13.1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

13.2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

13.3 И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять; Мк 4, 2. Лк 8, 4.

13.4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

13.5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

13.6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;

13.7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

13.8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

13.9 Кто имеет уши слышать, да слышит!

13.10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

13.11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,

13.12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; Мф 25, 29. Мк 4, 25. Лк 8, 18. Лк 19, 26.

13.13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

13.14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, Мк 4, 12. Лк 8, 10. Ин 12, 40. Деян 28, 26. Рим 11, 8.

13.15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ис 6, 9-10.

13.16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, Лк 10, 23.

13.17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали. 1 Пет 1, 10.

13.18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: Мк 4, 15. Лк 8, 11.

13.19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге.

13.20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;

13.21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

13.22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

13.23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

13.24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;

13.25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;

13.26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

13.27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

13.28 Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

13.29 Но он сказал: нет – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,

13.30 оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

13.31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, Мк 4, 30. Лк 13, 18.

13.32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

13.33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. Лк 13, 20.

13.34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, Мк 4, 33.

13.35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. Пс 77, 2. Пс 48, 4.

13.36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

13.37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;

13.38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого;

13.39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Иоил 3, 13. Откр 14, 15.

13.40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:

13.41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,

13.42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;

13.43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! Прем 3, 7. Дан 12, 3.

13.44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

13.45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,

13.46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

13.47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,

13.48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.

13.49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,

13.50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

13.51 И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: та́к, Господи!

13.52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

13.53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.

13.54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Мк 6, 1. Лк 4, 16.

13.55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? Ин 6, 42.

13.56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?

13.57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. Мк 6, 4. Лк 4, 24. Ин 4, 44.

13.58 И не совершил там многих чудес по неверию их.