«Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9; 2-3). Как же часто вспоминаются мне эти слова. Особенно, когда приходится разговаривать с человеком в трудную для него минуту. Иерей Андрей Мизюк о евангельском чтении этого воскресенья.

«И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9;39).

А сказано это было после чуда, которое Господь совершил со слепым. В неделю 6-ю по Пасхе Церковь вспоминает евангельское событие исцеления слепорожденного. Эпизод, который ценен не самим фактом исцеления, благо это был не единственный слепой и не единственный увечный, встретившиеся Христу, но одновременно чудо исцеления врожденного увечья есть и напоминание о том, что Господь в силе и славе Своей избавляет человеческую природу от всякого увечья и уродства, что Воскресение Его есть и прообраз грядущего воскресения всеобщего, в котором от всякого увечья будет исцелен весь человек. А увечья могут быть не только физическими.

Вообще, удивительно, что именно в этом евангельском отрывке мы видим не только удивительное физическое избавление от врожденного недуга, но и преображение человека, в котором открылось нечто более важное, чем просто глаза. И здесь же – окончательное и добровольное утверждение в слепоте тех, кто, видя и зная, очень сильно, как это модно сейчас говорить, хотел бы это все «развидеть» и убедить в своей правоте всех остальных. История о нас самих, которая произошла некогда, которая происходит теперь и которая, наверное, повторится в этом мире неоднократно. Потому невидящие начинают видеть, а видящие слепнут.

«Ему так было угодно?»

«Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9; 2-3).

Как же часто вспоминаются мне эти слова. Особенно когда приходится разговаривать с человеком в трудную для него минуту. Я однажды в храме случайно разговорился с одной женщиной. Они с мужем попали в серьезную аварию. Серьезную, потому что их личный автомобиль теперь нуждается в очень долгом ремонте, а у них был запланирован переезд в другой город и вообще было очень много других планов. Я сам за рулем и очень хорошо понимаю ее чувства. И мы разговорились о том, почему и за что Бог дает такие испытания. Она спросила: «Ему так было угодно? Нужно, чтобы мы сейчас никуда не уезжали, чтобы задержались, чтобы что? Почему?»

И тогда в ходе небольшой беседы мы попробовали изменить сам вопрос, его формулировку. Не «почему» и не «за что», а для чего? И пока мы говорили, мы выяснили, что на самом деле очень здорово, что я сегодня здесь общаюсь с ней и вижу ее здесь лишь с небольшой царапиной на лбу, на своих ногах, молодую и живую, и очень здорово, что жив ее муж, что в порядке и безопасности дети. И мы постарались прийти к выводу, что в этой ситуации Господь стал препятствием не для нее и не для ее семейных планов. А возможно, для чего-то непоправимого.

Фото: newstes.ru

А вообще, грустно, конечно, что в поисках ответа свыше человек изначально себя ставит в позицию обвиняемого. Кто тебе сказал, что ты виноват? И ведь правда… сколько уже было такого: «В чем я согрешил, за что Ты меня наказываешь?» в ситуациях, когда ты на самом деле не утратил ничего такого, чего нельзя было бы вернуть. «А что такое машина? Груда металла…» Вот эти слова я нередко слышал от тех, кто переживал и проживал потери серьезные и уже непоправимые. В свете жизни, ценности ее и памяти о ней на земле нет ничего, что могло бы заменить возможность однажды исправить что-то очень страшное. И ведь через это тоже кому-то надо идти. Даже через непоправимое. И это тоже для чего-то.

Вообще, это самая большая проблема — видеть в чем-то следствие греха или наказание за что-то от Бога. Дети, родившиеся не такими как все, болезнь близкого человека, потеря работы, ссора, предательство и обман. Не часто ли человек пытается обвинить Бога именно в своих проступках и их следствии? А может, задуматься о том, что Он каким-то образом, наоборот, пытается это исправить? Как? Но человек упрямо продолжает думать, что прогневал Небо, и вопрошает свое упрямое и вечное «за что?». Потому что сложилось свое видение того, что там свыше.

А свыше — там по этой логике прокурор с секундомером и камерой, фиксирующей все наши дела. Такая же логика была у других упрямцев: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы». Как будто было бы иначе, соверши Он что-либо подобное не в субботу, а в четверг. Но гордость ищет себе оправдания. Любой ценой. И это, к сожалению, уже слепота. А потому перегородка с Небом существует только в сознании и уме человека. Который принимает иногда лишь только то, что способен рационально понять и вместить. Потому что вопрос «за что» — это вопрос осуждения, а вопрос «для чего» — это о том, что я могу изменить, если то, что я сделал сейчас, не верно.

Символ недоверия

Довериться. Слепой, получивший прозрение, не просто исцелен. Он изменился. Чудо, случившееся с ним, обрадовало далеко не всех. Разозлившихся не берем. Тут все понятно. Но были и те, кто просто этого испугался. Родители слепорожденного, которые из страха быть отлученными от общины отказались от своего же сына. И это тоже символ. Символ недоверия. Страха и малодушия. Не признать, ибо… как бы чего не вышло. Я тут подергаюсь на земле, Господи, но Ты меня особенно не дергай сильно, так ведь?

Слепой сделал то, что повелел ему Господь. Не более того. И потому-то свидетельство его стало свидетельством просто тех фактов, которые с ним произошли. И потому, что бы он ни сказал, ответ ему был один: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» Такое отношение очень часто можно встретить при попытке объяснить что-либо упрямцу. «А кто ты, чтобы меня учить?» Но если так сказали только что исцеленному от врожденной слепоты человеку, то как могут прислушаться к нашим доводам?

Тут вопрос другой: а нужно ли это? Грех утвердившийся не терпит возражения, он ждет лишь поклонения себе. Согласия. А потому, «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Поэтому можно сколь угодно приводить доказательств, но это все будет бессмысленно. Желающий видеть белое черным не только не услышит, но еще сам покрасит. Чем и страшна слепота духовная.

А вообще, подобно этому слепому, человек, однажды встретившийся с Богом, нередко остается одиноким. Даже в своей радости. В радости, конечно, реже. Порадоваться хором мы всегда «за». Встречаться с Ним в горе и испытаниях намного сложнее. Потому что я не ждал Тебя, Господи, с этим чемоданом. И тут же вопрос: а за что? И очень часто, копаясь в причинах, изыскивая свои ошибки, преступления, как какой-то застуканный с поличным, человек не замечает, что в скорбном чемоданчике у Бога набор особо не изменился: терновый венец, гвозди и молоток. И это Он принес не нам.

И как бы хорошо было бы, если бы эти встречи завершались вот так:

35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: