Неделя 14-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Глас 5-й. Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии всехва́льной.

Свт. Московского Киприа́на, всея России чудотворца.

Служба вмц. Евфимии шестеричная, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения и воскресной службой Октоиха (по Марковой главе Типикона под 15 сентября: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся попра́зднство Воздви́жения Честна́го Креста́ в Неде́лю, а святы́й пое́тся на 4, или́ на 6, или́ ему́же и полиеле́й»).

На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й — 3, праздника, глас 4-й — 3, и великомученицы, глас тот же — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — великомученицы, глас 6-й: «Процве́тшая доброде́тельми…», «И ныне» — догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 6-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» — великомученицы, глас 1-й: «Днесь ли́цы отце́в…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» — праздника, глас тот же: «Днесь я́ко вои́стину…» (см. на стиховне утрени).

Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихиры праздника, глас 6-й (см. на стиховне вечера, без припевов), стихиры праздника, глас 2-й (см. на стиховне утрени, без припевов). «Слава» — великомученицы, глас 1-й: «Днесь ли́цы отце́в…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» — праздника, глас тот же: «Днесь я́ко вои́стину…» (см. на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» — великомученицы, глас 8-й: «Всяк язы́к…», «И ныне» — праздника, глас тот же: «Его́же дре́вле Моисе́й…».

По Трисвятом — «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» — тропарь великомученицы, глас 4-й, «И ныне» — тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные1.

Непорочны2 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника на 4 и великомученицы на 43.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

По 3-й песни — кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос великомученицы, глас тот же; седален великомученицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» — седален праздника, глас тот же: «Посреде́ Еде́ма…».

По 6-й песни — кондак и икос воскресные, глас 5-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» — светилен великомученицы, «И ныне» — светилен праздника: «Светоза́рными сия́нии…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й — 4, и великомученицы, глас 3-й и глас 6-й — 4 (со славником и припевами своими4). «Слава» — стихира евангельская 3-я, «И ныне» — «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».

На 1-м и 6-м часе — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь праздника. Кондак праздника5.

На 3-м и 9-м часе — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь великомученицы6. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа — 4, праздника, песнь 3-я — 4, и великомученицы, песнь 6-я — 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском — тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь великомученицы; кондак воскресный. «Слава» — кондак великомученицы, «И ныне» — кондак праздника.

В храме Богородицы и святого — тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь великомученицы; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» — кондак великомученицы, «И ныне» — кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий — Недели по Воздвижении (т. е. праздника) и великомученицы.

Примечание. Указание Марковой главы Типикона под 15 сентября: «На Литургии… прокимен гласа оставляется», означает, что в Неделю по Воздвижении при святом, имеющем свой прокимен (напр., 15, 16 и 20 сентября), прокимен гласа не поется, потому что более двух прокимнов на Литургии никогда не бывает. Если святой не имеет своих чтений и прокимна (напр., 17, 18 и 19 сентября), то поются прокимен гласа и Недели по Воздвижении (т. е. праздника). См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 361–362.

Апостол и Евангелие — Недели по Воздвижении, дня (под зачало) и великомученицы.

Задостойник праздника.

Причастен — воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небе́с…», и великомученицы: «В па́мять ве́чную…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».

Сноски:

1 По первом стихословии на «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный 5-го гласа: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

2 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

3 Канон шестеричного святого в Неделю в период попразднства, согласно Уставу, поется на 4, аналогично службе малого святого. Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. В старопечатной традиции пение канона святого на 4 в воскресный день в попразднство было допустимо и при совпадении с памятью бденного святого (см.: Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 132).

4 Припевы к двум последним хвалитным стихирам см., напр., в Минее в прокимне на Литургии. Стих 1-й: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, / Бог Изра́илев»; стих 2-й: «В це́рквах благослови́те Бо́га, / Го́спода от исто́чник Изра́илевых». Ср.: Минея общая, гл. 20-я.

5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 277.

6 Там же. С. 275–276.