что можно есть и какие обследования проводить, если у ребенка аллергия

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: