Практика монастырского духовничества должна быть упорядочена
В своей речи на открытии Архиерейского Собора 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, вновь обратил внимание архипастырей, что необходимо упорядочить практику монастырского духовничества.
Говоря о людях, которые приходят в монастыри за духовным окормлением и попечением, Его Святейшество сказал: «Таким людям иногда встречается на их жизненном пути так называемый старец, который утверждает, что единственный способ укрыться от реальных и мнимых несчастий — отказаться от паспорта, уйти в пещерный затвор или затаиться в тайге, добровольно замуровать себя в самочинном скиту. И детей заодно захватить с собой. И ведь человек вроде бы счастлив: все за него решено, думать ему ни о чем не надо. Но в этом ли призвание христианина, и так ли может быть препобеждено зло мира сего? И как глухую самоизоляцию соединить с исполнением завета Спасителя идти, просвещать и крестить народы? Известно, что уже в первые века христианства люди бежали от несовершенства этого мира, становясь монахами, дабы впоследствии спасать тех, кто в миру. Но это был особый иноческий подвиг любви и служения во имя спасения ближних, а не самопревозношения перед ними, и уж, конечно, никто не принуждал к пустынножительству ни своих, ни чужих детей».
Подчеркнув, что обители призваны давать ответ тем несчастным, неуверенным в своем настоящем и будущем людям, Святейший Владыка призвал устанавливать в крупных монастырях дежурство опытных насельников, принимающих для беседы: «Отцам настоятелям и наместникам, матушкам настоятельницам следует при этом тщательно выбрать тех из братьев или сестер, которые будут способны понести такие послушания, подавая людям истинное церковное утешение, а не уводя их за собой в дебри заблуждений, суеверий и духовной прелести. Духовничество монастыря должно быть под духовным надзором наместников, настоятелей и настоятельниц, правящих архиереев».