10 августа 2010 г. мэру Москвы Ю.М. Лужкову от храма Воскресения Христова в Кадашах было направлено письмо касательно Дома дьякона следующего содержания:

Открытое письмо

Многоуважаемый Юрий Михайлович!

Благодарим Вас за активное участие в разрешении затянувшегося спора о границах земельного участка, на котором расположен  памятник федерального значения — храма Воскресения Христова в Кадашах. Под Вашим оперативным контролем недавно были утверждены научно обоснованные границы территории нашего выдающегося архитектурного шедевра, хотя еще в апреле 2010 г. рассматривалось предложение об  уменьшении территории памятника.

Данное событие вызвало большое удовлетворение не только у прихода храма, но и у культурной общественности нашего города, озабоченной состоянием нашего культурного наследия.

Всем хорошо известно Ваше деятельное участие в православном храмоздательстве и восстановлении церквей, как и других памятников. Православный мир помнит о Вашем судьбоносном решении о восстановлении храма Христа Спасителя. Мы надеемся, что Ваше внимание к Кадашевскому храму также поможет завершить наши усилия по сохранению и восстановлению как храма, так и его исторической среды во имя Божие.

Все культурные страны прилагают значительные усилия в сохранении своего исторического наследия. Нельзя не заметить, что кроме общеисторического значения, подобные объекты оказывают влияние на развитие туристической инфраструктуры города.

Одним из таких объектов в охранной зоне Кадашевского храма и в непосредственном примыкании к его территории, является «Дом дьякона». Это двухэтажное здание начала ХIХ века, которое  его последний владелец —  купец Павел Пирогов — завещал  приходу на вечное поминовение, и с конца ХIХ века оно неразрывно связано единой исторической судьбой с нашим храмом.

Здание внесено в дополнительный список памятников, и вместе с тем  оно  имеет уникальное религиозное значение для православных христиан: это единственный в Москве (и вероятно, во всей России) дом, в народном наименовании которого исторически закрепилось уважительное отношение православных людей к церковной иерархии, начиная с ее первой ступени – дьяконского чина. Даже само место со двором, где находится дом, называлось «Дьяконовка». И именно с этим наименованием – «Дом дьякона» — патриарх Алексий II поставил вопрос о его возвращении Церкви в письме к  Вам еще в 1992 году.

Уважаемый Юрий Михайлович, позвольте уверить  Вас, что «Дом дьякона» как и другие  старые здания охранной зоны храма вовсе не являются ничтожными руинами, портящими вид города, как Вас пытаются убедить,  возможно, не вполне подготовленные люди.

Согласно Пункту 1 статьи 3 Закона об объектах культурного наследия к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся «объекты недвижимого имущества … представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры». Разве не ясно, что именно как несомненный свидетель своей эпохи, как памятник градостроительства в Кадашевской слободе, как памятник развития социально-культурных отношений общества и Церкви «Дом дьякона» ценен для нас  и наших потомков?

При таких обстоятельствах мы были разочарованы, узнав, что вместо передачи Русской Православной Церкви «Дом дьякона» оказался в черте застройки коммерческого центра. К сожалению, значительная часть этой исторической зоны уже безвозвратно снесена, и здесь приходится усматривать причины, выходящие за рамки хозяйственных интересов. Но неопровержим тот факт, что никакие коммерческие выгоды не могут являться оправданием для уничтожения культурных и исторических памятников России.

Приход храма вместе с общественностью отстаивает неприкосновенность и целостность исторической охранной зоны Кадашевского храма, в том числе и «Дом дьякона».

Со стороны коммерческой структуры — ООО «Торгпродуктсервис», осуществляющей застройку, звучат агрессивные, антицерковные высказывая, сопровождаемые действиями, направленными на разжигание религиозной вражды. Мы, к сожалению, имеем основания считать, что «инвестор» пользуется содействием городских властей в умышленном уничтожении православного памятника, что воспринимается как недружественный  акт в отношении всей Православной Церкви.

Мы неоднократно требовали сохранения здания, как исторического памятника, составляющего часть комплекса храма и Кадашевской слободы и находящегося на охранной зоне церкви. Мы указывали и на его общее культурно-историческое значение, и на его особое значение для прихода, как здания, переданного на вечное поминовение в соответствии с верой и традициями православных христиан. Это хорошо известно «инвестору». «Инвестору» предлагалось осуществить замену участка на равноценный в другой части города, а также, в самое последнее время, предлагалось выкупить здание через Правительство Москвы. Наши предложения не были приняты. Свои намерения «инвестор» упорно и последовательно осуществляет, несмотря на немалые затраты на пробивание заведомо незаконных согласований, несмотря на то, что ему пришлось, все же, отказаться от своих крайних намерений по застройке храма 6-ти и 8-ми-этажными зданиями. Еще в советское время подобные обстройки храмов определялись, как «моральное убийство», которое преднамеренно совершалось в тех случаях, когда власти не могли физически уничтожить тот или иной храм.

Первый натиск на «Дом дьякона» с целью его ликвидации не случайно был осуществлен 4 декабря 2003 года: это день одного из важнейших праздников Православной Церкви – Введения во храм Пресвятой Богородицы. Тогда остановить полное уничтожение здания удалось только чудом.  Но с тех пор «инвестор» систематически совершает действия по незаконному уничтожению строения по схеме: начинается  уничтожение дома, через несколько дней выходит запрещающее постановление, снос прекращается; затем, через некоторое время вновь начинается снос,  вновь выходит запрещающее постановление, снос останавливается и т.д. На последнем этапе в июне сего года уже никаких запрещающих постановлений не было,  и остатки «Дома дьякона» защитила московская общественность, единодушно выступившая против незаконного строительства. Тем не менее, в настоящее время приходу стало известно, что «инвестор» намерен довести дело уничтожения здания «Дома дьякона», как и всей окружающей храм исторической среды, до конца.

Поэтапный снос «Дома дьякона» является настойчивым, целенаправленным уничтожением православного религиозного символа и сознательным оскорблением религиозных чувств православных христиан. Нас это не удивляет: небывалое в истории 70-летнее господство воинствующего атеизма, установленного в России Лениным, не прошло бесследно. Имеется и сейчас немало лиц, так же ненавидящих Православную Церковь и по-прежнему напрасно мечтающих о Ее исчезновении.

Вы, несомненно, согласитесь, что гонение на Православие в советский период принесло неисчислимые бедствия и утраты для нашего народа и для государства: это, прежде всего, развал моральных устоев, прямо изменяющий состояние разума. Упадок морали повлек и демографический провал, и культурную деградацию, и распад страны и прочее. Вот и душащие нас пожары в немалой степени вызваны легкомысленно недоработанной эксплуатацией торфяных болот «покорителями природы» несколько десятилетий назад. Многие (хотя и не все) это поняли. Поэтому поклонники ленинско-сталинской советской антирелигиозной политики в России и в СНГ не имеют возможности в настоящее время осуществлять массовое уничтожение православных храмов и учреждений Церкви, но они нередко пытаются всеми доступными им явными и неявными способами ослабить и унизить Православную Церковь. Не зная ни Православия, ни русской истории, некоторые публично заявляют, вполне в духе 20-80-х г.г. ХХ века, что само принятие Православия для России было, ни много, ни мало, «величайшей трагедией» (В.Познер в интервью курганскому журналу). Такие заявления – прямая клевета на Православную Церковь. Но очевидно, в прямой связи с подобными заявлениями стоит и стремление уничтожить «Дом дьякона». Это намерение расценивается нами как одно из пробных знаковых действий, от успеха которых зависит последующий рост натиска на Православие, начиная с православной культуры. Откровенный вандализм разрушительных акций в Кадашах (и не только здесь), немыслимый ни в одной европейской стране и порождающий вражду и разделение в обществе, достаточно свидетельствует о той «пользе» для общества, которую следует ожидать от подобных «инвесторов», «спасающих» Россию от Православия, в дальнейшем.

Мы категорически протестуем и будем возражать против любых антихристианских выступлений в какой бы то ни было форме и требуем уважения к нашим религиозным убеждениям.

Во исполнение  Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О свободе слова и религиозных объединениях», Закона Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», мы просим Вас остановить уничтожение «Дома дьякона», обязать ООО «Торгпродуктсервис за свой счет восстановить  «Дома дьякона» в своем историческом виде и передать его приходу для использования в церковных целях.

Я уверен, досточтимый Юрий Михайлович, что Вы с полным пониманием отнесетесь к  назревшей серьезной проблеме и разрешите ее в интересах толерантного сотрудничества Церкви, культурного сообщества и возглавляемой Вами администрации нашего города.

С искренними пожеланиями помощи Божией во всех благих делах,

Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах
Протоиерей Александр Салтыков

Копия письма:

kadashi1

kadashi2

kadashi3

Кадаши: хроника битвы за Москву

Мы не теряем надежды на то, что подлинную историческую среду Кадашевской слободы удастся спасти. Это наш долг перед Москвой, перед самими собой и перед теми людьми, которые сейчас следят за происходящим с надеждой на то, что участь культурного наследия города может перемениться к лучшему.

10 Июн 2010 | Александр Филиппов | Продолжение

Рустам Рахматуллин: «Снос – это не регенерация, а издевательство над умом!»

Координатор «Архнадзор» Рустам Рахматуллин прокомментировал ситуацию в Кадашах: — Я был среди дежуривших ночью, потом поспал три часа и пришел в Кадаши снова. Ночью приехала тяжелая техника, а дежурные Кадашей встали живой цепью и просто не пустили технику на стройку.

8 Июн 2010 | Александр Филиппов | Продолжение

Бой при Кадашах

Вчерашняя и сегодняшняя битва происходила между строителями, пытающимися вручную сносить старинные здания, и бойцами частного охранного предприятия, перекрывающими все входы на стройку, с одной стороны и активистами Московского Совета, Левого Фронта, Архнадзора, Движения Солидарности, Справедливой России и прихожанами храма Воскресения Христова с другой.

7 Июн 2010 | . | Продолжение

Протоиерей Александр Салтыков об изменении ситуации в Кадашах и о доме диакона

На последнем заседании Общественной палаты было оглашено требование мэра Москвы Ю. М. Лужкова: высота будущего комплекса «Пять столиц», рискующего серьезно повредить архитектурный облик исторической части столицы, не должна быть выше 3 этажей. Победа? Или радоваться рано?

19 Апр 2010 | Протоиерей Александр Салтыков | Продолжение

Вечность в камне, или почему разрушают Москву

Мы договорились с протоиереем Александром Салтыковым об этой беседе еще во время последних Кадашевских чтений, в декабре 2009 года, конференции, одной из задач которой является привлечение внимание «вечно спешащих москвичей» к угрозе уничтожения нашего города и исторического комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах комплексом Пять столиц.

26 Фев 2010 | Протоиерей Александр Салтыков | Продолжение

Кадаши: Возрождение белокаменной красавицы

Со дня своего возникновения он привлекает, с одной стороны, людей, беззаветно служащих красоте этого архитектурного шедевра, а с другой — равнодушных и алчных. Одни стремятся его сохранить, другие использовать в целях наживы.

30 Окт 2009 | Г. В. Алфёрова | Продолжение

Памятник русского зодчества в Кадашах. Проверка алгеброй гармонии.

Постоянное общение с памятником, мысленные беседы с зодчим, создавшим этот архитектурный шедевр, заставили меня задуматься над причиной постоянных перестроек здания. Почему при переделках постоянно портили прекрасное творение?

28 Окт 2009 | Г. В. Алфёрова | Продолжение

Памятник русского зодчества в Кадашах. Читая каменную книгу…

Есть в Москве, в Замоскворечье, одно замечательное здание XVII века. Я чувствую, что в этом сооружении таится какая-то большая историко-архитектурная загадка. Исследование сооружения может раскрыть новую интересную страницу в русском зодчестве

27 Окт 2009 | Г. В. Алфёрова | Продолжение

Общественные слушания по Кадашам

Воскресенская церковь расположена на территории объединенной охранной зоны и является частью архитектурного ансамбля Московского Кремля. Если проект нового строительства начнется, церковь заслонят корпуса нового многоэтажного офисно-жилого комплекса.

26 Сен 2009 | Елизавета Пападаки | Продолжение

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.