В последнее время, после убийства Осамы бен Ладена, из Пакистана приходят только тревожные вести, но и прежде приходили не самые радостные. В частности, регулярно сообщалось о притеснениях, которые испытывают христиане в этой преимущественно мусульманской стране. На этом фоне, кажется, нет оснований надеяться на какое-либо распространение Православия среди местных жителей.
Однако именно сейчас в Пакистане действует православная миссия, возглавляемая священником-пакистанцем и включающая уже около пятисот новообращённых пакистанцев. Центр её находится в Лахоре, где отец Иоанн Танвеер регулярно совершает богослужения в своём доме. Это очень юная миссия, которой всего несколько лет, и своим появлением она обязана… бывшему католическому священнику.
Отец Иоанн родился в семье католиков, и после получения соответствующего образования, был рукоположен в Римо-Католической Церкви. С 1986 года от служил на приходе в Лахорском диоцезе, а также преподавал в местной семинарии.
В 1990 году, в католический храм, где служил Иоанн Танвеер, пришёл человек, оказавшийся греческим генералом, искавшим в Лахоре православную церковь, — какой тогда, конечно, не было. Между ними состоялся разговор о Православии, который задал отцу Иоанну направление на многие годы. Как он вспоминал позднее, «эта встреча родила во мне желание и даже жажду всё больше узнавать о Православии, но в Пакистане я не мог найти литературы о нём. И я даже не понимал, почему в сердце так тянусь к Православию, ведь я уже был католическим священником».
В мае 1993 года Иоанну удалось побывать в Австралии:
«Я был в окружении католиков, но чувствовал, что каким-то образом Бог даст мне шанс встретиться с Православием. И как-то вечером, когда я ехал с группой людей в Мельбурне, одна женщина спросила, не хочу ли я побывать на православной литургии. Я сразу ответил: да, и она сказала, что нужно быть готовым к восьми утра.
На следующий день она заехала за мной и отвезла храм Петра и Павла, украинский приход Константинопольского Патриархата. Святость божественной литургии вызвала в моей душе трепет; пение хора, благоухание ладана, огоньки свечей, лики на иконах – всё вызывало у меня ощущение, что я нашёл свой истинный дом.
Когда люди пошли к причастию, я тоже направился за ними, но моя знакомая удержала меня, сказав, что католики не имеют права делать это. После службы я очень хотел встретиться со священником, но не получилось».
Вернувшись на родину, Иоанн Танвеер с большим вдохновение рассказывал о Православии своим друзьям, прихожанам и студентам в семинарии. Он собирал всё больше информации о Православной Церкви, что было очень непросто, а начальство совсем не одобряло его интересов.
Чем больше отец Иоанн узнавал о Православии, тем больше он говорил о нём в проповедях и лекциях. В 1996 году это привело к напряжению в отношениях с епископом, которому отец Иоанн сказал, что обнаружил много различий в учении Католической и Православной Церквей, и что именно её он считает Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью.
После этого отец Иоанн оставил служение и преподавание, и католицизм вообще.
Ему пришлось искать работу — и он стал журналистом лахорской газеты «International Press». В 1997 году он женился, позднее в его семье родилось трое детей. Всё это время отец Иоанн искал возможности принять Православие.
Он писал своим друзьям в Австралию с просьбой узнать об этом, но не получил ответа. Наконец, летом 1998 года он восстановил контакт с тем самым греческим генералом, которого видел восемь лет назад, и попросил его отдать прошение в Греческую Церковь. Генерал переправил письмо митрополиту Гонконгскому и Южно-Азиатскому Никите (Константинопольский Патриархат).
Осенью того же года пришёл ответ от митрополита, с приглашением вступить в диалог о том, как стать православным. «Я с радостью согласился, но следующий ответ получил только через три года. Бог словно играл в прятки со мной» — говорит отец Иоанн.
«В 2001 году в Пакистан приехал священник Даниил Тойнби из Сингапура, с поручением от митрополита узнать возможности для открытия прихода в Лахоре. Во время прощального вечера он сказал мне и некоторым моим единомышленникам, что обязательно поговорит с Его Высокопреосвященством о принятии нас в Православие. Отец Даниил уехал и снова наступило долгое молчание, пока в сентябре 2003 года мне не позвонил секретарь владыки Никиты и не сообщил, что Его Высокопреосвященство лично прибудет в Пакистан».
Митрополит Никита приехал, и между ними состоялась искреннее общение, казалось, двери Православия открыты широко для семьи Танвееров. Но после отъезда владыки снова не было никакого ответа на все письма.
«В то время я едва не потерял надежду и не разочаровался, — признаётся отец Иоанн. – Я понимал, что митрополит очень занятой человек, но не понимал, почему путь к Богу мне даётся так тяжело. В эти тёмные моменты моя жена Роза поддерживала меня, говоря: не волнуйся, Господь с нами, наступит день, когда Он даст нам возможность стать православными».
Этим днём стало 27 июня 2005 года, когда митрополит Никита снова посетил Лахор и принял семью отца Иоанна и его единомышленников в Православие, а также благословил проповедовать и другим пакистанцам.
Отец Иоанн, тогда ещё как мирянин, возглавил Православную миссию и развил активную деятельность. Он выступал с лекциями и семинарами, печатал статьи о Православии в СМИ – здесь ему пригодился журналистский опыт и знакомства, — оказывал помощь нуждающимся. Через некоторое время здесь было уже триста православных пакистанцев, и число их продолжало расти.
Вскоре власти официально зарегистрировали православную миссию в стране.
Общине сильнее всего не хватало священника, и наилучшим кандидатом был признан Иоанн Танвеер. По благословению митрополита Никиты он начал готовиться к поступлению в православную семинарию Святого Креста в США, но не смог поступить ни в 2005, ни в 2006 годах, поскольку ему было отказано в получении американской визы.
Тем не менее он изучал материалы для дистанционного обучения, а в 2007 году был направлен в Свято-Никольский монастырь в Греции для обучения и подготовки к рукоположению. Из-за того, что митрополит Никита в это время был переведён с Гонконгской кафедры на новое место служения, хиротония отложилась и совершил её уже митрополит Нектарий осенью 2008 года в Афинах.
По возвращении отец Иоанн стал совершать богослужения в своей квартире в Лахоре, куда приходят каждое воскресенье по сорок-пятьдесят прихожан – больше просто не может поместиться. Количество православных растёт, и не только в Лахоре, но и в некоторых ближайших населённых пунктах. Было переведено на урду (основной язык Пакистана) и издано несколько православных книг, которые распространяются бесплатно ввиду бедности прихожан.
Вообще в Пакистане у населения не слишком высокий уровень жизни, но у христианского меньшинства он ещё ниже. Однако у католиков, издавна находящихся здесь, всё-таки сложилась своя социальная среда, внутри которой есть какие-то возможности в плане работы, образования и т.д.
А когда католик-пакистанец становится православным, он зачастую оказывается чужим и для этой среды, и даже испытывает определённое давление. Так, матушка Роза, супруга отца Иоанна, до недавнего времени работала в частной католической школе преподавателем английского языка, здесь же учились их дети. Но перед началом нового учебного года её уволили, а детей отчислили, и их не удалось устроить ни в одну другую католическую школу. Поскольку это не единичный случай, отец Иоанн с помощниками устроили домашнюю школу для православных детей, а затем ещё одну в городке недалеко от Лахора.
Православные – самая бедная часть бедного общества в Пакистане, но на этих людях исполняется слово апостола Иакова: «Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак. 2:5). И они тверды в новообретённой вере настолько, что даже перед лицом невзгод, которые приносит им их выбор, остаются верны Православию. Отец Иоанн живёт жизнью своих прихожан, старается помочь в получении образования, медицинской помощи, даже продуктов питания, — но возможности его очень невелики.
Раньше приход издавал ежемесячный православный журнал, а также организовывал выезды с публичными беседами о Православии, но теперь из-за недостатка финансирования пришлось это приостановить.
Самая главная, по словам отца Иоанна, скорбь для православных – это нехватка собственного храма. Это существенно ограничивает развитие прихода и всей миссии. Но пока что даже денег на приобретение небольшого кусочка земли для будущего храма в Лахоре (6000$) у православных нет. Не хватает также церковной утвари, облачений, икон, лампад. Много нужд, связанных с получением образования детьми и молодёжью из бедных православных семей.
Но православные пакистанцы не унывают, они рады, поскольку удовлетворена их самая главная нужда, самая главная потребность – познать истину.
От редакции: Если Вы хотите помочь пакистанской православной миссии, обращайтесь в редакцию портала «Правмир». В сентябре 2011 года Православное Миссионерское Общество имени прп. Серапиона Кожеозерского организует приезд в Москву отца Иоанна Танвеера. Автор материала о нем диакон Георгий Максимов сможет передать о.Иоанну лично в руки деньги, утварь или что-то иное от читателей Правмира.
Читайте также: