Понедельник. Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия. Аллилуия. Начало Петрова поста.

Прп. Лео́нтия, канона́рха Печерского, в Дальних пещерах.

Примечание. Определяя состав и порядок богослужения седмичных дней малых постов периода пения Октоиха (Рождественского, Петрова и Успенского), Типикон различает дни, когда поется «Бог Господь», и дни, когда поется «Аллилуия». В определенные дни пение «Аллилуия» заменяет собою «Бог Господь», предшествуя пению Троичнов Октоиха (см. Типикон, гл. 51; гл. 48, 14 ноября). В последованиях этих дней сказано: «Аллилуия или тропарь». Но если аллилуйная служба совпадет с субботой или Неделей, то она отменяется (вообще, когда аллилуйная служба совпадает с субботой, то согласно Типикону, гл. 12, 1-е «зри», если святой не имеет тропаря, должна совершаться заупокойная служба, по 13-й главе). Кроме того, аллилуйная служба назначается в первый день Рождественского и Петрова поста. Таким образом, в 2013 году в период Петрова поста аллилуйные службы (по великопостному чину) назначаются Типиконом на 18, 20 и 22 июня.

В настоящее время, когда богослужение малых постов ничем не отличается от богослужений седмичных дней периода пения Октоиха, представляется уместным возродить древний устав аллилуйных служб, покаянное содержание которых подготовит молящихся к достойной встрече великих праздников. Пожелание возродить аллилуйные службы периода малых постов было высказано и на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Вот что говорил в своем докладе один из участников Собора, профессор-литургист священник В. Д. Прилуцкий: «Для усиления значения поста в жизни христианина наш богослужебный строй для постных дней назначает службы, выделяющиеся своими особенностями. Наиболее заметные из них — это пение Аллилуия и поклоны с молитвою Ефрема Сирина. На практике эти особенности блюдутся в отношении лишь великопостного богослужения. Службы других постов у нас ничем уже не отличаются от обычных, хотя по Уставу и эти службы имеют отличия, приближающие их к великопостному богослужению. Нам нигде не приходилось слышать богослужение с Аллилуия и молитвою Ефрема Сирина в будние дни Филиппова, Петровского (и Успенского. — Сост.) постов. Многие даже и не подозревают, почему на некоторые числа ноября и декабря положены первыми стихиры Богородице, и иногда поют эти стихиры, не применяя других положенных по Уставу особенностей для таких служб. И кто знает, не через это ли опущение уставных требований посты Филиппов и Петровский нарушаются у нас с большей легкостью, чем режим великопостный» (см.: Богословские труды. Сб. 34. С. 300).

При аллилуйной службе Литургия не совершается, подобно тому как это бывает в понедельник, вторник и четверг первых шести седмиц Великого поста.

По Уставу, совершается аллилуйная служба (мч. Леонтия) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба мч. Леонтия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (В). Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь Боголюбской иконы Божией Матери в соединении со службой мч. Леонтия (без праздничного знака) (А).

А. На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 4-й — 5, и мученика, глас 8-й — 3. «Слава» — мученика, глас 1-й: «Страстоте́рпче Лео́нтие…», «И ныне» — Богородицы, глас 8-й: «Прииди́те, возра́дуемся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы — 3.

На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» — мученика, глас 4-й: «Да весели́тся Не́бо…», «И ныне» — Богородицы, глас тот же: «Ты еси, Богоро́дице, А́нгелов ра́дость…».

По Трисвятом — тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — тропарь Богородицы, глас 1-й.

На утрене на «Бог Господь» — тропарь Богородицы, глас 1-й (дважды). «Слава» — тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» — тропарь Богородицы, глас 1-й.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Богородицы (по дважды).

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1-й. «Слава, и ныне» — тот же седален. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Не вве́ри мя…».

Каноны: Богородицы со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4.

Примечание. Если поется второй канон Богородицы, то каноны исполняются следующим образом: Богородицы 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), Богородицы 2-й на 4 и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни — кондак и икос мученика, глас 3-й; седален Богородицы, глас 2-й. «Слава» — седален мученика, глас 4-й, «И ныне» — седален Богородицы, глас 2-й.

По 6-й песни — кондак и икос Богородицы, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава» — светилен мученика, «И ныне» — светилен Богородицы.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Богородицы, глас 6-й — 4. «Слава, и ныне» — Богородицы, глас 8-й: «О, пресла́внаго чудесе́!..».

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — тропарь Богородицы, глас 1-й.

На часах — тропарь Богородицы. «Слава» — тропарь мученика. Кондак только Богородицы.

На Литургии блаженны от 1-го канона Богородицы, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском — тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь мученика; кондак храма. «Слава» — кондак мученика, «И ныне» — кондак Богородицы.

В храме Богородицы — тропарь Богородицы (Боголюбской иконы), тропарь мученика. «Слава» — кондак мученика, «И ныне» — кондак Богородицы (Боголюбской иконы).

В храме святого — тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма. «Слава» — кондак мученика, «И ныне» — кондак Богородицы.

Прокимен, аллилуиарий и причастен — Богородицы и мученика.

Апостол и Евангелие — дня, Богородицы (под зачало) и мученика.

Б. 9-й час — по обычаю.

На вечерне кафизмы нет.

«Господи, воззвах» поется во глас Богородичных стихир Минеи, в данном случае — на глас 8-й.

Примечание. Пение Богородичных стихир Минеи является неотъемлемой принадлежностью аллилуйных служб периода малых постов. Если Богородичные стихиры в рядовой службе Минеи отсутствуют, они заимствуются (как правило, по гласу стихир рядового святого) из других служб Минеи (ср.: Минея, 22 мая). При совершении аллилуйной службы двум малым святым, у каждого из которых есть свои стихиры на «Господи, воззвах», допустимы следующие варианты: 1) пение на «Господи, воззвах» стихир обоих святых на 6 (при этом Богородичные стихиры не поются); 2) пение на «Господи, воззвах» стихир Богородицы (заимствованных из другой службы Минеи) на 3 и стихир первого святого на 3 (стихиры второго святого в таком случае переносятся на хвалитны утрени и поются на 4, с повторением первой стихиры).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Богородицы1, глас 8-й: «Стра́нно та́инство, Чи́стая…» и др. — 3 (см. в Минее 22 июня), и мученика, глас тот же — 3. «Слава» — мученика, глас 1-й: «Страстоте́рпче Лео́нтие…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Небе́сных чино́в ра́дование…».

Входа нет. Читается «Свете Тихий». В воскресенье вечером всегда поется дневной прокимен, глас 8-й: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни», со стихом [в остальные седмичные дни (вторник — пятница), если случится аллилуйная служба, вместо дневного прокимна поется «Аллилуия», во глас 6-й, со стихами из Часослова; накануне первого дня Рождественского поста — прокимен дня]. Читается «Сподоби, Господи…». Ектения: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» — мученика, глас 4-й: «Да весели́тся Не́бо…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, Све́та о́блаче…».

По Трисвятом — тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» — «Крести́телю Христо́в…» (поклон), «И ныне» — «Моли́те за ны…» (поклон). «Под Твое́ благоутро́бие прибега́ем…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй…» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благослове́н…». Чтец: «Аминь». Настоятель или чтец: «Небе́сный Царю́…». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» с 3 великими поклонами2. Конечное Трисвятое не читается3. Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Произносится великий отпуст, поются многолетны.

В Неделю вечера [и накануне 1-го дня Рождественского поста] служится малое повечерие.

Порядок тропарей и кондаков малого повечерия следующий [тропари и кондаки малого повечерия накануне 1-го дня Рождественского поста — при совершении в этот день аллилуйной постовой службы — см. 15 ноября]:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дневной: «Небесных воинств…», тропари малого повечерия: «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Молитвами, Господи, всех святых…».

В храме Архангелов — тропарь дневной: «Небесных воинств…», тропари малого повечерия: «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Молитвами, Господи, всех святых…».

В храме Предтечи, апостолов и святого — тропарь дневной: «Небесных воинств…», тропарь храма, тропари малого повечерия: «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Молитвами, Господи, всех святых…».

В конце малого повечерия вместо обычного возгласа: «Молитвами святых отец наших…» произносится — «Боже, уще́дри ны…». После этого возгласа читается молитва прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с 16 поклонами). Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей — возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», и прочее окончание повечерия по обычаю.

Полунощница совершается вседневная с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с 16 поклонами).

На утрене после начального возгласа «Благословен Бог наш…» — Трисвятое. По «Отче наш…» — возглас: «Яко Твое есть Царство…». «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне». «Прииди́те, поклони́мся…» и псалмы 19-й и 20-й (каждение всего храма). Шестопсалмие, великая ектения, и поем «Аллилуиа» во глас Октоиха, и Троичны гласа (как Великим постом).

Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений по кафизмах нет. Седальны Октоиха с Богородичнами их. (В службе этого дня есть кондак мученика, поэтому мученичен Октоиха поется на своем месте, т. е. в седальнах по 2-м стихословии, и не переносится на 6-ю песнь канона.)

Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мученика на 4.

Примечание. Пение канонов на аллилуйной службе малых постов не отличается от службы с «Бог Господь».

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи (мученика).

По 3-й песни — седален мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак и икос мученика, глас 3-й.

Примечание. Если в Минее у святого нет кондака, то на его месте по 6-й песни канона поется мученичен Октоиха (из седальнов по 2-м стихословии)4, который в таком случае в седальнах опускается.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения и светилен Троичен гласа (как Великим постом).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Примечание. Если при службе двух святых на «Господи, воззвах» пелись стихиры Богородицы на 3 и стихиры первого святого на 3, то стихиры второго святого переносятся на хвалитны утрени и поются на 4 (с повторением первой стихиры). В этом случае «Тебе слава подобает…» не читается, но сразу после хвалитных стихир чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

Читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Небе́сная пою́т Тя…».

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» — тропарь: «В храме стоя́ще…». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благослове́н…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небе́сный Царю́…». Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), и тотчас 1-й час.

Примечание. К часам, по Уставу, присоединяются междочасия (в отличие от Великого поста, когда вместо них на часах читаются кафизмы). Кафизм на часах не полагается.

Час 1-й. «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец произносит тропарь часа: «Зау́тра услыши глас мой…». Он же (но не певцы) повторяет этот тропарь просто, без пения. Стих 1-й: «Глаголы моя внуши́, Господи…», и тропарь: «Заутра услыши…»; стих 2-й: «Яко к Тебе помолюся, Господи…», и тропарь: «Заутра услыши…», «Слава, и ныне» — Богородичен часа: «Что Тя нарече́м…». «Стопы́ моя напра́ви…», «Да испо́лнятся уста́ моя…» (читаются без повторений). Трисвятое. По «Отче наш» иерей — возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», Богородичен: «Преславную Божию Матерь…» [в среду и пяток — Крестобогородичен: «Скоро предвари́…»]. «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей — возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей — молитву: «Христе, Свете Истинный…», и начинается междочасие 1-го часа.

Междочасие 1-го часа (см. Следованную Псалтирь): «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец: «Слава, и ныне». Трисвятое. По «Отче наш» иерей — возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», тропарь: «Помилуй нас, Господи…», «Слава» — ин тропарь: «Господи, помилуй нас…», «И ныне» — Богородичен: «Милосердия двери…». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей — возглас: «Молитвами святых отец наших…», и молитва прп. Ефрема Сирина (с 3 поклонами). Чтец: «Аминь». Две молитвы: 1-я молитва: «Боже Вечный, Безначальный…», 2-я молитва: «Посыла́яй свет…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст. Поются многолетны («Великаго господина…») и по обычаю: «Утвержде́ние на Тя наде́ющихся…». Поется стихира храма, и при пении стихиры бывает исхождение в притвор для заупокойной литии.

Час 3-й. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами (завеса не открывается), совершив три поклона (поясных), произносит возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный…» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По прочтении трех псалмов чтец читает тропарь часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…». Он же (но не певцы) повторяет этот тропарь просто, без пения. Стих 1-й: «Сердце чисто сози́жди во мне, Боже…», и тропарь: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…»; стих 2-й: «Не отве́ржи мене от Лица Твоего…», и тропарь: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…», «Слава, и ныне» — Богородичен часа: «Богородице, Ты еси лоза́ истинная…». «Господь Бог благослове́н…». Трисвятое. По «Отче наш» иерей — возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», тропарь: «Благослове́н еси, Христе Боже наш…», «Слава» — ин тропарь: «Скорое и известное даждь утеше́ние…», «И ныне» — Богородичен: «Надежда и Предстательство…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, уще́дри ны…» (но не «Молитвами святых отец наших…»). Чтец: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже Отче Вседержителю…», и начинается междочасие 3-го часа.

Междочасие 3-го часа. «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец: «Слава, и ныне». Трисвятое. По «Отче наш» иерей — возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», тропарь: «Боже отец наших…», «Слава» — ин тропарь: «Мученицы Твои, Господи…», «И ныне» — Богородичен: «Стена́ необори́мая…». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей — возглас: «Молитвами святых отец наших…», и молитву прп. Ефрема Сирина (с 3 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Господи, Боже наш…», и тотчас 6-й час.

6-й час. «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец произносит тропарь часа: «Иже в шесты́й день же и час…». Он же (но не певцы) повторяет этот тропарь просто, без пения. Стих 1-й: «Внуши́, Боже, молитву мою…», и тропарь: «Иже в шесты́й день же и час…»; стих 2-й: «Аз к Богу воззва́х…», и тропарь: «Иже в шесты́й день же и час…», «Слава, и ныне» — Богородичен часа: «Яко не и́мамы дерзновения…». «Скоро да предваря́т ны…». Трисвятое. По «Отче наш» иерей — возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», тропарь: «Спасение соде́лал еси…», «Слава» — ин тропарь: «Пречистому Образу Твоему…», «И ныне» — Богородичен: «Милосердия су́щи источник…» [в среду и пяток — Крестобогородичен: «Препрославленна еси…»]. «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей — возглас: «Боже, уще́дри ны…» (но не «Молитвами святых отец наших…»). Чтец: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже, Отче Вседержи́телю…» (см. последование 3-го часа; молитва: «Боже и Господи Сил…» читается на междочасии 6-го часа), и начинается междочасие 6-го часа.

Междочасие 6-го часа. «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец: «Слава, и ныне». Трисвятое. По «Отче наш» иерей — возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава» — ин тропарь: «Болезньми святых…», «И ныне» — Богородичен: «Молитвами, Господи, всех святых…». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей — возглас: «Молитвами святых отец наших…», и молитву прп. Ефрема Сирина (с 3 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Боже и Господи Сил…», и тотчас 9-й час.

9-й час. «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец произносит тропарь часа: «Иже в девятый час…». Он же (но не певцы) повторяет этот тропарь просто, без пения. Стих 1-й: «Да прибли́жится молитва моя…», и тропарь: «Иже в девятый час…»; стих 2-й: «Да вни́дет прошение мое…», и тропарь: «Иже в девятый час…», «Слава, и ныне» — Богородичен часа: «Иже нас ра́ди…». «Не преда́ждь нас до конца́…». Трисвятое. По «Отче наш» иерей — возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», тропарь: «Ви́дя разбойник…», «Слава» — ин тропарь: «Посреде́ двою́ разбойнику…», «И ныне» — Крестобогородичен: «Агнца, и Пастыря…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами, т. к. есть междочасие). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже, Отче Вседержителю…» (см. последование 3-го часа; молитва: «Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш…» читается на междочасии 9-го часа), и начинается междочасие 9-го часа.

Междочасие 9-го часа. «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец: «Слава, и ныне». Трисвятое. По «Отче наш» иерей — возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», тропарь: «Просвети́вый земны́я Крестом…». «Слава» — ин тропарь: «Яко разбойник…», «И ныне» — Крестобогородичен: «Нас ра́ди Распя́таго…». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей — возглас: «Молитвами святых отец наших…», и молитву прп. Ефрема Сирина (с 3 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Господи Иисусе Христе…», и тотчас изобразительны5.

Изобразительны. «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода…». «Слава» — «Хвали́, душе́ моя́, Го́спода…», «И ныне» — «Единоро́дный Сы́не…», «Во Царствии Твоем…» (без пения). Блаженны гласа (см. Октоих). Прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие — дня. «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…» (без пения), «Лик Небесный поет Тя…», «Приступи́те к Нему…», «Лик Небесный…», «Слава» — «Лик святых Ангел и Архангел…», «И ныне» — «Верую во Единаго Бога…», «Осла́би, остави…», «Отче наш». Иерей — возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», и кондаки.

Кондаки (в понедельник):

В храме Господском — кондак храма, кондак дневной: «Архистрати́зи Божии…», кондак Минеи (если есть). «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».

В храме Богородицы — кондак дневной: «Архистратизи Божии…», кондак Минеи (если есть). «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — кондак дневной: «Архистратизи Божии…», кондак храма, кондак Минеи (если есть). «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Примечание. Если на утрене кондак святого отсутствовал, то на изобразительных он также не глаголется.

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей — возглас: «Боже, уще́дри ны…», и молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей — возглас: «Яко Твое есть Царство…». «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвята́я Троице…». «Бу́ди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне» — псалом 33-й: «Благословлю́ Го́спода…» (весь до конца). Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до слов: «…и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст. Поются многолетны.

Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время.

В. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й — 3, и мученика, глас тот же — 3. «Слава» — мученика, глас 1-й: «Страстоте́рпче Лео́нтие…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Небе́сных чино́в ра́дование…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» — мученика, глас 4-й: «Да весели́тся Не́бо…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, Све́та о́блаче…».

По Трисвятом — тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь мученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме…».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и мученика на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни — седален мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак и икос мученика, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» — светилен мученика, «И ныне» — Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Небе́сная пою́т Тя…».

По Трисвятом — тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творе́ний…».

На часах — тропарь и кондак мученика.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня, тропарь мученика; кондак дня, кондак мученика. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь дня, тропарь храма, тропарь мученика; кондак дня, кондак храма, кондак мученика. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня и мученика.

Апостол и Евангелие — дня и мученика.

Сноски:

1 Богородичные стихиры обычно входят в состав служб, на которых поется «Аллилуия», и поются первыми. В данном случае Богородичные стихиры заимствуются (в соответствии с гласом стихир мч. Леонтия) из службы сщмч. Евсе́вия, еп. Самоса́тского (см.: Минея, 22 июня).

2 Три великих поклона полагаются здесь в понедельник (т. е. в воскресенье вечером) и в 1-й день Рождественского поста (т. е. накануне 1-го дня поста вечером); в остальные седмичные дни (вторник — пятница), если случится аллилуйная служба,– 16 поклонов.

3 Конечное Трисвятое отменяется из-за сокращения (с 16-ти до 3-х) количества поклонов. В прочие дни при совершении аллилуйного богослужения конечное Трисвятое произносится.

4 По мнению В. Розанова (см.: его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 490–491), мученичен по 6-й песни канона предваряется стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», который также заимствуется из седальнов по 2-м стихословии.

5 Изобразительны, по традиции, совершаются при открытой завесе царских врат.