Суббота. Сщмч. Харала́мпия.

Прп. Про́хора Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Ло́нгина Коря́жемского.

Блгв. кн. Анны Новгородской.

Служба священномученика не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха.

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 6-й — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» — 2-й: «Же́ртвы одушевле́нныя…», 3-й: «Честна́ смерть святы́х Твои́х, Го́споди…», 4-й: «Иму́ще дерзнове́ние…», припевы обычные со стиховны — см. Часослов)1. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Свеще́ неугаси́мая…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом — тропарь священномученика, глас 4-й2. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На малом повечерии — поется служба сщмч. Вла́сия, еп. Севасти́йского, с 11 февраля (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»)3.

На утрене на «Бог Господь» — тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 16-я и 17-я4. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Воскресения Христова — канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.

В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

В храме святого — канон священномученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни — седален священномученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак и икос священномученика, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (мученичны из числа стихир на хвалитех — 1-й: «Кто не ужаса́ется…», 2-й: «А́нгелом соприча́стницы…», 3-й: «Ка́ко ва́шим подвиго́м…»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Еди́на Чи́стая…» (см. в стихирах на хвалитех).

По Трисвятом — тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́…».

На часах — тропарь и кондак священномученика.

На Литургии блаженны Октоиха — 6.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь священномученика; кондак храма, кондак священномученика. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Яко начатки естества…»5.

В храме святого — тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь священномученика; кондак священномученика. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Яко начатки естества…».

Примечание. В храме святого в субботу тропарь и кондак храма не поются, потому что все святые именованы в тропаре и кондаке дня.

Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня.

Апостол и Евангелие — дня.

Примечание. При субботней службе с «Бог Господь» заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, а заупокойные Апостол и Евангелие не читаются (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372).

В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

Сноски:

1 Типикон предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с «Господи, воззвах». Эти мученичны в субботней службе 1–7 гласов располагаются во второй группе стихир. В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении субботней службы Октоиха 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир.

2 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Февраль. Киев, 1893. Л. 94 об.) указывают тропарь священномученика, глас 4-й: «Му́ченик Твой, Го́споди, Харала́мпий…» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.).

3 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

4 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

5 «Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 52 гл. Тип., л. 385, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: «в субботу бо храмовые кондаки Христовы и Богородицы оставляются; точию аще прилучится великий святый, тогда И ныне, кондак храма Христова или храма Богородицы; а идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: Предстательство христиан». Но здесь выражается не та мысль, что в субботы нельзя петь кондак храма Христова или Богородицы, а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христова или Богородицы; надобно же их покрывать субботним песнопением: Яко начатки естества… Причем, однако, кондак храма Христова или Богородицы совершенно не устраняются: если случится великий святой, когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Божией Матери их надобно покрывать кондаком храма Христова или Богородицы, а где храм не Христов и не Богородицы, то — Предстательство христиан…» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 308).