Подвижные
Золотой фонд детских игр.

Трудно переоценить значение игры в жизни ребенка. Известный педагог и ученый П. Ф. Лесгафт считал, что подвижная игра — это упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни. Играя, дети не только развивают свои физические и умственные способности, но и учатся

  • работе в команде;
  • взаимодействию с другими людьми;
  • соблюдению определенных норм и правил.

Подвижные игры развивают быстроту реакции, сообразительность, волю к победе. В золотой фонд подвижных игр для детей входят игры:

  • «Бояре»;
  • «Кот и мыши»;
  • «Пятнашки»;
  • «Жмурки»;
  • «Золотые ворота»;
  • «Ручеек».

Эти игры знакомы многим поколениям детей. О некоторых из них мы хотим рассказать.

Жмурки

Одна из самых популярных подвижных игр. Перед началом игры убедиться, что вам хватит пространства без препятствий, так как дети будут активно двигаться и водящий («жмурка») ловит играющих с завязанными глазами.

  1. «Жмурку» выводят в центр площадки и поворачивают несколько раз вокруг собственной оси.
  2. Затем дети разбегаются в разные стороны.
  3. «Жмурка» должен поймать игрока и, не снимая с глаз повязку, угадать, кого он поймал.

Игра требует осторожности и соблюдения правил безопасности, с которыми надо ознакомить детей. Нельзя убегать за границы участка, предназначенного для игры. Лишние предметы лучше убрать. Можно предупреждать «Жмурку» о препятствии определенным словом. Например, «горячо» или «огонь».

Гуси-лебеди

Перед началом игры выбирают Пастуха и Волка. Остальные участники игры — гуси. Пастух находится на одном конце площадки, гуси-лебеди «летают» (активно двигаются) — на другом. Недалеко от пастуха стоит волк.

Дальше происходит диалог между Пастухом и гусями.

Пастух:

Гуси-гуси!

Гуси (останаливаются):

Га-га-га.

Пастух:

Есть хотите?

Гуси:

Да-да-да

Пастух:

Ну, летите!

Гуси:

Нет-нет-нет. Серый волк под горой не пускает нас домой.

Пастух:

Вы летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси вытягивают в стороны руки и «летят» к пастуху. Волк должен поймать как можно больше гусей (прикоснуться к ним рукой).

Бояре

Играющие делятся на две команды. Взявшись за руки, они встают друг напротив друга.

После этого начинается разговор. Произнося первую половину фразы, команда идет по направлению к команде соперников. Произнося вторую половину фразы, отступает на место. Поочередно команды то приближаются к линии соперников, то возвращаются на место.

«Бояре, а мы к вам пришли; молодые, а мы к вам пришли»

«Бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли?»

«Бояре, мы невесту выбирать; молодые, мы невесту выбирать»

«Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила?».

Затем, команда совещается, какую невесту выбрать. Называют ее имя, после чего невеста встает спиной к гостям. Разговор продолжается.

«Бояре, у нее зубки болят; молодые у нее зубки болят»

«Бояре, а мы пряничка дадим; молодые, а мы пряничка дадим»

«Бояре, она пряничка не ест; молодые, она пряничка не ест»

«Бояре, отпирайте ворота, отдавайте нам невесту навсегда»

Затем один из гостей разбегается и старается разбить цепь бояр, крепко держащих друг друга за руки. Если это удается, невеста уходит в команду гостей. Если нет — не сумевший разбить цепь игрок остается у бояр. Выигрывает команда, в которой остается больше игроков.

Кот и мыши

Дети выбирают Кота. Остальные игроки — мыши. Для выбора кота можно использовать речевку, которая и дальше будет звучать в игре:

«Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот,

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите:

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод».

Во время произнесения речевки мыши бегают вокруг спящего кота. Затем, кот просыпается и старается поймать как можно больше мышей.

Красный, желтый, зеленый

Для игры вырезают из бумаги три кружка красного, желтого и зеленого цвета. Детям объясняют правила игры:

  • если водящий показывает зеленый кружок, дети активно двигаются, бегают, прыгают, танцуют.
  • Желтый кружок: спокойно ходят, говорят шепотом.
  • Красный: останавливаются, стоят неподвижно и молча.

Кружки можно менять быстро.

Подвижные игры

Море-суша

  1. Дети становятся в круг, посередине — воображаемая суша. Вокруг — вода. Дети начинают «плыть» по кругу.
  2. Когда водящий произносит слова «океан, море, пруд, речка, озеро», дети двигаются по кругу.
  3. Если же они слышат слова «земля» или «остров», они должны впрыгнуть в круг на «сушу».
  4. Тот, кто не успел, выходит из игры.

Делай, как я делаю, а не так, как говорю

Эта игра требует большой концентрации внимания. Водящий объясняет детям, что будет выполнять определенные действия. Например: прыгать, приседать, кружиться на месте, поднимать руки вверх. При этом он будет озвучивать свои действия, иногда намеренно допуская ошибку. То есть говорить «прыгаем» и приседать.

Дети должны обращать внимание только на действие, а не на слова. В данном случае им надо будет не прыгать, а присесть.

Тот, кто ошибся — выходит из игры.

Островки

Интересная игра, которая позволяет объединить подвижную часть с обучающей.

  1. Из бумаги вырезаются круги, на них пишут буквы алфавита.
  2. Круги раскладывают в произвольном порядке. Это — островки. Вокруг них — вода.
  3. Дети должны перебраться с одного «берега» на другой по островкам. Водящий называет буквы, игрок прыгает на нужные островки и постепенно перебирается на другой берег.
  4. Можно усложнить задачу и назвать слово.
  5. Ребенок должен сам найти нужные островки с буквами и перебраться на другой берег.

Поезд

Дети выстраиваются друг за другом, изображая поезд. Впереди — паровоз, за ним — вагоны.

«Паровоз» едет то медленно, то быстрее, иногда останавливаясь. Задача состоит в том, чтобы дети, следуя за паровозом, держали линию. При этом друг за друга держаться нельзя.

Ниточка-иголочка

Похожа на игру «Поезд». Дети выбирают «Иголочку», остальные становятся в линию за ней, образуя «ниточку». Иголочка бежит, а ниточка следует за ней, стараясь в точности повторить траекторию.

Интересно играть командами. Та команда, которая точнее всего повторит движение своей иголочки, выигрывает.

Сова

Дети выбирают «Сову». Она сидит в воображаемом гнезде.

Ведущий говорит:

«День наступает, всё расцветает».

Дети двигаются по площадке, изображая разных животных.

Ведущий произносит:

«Ночь наступает, сова прилетает».

Дети останавливаются и замирают.

«Сова» облетает площадку и забирает в свое гнездо всех тех, кто пошевелился, заговорил или засмеялся.

Как научить детей играть

Два и три

Играющие бегают по площадке. Если ведущий кричит «два», дети должны образовать пары. Услышав сигнал «три», играющие встают тройками.

Побеждают те, кто быстрее всех выполнил задание.

Горячая картошка

«Горячей картошкой» может быть мячик. Дети становятся в круг и по сигналу водящего начинают передавать друг другу «картошку». Можно включить музыку.

Когда музыка включается или по сигналу «стоп» игра останавливается. Тот, у кого в этот момент в руках оказывается «горячая картошка» выбывает из игры.

Бадминтон с воздушным шариком

Можно поиграть в бадминтон, используя вместо воланчика воздушный шарик. Если детей много, и у каждого есть ракетка, встают в круг и перекидывают воздушный шарик друг другу.

Бег с «яйцом»

Небольшой шарик, например, от пинг-понга, кладут на ложку. Задача игроков — пробежать до определенной цели, не уронив «яйцо» на пол. Игру можно построить по принципу эстафеты.

Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.